Описание профессии авиадиспетчер — где учиться, обязанности и зарплата


Автор: ПрофГид

Авиадиспетчер — специалист по управлению воздушным движением. Кстати, в 2022 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

История профессии

Международный день авиадиспетчера отмечается 20 октября, поскольку в этот день в 1961 году была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (сокращённо с англ. IFATCA). Однако история этой молодой профессии начинается гораздо раньше – с того момента, как впервые была установлена связь между воздушным судном и координатором полёта на земле. Позднее с появлением массовых вылетов военной авиации начали формироваться стандарты управления взлётом и посадкой. Но в гражданской авиации окончательная стандартизация управления грузовых и пассажирских авиаперевозок в её современном виде оформилась после создания IFATCA, в которую на сегодняшний день входит более 50 тысяч авиадиспетчеров со всего мира.

Достоинства и недостатки

Работа авиадиспетчером имеет множество плюсов. Благодаря им специальность считается одной из наиболее престижных в гражданской авиации.

Главные преимущества:

  • комфортные условия труда;
  • высокая заработная плата;
  • право на множество льгот;
  • ранний выход на пенсию.

Есть в работе авиадиспетчеров и несколько отрицательных моментов. Именно из-за них наблюдается недобор желающих обучиться специальности.

Основные недостатки:

  • высокая ответственность;
  • повышенная эмоциональная нагрузка;
  • посменный график работы;
  • уголовная ответственность за допущенные ошибки.

Описание и характеристика профессии

В России организация воздушного движения – это целый комплексный процесс, который обеспечивает взаимодействие диспетчерских пунктов, входящих в структуру ЕС ОрВД (что расшифровывается как Единая система организации воздушного движения). Воздушное пространство разделено на районы ответственности диспетчерских пунктов и классы, причём в зависимости от типа выполняемых задач выделяют отдельно:

  • пункты планирования, работающие над более эффективным использованием воздушного пространства от момента появления плана полёта до его закрытия;
  • пункты авиадиспетчеров, занимающихся непосредственным управлением движения от момента запуска двигателя до заруливания на стоянку на аэродроме назначения.

В соответствии с зоной планирования полётов выделяют три типа органов ЕС ОрВД: Главный Центр (ГЦ), Зональный Центр (ЗЦ) и Районный центр (РЦ). В каждом из них, согласно зонированию, собирают и обрабатывают представленные (FPL) и повторяющиеся (RPL) планы полётов, контролируют процесс планирования как регулярных, так и нерегулярных рейсов в воздушном пространстве России и на международных авиалиниях (ГЦ), прогнозируют потребности воздушного пространства и т.д. Существуют также диспетчерские пункты местных авиалиний, центры полётной информации.

Разделение этапов воздушного сообщения предполагает и разделение диспетчерских пунктов в течение всего полета. Рабочее место диспетчера в аэропорту – вышка центра управления. Ээто расположенный на высоте нескольких десятков метров зал с огромными окнами, оснащённый компьютерами, мониторами, отображающими воздушную и метеорологическую обстановку, сигнальным табло, радиотехническими средствами навигации и связи, столами ведения графиков, таблично-знаковыми индикаторами, биноклем, наконец, удобным прочным креслом.

В диспетчерском «экипаже» состоят сам авиадиспетчер радиолокационного контроля, управляющий самолётами, и помощник – диспетчер процедурного контроля, занимающийся согласованиями. В зале в прямом и переносном смысле за спиной стоят старший авиадиспетчер (начальник смены) и руководитель полётов.

Одновременный контроль в условиях воздушного движения поддерживается иногда с двумя-тремя десятками бортов, при этом необходимо ещё параллельно отслеживать изменения погоды, давления, состояние близлежащих аэродромов и т.д.

