Источник фото ROMAN ODINTSOV/Pexels
С момента своего возникновения ткань играет огромную роль в быту каждого человека. Именно по этой причине производство данного материала всегда будет важным и необходимым направлением деятельности. И с момента своего возникновение ткацкое ремесло претерпело значительные изменения: были разработаны различные техники, создано специальное оборудование. Единственным, что осталось неизменным, так это мастер по производству тканей – ткач.
История возникновения профессии ткача
Уже достоверно известно, что первые ремесленники в области создания тканей трудились уже во время Древнего Египта и Древней Греции. А самым популярным материалом был лен. При этом первые станки для ткачества появились примерно в тот же период времени. На момент своего возникновения и вплоть до XVIII века они были исключительно ручными.
Поворотным моментом в области создания тканей можно считать 1733 год, когда был изобретен ткацкий станок с летающим челноком. Его появление позволило превратить производство тканей в самостоятельную отрасль промышленности. Следующей ступенью развития стали механизированные станки, а потом и полностью автоматическое оборудование с электронным программированием.
Но необходимо отметить, что и ручные, и механические станки до сих пор активно используются. Правда, не на крупных производствах, а в небольших, частных мастерских.
Ткачи и ткачихи: кого больше?
Современный ткач по большей части лишь контролирует работу станков. При это стоит также упомянуть, что если раньше ткачами были в основном мужчины, то сейчас это преимущественно женская профессия. Поэтому достаточно часто в официальных документах или объявлениях о найме работников можно встретить женскую форму профессии – ткачиха.
Источник фото: Karolina Grabowska/Pexels
Обязанности ткача
За все время существования данного ремесла основные обязанности ткача остались неизменными. В перечень его обязанностей входит:
- производство тканей различного плетения;
- отслеживание работоспособности станка, настройка его работы;
- проверка качества продукции, отбраковка.
При этом стоит отметить, что на автоматизированном производстве один специалист работает сразу с несколькими станками.
Для того, чтобы выполнять обозначенные перед ним задачи ткач должен знать:
- установленные стандарты качества на производимые изделия и используемые материалы;
- устройство и принципы работы станков;
- правила отбраковки изделий;
- особенности и характеристики используемых материалов и производимых тканей.
§ 188. Прядильщик (3-й разряд)
3-й разряд
Характеристика работ. Подготовка тары, патронов, шпуль, кассет к очередному съему. Участие в снятии съемов на прядильных машинах всех систем под руководством прядильщика более высокой квалификации. Отбор дефектных (по намотке) паковок и сдача их в установленном порядке. Укладывание снятых початков, бобин в тару или на транспортное устройство. Вкладывание учетного талона. Уход за прядильной машиной.
Должен знать: устройство обслуживаемых машин и правила ухода за ними; виды и линейную плотность вырабатываемой пряжи; требования, предъявляемые к качеству намотки пряжи на початки и катушки.
Требования к профессии ткач
Получение допуска к самостоятельной работе для специалиста возможно только после прохождения серии инструктажей по безопасной организации труда и регламенту трудовой деятельности, принятой на производстве.
Кроме того, ткачиха должна пройти медицинское обследование и предоставить справку об отсутствии противопоказаний к работе. К примеру, наличие заболеваний опорно-двигательного аппарата или нарушение работы зрения могут стать причинами для отказа в трудоустройстве.
Работа со станками, как и много веков назад, требует от специалиста выносливости, острого зрения и ловкости.
Важные качества
Ткачу необходимо хорошее зрение, глазомер, ловкость пальцев. При работе с автоматизированными станками нужен хороший слух, т.к. по звуку можно определить характер работы станка. Требуется физическая выносливость.
Здоровье. Ткацкий цех – очень шумное место. Это может плохо сказаться на слухе.
Заболевания органов дыхания, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, аллергии, проблемы со слухом и зрением являются противопоказанием для такой работы.
Место работы и условия труда ткача
Конечно, основным местом трудоустройство современного ткача являются крупные предприятия текстильной промышленности. Но это не единственное место работы для специалиста. Навыки и умения ткача необходимы и в небольших мастерских, которые занимаются изготовлением ковров, либо уникальной продукции. Правда, необходимо отметить, что главный принцип подобных предприятий – авторский, уникальный дизайн и ручной труд. Иными словами, небольшие компании чаще всего используют либо механизированные, либо ручные станки.
Также ткач, обладая достаточными навыки и амбициозностью, может открыть и собственное дело.
Наиболее часто представители данной профессии работают по стандартной рабочей неделе с двумя выходными днями. Исключения составляют случаи, когда мастерские получают срочные или сложные заказы, поэтому специалистам приходится работать сверхурочно.
Работа ткача в деталях
ШЕРСТЬ ВИКУНЬИ
Текстиль ручной работы из Аргентины, продолжение
Работа ткача в деталях
Фото 1
. Непряденая шерсть викуньи, состриженная с разных частей ее тела
Каждое пончо или накидка является уникальным изделием. Начинается работа над ним с подбора шерсти по цвету. Ведь, как я уже говорила, шубка викуньи окрашена в два основных цвета – коричневый и белый и имеет множество оттенков. А у ткачей красить шерсть викуньи не стало принято еще с колониальных времен.
Именно в результате испанского завоевания и появился тот набор изделий из шерсти викуньи с их дизайном, который в практически неизменном виде дошел до наших дней. Инкская империя пала, а с ней ушли в прошлое роскошные царские одежды из шерсти викуньи и запреты под страхом смерти носить их тем, у кого в жилах не течет инкская кровь. У испанцев, которые сами стали носить пончо, пончо из шерсти викуньи считалось особенно престижным и модным. Поэтому ткачи старались показать, что вырабатываемая ими одежда сделана из шерсти викуньи, цвет которой легко узнаваем, и не красили ее.
Современным ткачам тоже выгодно подчеркнуть то, что их вещи, сотканы из шерсти викуньи. Ведь ее слава спустя столетия не померкла и изделия из ее шерсти стоят очень дорого.
Для большой вещи, такой, как пончо или манта
, из имеющегося запаса ткачу нужно подобрать значительный объем шерсти и продумать, как ее цвета и оттенки расположить в изделии.
Фото 2[ii]. Кора коричного дерева. Фото 3. Светлое пончо с широкими полосами в технике деграде от коричневого к бежевому. Длина 2 м, ширина 1,3 м. Вес 320