Особенность работы авиадиспетчером в том, что в любой момент может возникнуть экстремальная ситуация, в которой решение нужно принимать так же быстро и чётко, как и при соблюдении привычного графика. А случиться может, что угодно: у самолёта может отказать радиолокационная система или даже двигатель, на полосу может упасть туман и т.д. Иногда из-за ухудшения условий полосу не видно ни невооружённым глазом, ни в бинокль. На это случай существуют отработанные процедуры координации по приборам и огням взлётно-посадочной полосы, но напряжение в такие моменты вырастает. Как признался в интервью один авиадиспетчер со стажем: «Для нас любая ситуация штатная». Однако в авиации существуют и такое понятие как «авиационный инцидент». Решение об объявлении стадии «тревоги» или «бедствия» (например, невыпуска шасси при заходе на посадку) принимает руководитель полётов.

Перед заступлением на смену авиадиспетчер проходит обязательный медосмотр. Рабочий день длится, как правило, семь часов с перерывом не менее 20 минут каждые два часа. Перерыв необходим для снятия напряжения, которое за пультом очень быстро растёт и накапливается, увеличивая риск ошибки, поэтому усталость недопустима.

Поскольку профессия авиадиспетчер связана с постоянной высокой психоэмоциональной нагрузкой, она даёт право на досрочное назначение пенсии.

Что нужно, чтобы стать авиадиспетчером в России?

Как уже стало понятно, для работы по профессии надо иметь соответствующее образование.

Прямой путь в профессию – это обучение на авиадиспетчера по профилю подготовки «Специалист по аэронавигации».

Но учеба – не единственное, что нужно, чтобы стать авиадиспетчером.

Кандидатов на должность проверяют физически и психологически, их дикция должна быть четкой. При этом, английский язык они должны знать не хуже, чем русский – то есть в совершенстве.

Стандартные требования, чтобы стать диспетчером в аэропорту такие:

  • высшее профильное образование;
  • знание авиационного английского языка;
  • высокая скорость реакции и умение оценивать ситуацию и принимать правильное решение;
  • речь четкая, дикция без дефектов;
  • учат авиадиспетчеров только при условии их отличного здоровья и заключения от комиссии о профессиональной пригодности;
  • стать авиадиспетчером в аэропорту может лишь человек, обладающий психоэмоциональной устойчивостью;
  • математический склад ума, умение быстро и хорошо считать, держать в памяти много разной информации;
  • кроме этого, нужно любить небо, и быть готовым многие часы сидеть за пультом монитора.

В каком-то смысле работу авиадиспетчера можно сравнить с игрой в шахматы в нестандартных условиях, поэтому требуется серьезная подготовка.

На каких специальностях лучше учиться

Чтобы получить подготовку авиадиспетчера, базовое обучение можно проходить по нескольким специализациям:

  • Управление воздушным движением – код специализации: 2.25.03.03.
  • Организация использования воздушного пространства и Организация аэронавигационного обеспечения полётов – код специализации: 2.25.05.05.
  • Системы управления движением летательных аппаратов – код специализации: 2.24.05.06

По каждому профилю существует от 1 до 3 вариантов программы, так что школьники, поступающие на диспетчера, могут выбирать, где учиться.

Не все авиадиспетчеры работают на вышке

фото: flickr.com

Вик Вектор, диспетчер, объясняет:

«Башни авиадиспетчерской службы обычно являются наиболее заметной частью нашего рабочего места. Но персонал, работающий на смотровой площадке в башне, контролирует лишь зону аэропорта (визуально) и воздушное пространство подлета вокруг аэропорта. Воздушное же движение на эшелоне, между крупными аэропортами осуществляется диспетчерами, которые сидят в маленьких темных узких комнатах, ​​смотря на экран радара».

Лучшие вузы для обучения

К числу наиболее престижных ВУЗов для получения профильного образования относятся:

  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.
  • Московский государственный технический университет гражданской авиации.
  • МАИ – Московский авиационный институт.
  • Южно-Уральский государственный университет (Челябинск).

Однако обучение после окончания учебного заведения не заканчивается. Диспетчеру нужно раз в 3 года проходить повышение квалификации и, в зависимости от классности, раз в 1-3 года подтверждать действующее свидетельство авиадиспетчера: третий класс подтверждается ежегодно, второй – раз в 2 года, первый – раз в 3 года.

Сотрудники башни выполняют свои обязанности, визуально отслеживая обстановку

фото: flickr.com

Авиадиспетчеры, находящиеся на смотровой площадке, напротив, в основном отслеживают происходящее визуально.

Два голландских работника диспетчерской службы из авиакомпании KLM Airlines описывают следующее:

«Значит, так, мы сидим там и часто смотрим в окно. Фактически, когда мы видим происходящее своими глазами, мы можем контролировать гораздо больший трафик, чем используя технологии.

Другими словами, в плохих погодных условиях работа диспетчеров становится затруднительной и поэтому наши рейсы испытывают небольшие задержки».

Должностные обязанности

Связь с самолётами поддерживается на протяжении всего полёта, но существует поэтапное разделение ответственности диспетчеров аэропорта: один диспетчер отвечает за взлёт, другой – за набор высоты, третий – за посадку и т.д. Один и тот же специалист имеет доступ к разным специализациям.

  • Диспетчер руления. В обязанности входит контроль обстановки, складывающейся на перроне. Он разрешает или запрещает буксировку и корректирует время, чтобы одновременно по полосе не выруливал другой борт. После доведения самолёта до полосы авиадиспетчер передаёт эстафету коллеге, отвечающему за старт.
  • Диспетчер старта. Контролирует движение самолёта по взлётно-посадочной полосе и движение по предпосадочной прямой.
  • Диспетчер подхода. Ведёт самолёт до определённой высоты, обеспечивая безопасный заход на посадку и условия для манёвра.
  • Диспетчер круга. Он также отвечает за возможность манёвра во время посадки, но на более низкой высоте.

Диспетчеры подхода и диспетчеры круга физически могут размещаться в соседнем зале. У них больше времени для принятия решения по каждому отдельному борту, но самих бортов в каждую единицу времени больше, чем у диспетчеров руления и старта.

Льготные программы и бонусы

У авиадиспетчеров сложная, ответственная и нервная работа. Из-за этого специалисты имеют право на различные льготы. Так, им компенсируют отсутствие выходных, сменный график работы и повышенную нагрузку на нервную систему.

Доступные льготы:

  • разовая денежная премия для покупки квартиры (до 1,9 млн рублей);
  • материальная помощь молодым специалистам;
  • компенсация затрат на аренду жилья (до 50%);
  • бесплатный полёт в любую точку мира (после 5 лет работы);
  • бесплатные путёвки в профилактории и санатории;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск (67 дней);
  • ранний выход на пенсию (мужчины — 50 лет, женщины — 45 лет).

Кому подходит

Требования к кандидатам очень серьёзные, и поэтому после прохождения стажировки в среднем отсеивается 1/10 часть кандидатов. Высоки требования не только к объёму специальных знаний (метеорология, аэродинамика, навигация, радиотехническое оборудование и др.) и общих знаний (владение английским языком на уровне 4 по шкале ICAO), но и к психоэмоциональной устойчивости кандидата на эту работу.

Из числа высококвалифицированных специальностей авиадиспетчеры находятся в группе риска среди тех людей, чья профессия усугубляет или провоцирует суицидальные наклонности. Поэтому помимо серьёзной общей медицинской комиссии кандидат в авиадиспетчеры должен пройти психологический тест на профпригодность. Нередко составы специально учат справляться со стрессами. Не случайно один из наиболее популярных видов отдыха у диспетчеров – рыбалка на озёрах.

Существуют и возрастные ограничения. До 40 лет медицинское обследование на допуск к работе проводится раз в три года, затем — в два года, а с 50 лет полное обследование с заключением о профпригодности происходит ежегодно.

Плюсы и минусы

Особенно тяжела в плане эмоциональной нагрузки работа диспетчера «Подхода».

Профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий, связанных с техникой и человеческими жизнями (с точки зрения психологии наибольший интерес представляет

Диспетчерская служба работает круглосуточно, и диспетчеры несут свою вахту посменно. Это, как и нервное напряжение, можно отнести к недостаткам профессии. Однако эти трудности компенсирует чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и осознание собственной незаменимости.

Среди бонусов профессии – право на досрочную пенсию. Для мужчин – с 50 лет, для женщин – с 45 лет, если они проработали в службах непосредственного управления полётами не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет. (п.14 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173 — ФЗ)

Зарплата авиадиспетчера

В основной массе опубликованных вакансий заработная плата авиадиспетчеру предлагается в размере до 40 тысяч рублей в месяц. Из-за большого количества таких вакансий средняя предлагаемая зарплата довольно низкая и не соответствует тому уровню ответственности и необходимой квалификации, который должен быть у диспетчера управления воздушным транспортом.

Однако достаточно вакансий можно найти и с оплатой до 80 тысяч рублей. Реже, но тоже публикуются, предложения о работе за 125-165 тыс. рублей в месяц и выше. Максимальная зарплата, которая фигурировала в перечне предложений – 214,5 тыс. рублей/ месяц.

Трудоустройство и карьера

Прежде чем обучаться профессии, нужно понять, сколько зарабатывает специалист и где может трудоустроиться. В большинстве случаев авиадиспетчер находит работу в аэропорту или УВД (управлении воздушным движением). Иногда специалист выбирает образовательное направление и идёт работать преподавателем в профильное учебное заведение.

Авиадиспетчеры редко жалуются на свою зарплату. В большинстве случаев размер оклада составляет от 80 до 160 тыс. рублей. В наиболее загруженных аэропортах доход специалиста может превышать 200 тыс. рублей в месяц.

Молодой специалист начинает свою карьеру с должности помощника авиадиспетчера. Он выполняет простую и наименее ответственную работу. Набравшись опыта, молодой сотрудник может занять место авиадиспетчера и начать самостоятельно управлять полётами. Следующей ступенью карьерной лестницы станет должность старшего авиадиспетчера. Если специалист будет хорошо справляться со своими обязанностями, тогда он сможет рассчитывать на место руководителя полётов.

Альтернативный вариант развития карьеры предусматривает не только получение определённых должностей, но и переход в более загруженные аэропорты. Там специалист может стать авиадиспетчером или попробовать свои силы в смежных областях (например, в логистике или авиационной инженерии).

Как построить карьеру

При построении карьеры авиадиспетчер вырастает до старшего диспетчера, а затем – до и руководителя полётов с большими полномочиями. Однако своеобразным витком карьеры может стать не только должностной рост, но и переход из провинциального аэропорта в аэропорт с большим трафиком и повышенными нагрузками, что становится своеобразным профессиональным вызовом для авиадиспетчера.

При уходе с основного места работы диспетчер может попробовать себя в качестве инженера по снабжению, логиста, то есть, на работах, где его профессиональные навыки востребованы.

Личные качества

Хорошо делать свою работу сможет только авиадиспетчер, обладающий определёнными чертами характера. Каждая из них важна для специалиста и может помочь ему спасти не одну сотню жизней.

Главные качества:

  • ответственность;
  • стрессоустойчивость;
  • высокая концентрация внимания;
  • хорошо поставленная речь;
  • коммуникабельность;
  • умение быстро принимать решения;
  • способность работать в команде.

Перспективы профессии

В научной фантастике и футурологии теме замены роботами людей в профессиях пилота и диспетчера посвящен целый ряд произведений (например, книга Станислава Лема «Дознание»). Деятельность авиадиспетчера, действительно, автоматизируется очень быстро. Однако контроль над работой приборов и вынесение окончательного решения в случае чрезвычайной ситуации остаётся за человеком. А значит, эта профессия еще долго будет востребована.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия авиадиспетчер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Предъявляемые требования

Стать авиадиспетчером сможет человек, соответствующий всем требованиям профессии. Он должен не только идеально знать особенности своей работы, но и обладать навыками в десятках смежных сфер деятельности.

Основные требования:

  • образование по профильной специальности;
  • знание воздушной навигации, правил эшелонирования и особенностей управления самолётом;
  • умение находить оптимальное решение в стрессовой ситуации;
  • наличие базовых знаний в области авиационной метрологии;
  • знание английского языка;
  • способность управления и наладки специального оборудования;
  • умение доносить информацию экипажам различных авиалиний.

Видят ли диспетчеры НЛО?

фото: flickr.com

Говорят, что видят! Например, в одну из ночей в марте 2004 года несколько авиадиспетчеров в аэропорту Канады заявили, что видели неопознанный летающий объект, который не был виден на радарах. Совсем недавно в США, штат Орегон, также заявили, что видели несущийся на огромной скорости неопознанный летающий объект, скрывшийся затем из поля их зрения.

Смотрите также

Селфи с пассажирскими самолетами, заходящими на посадку (видео)

Виды диспетчерских пунктов

В зависимости от того, на чем специализируется диспетчерский пункт, он может быть одним из трех основных их видов:

  1. Так называемый ГЦ. Расшифровывается аббревиатура, как Главный Центр.
  2. ЗЦ. Аббревиатура расшифровывается, как Зональный центр.
  3. РЦ. Аббревиатура расшифровывается, как Районный центр.

Каждый из пунктов специализируется на том, что разрабатывает разнообразные планы полета, согласно которым будут перемещаться самолеты. Также, они следят за различными видами рейсов. Как за теми, которые летают регулярно. Так и за теми, которые с определенной периодичностью.

Рейсы эти могут быть абсолютно любыми. Начиная с международных. Заканчивая теми, что проводятся внутри государства.

Также, авиадиспетчеры специализируются на том, что анализирует воздушное пространство. График полетов. И делают прогнозы по поводу того, как улучшить расписание полетов самолетов.

Перед тем, как устроиться на работу, авиадиспетчеру нужно пройти медосмотр

На работу авиадиспетчера берут только при наличии крепкого здоровья. Тинейджер в обязательном порядке должен будет пройти медицинский осмотр. И показать на нем высокие результаты. А еще, он должен быть хладнокровным и стрессоустойчивым.

Длительность рабочего дня


У авиадиспетчеров нормированный график работы. Каждый день специалист работает не более семи часов. А каждые два часа в обязательном порядке выходит на перерыв. Который длится около двадцати минут.

Перерыв у специалиста должен быть в обязательном порядке. Чтобы он смог быстро избавиться от появившегося стресса. И напряжения. Во время работы усталость у авиадиспетчера накапливается очень быстро. Если работать, не будучи свежим, то специалист может ошибиться. Что приведет к серьезным проблемам. И даже к катастрофе.

Работа авиадиспетчера — довольно тяжелая. Поэтому специалист, проработавший на должности, имеет право намного раньше уйти на пенсию, чем сотрудники других учреждений.

Куда поступать, чтобы стать диспетчером?

Чтобы стать диспетчером, специалисту необходимо в обязательном порядке получить высшее образование. Поступить на специальности, в которых есть слова «Организация/Управление воздушным пространством». Чтобы получить наибольшие шансы на трудоустройство, рекомендуем тинейджерам отдавать предпочтение ВУЗам крупных городов. В частности, Москвы и Санкт-Петербурга.

Когда тинейджер получит высшее образование, он обязан будет продолжить учиться. Параллельно работая, каждые 36 месяцев повышать свою квалификацию. Также, раз в три года он обязан будет подтверждать имеющиеся компетенции. В частности, свидетельство авиадиспетчера. Которое подразделяется на три класса:

  1. Свидетельство третьего класса нужно подтверждать один раз в двенадцать месяцев.
  2. Свидетельство второго класса нужно подтверждать один раз в двадцать четыре месяца.
  3. Свидетельство первого класса нужно подтверждать один раз в тридцать шесть месяцев.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]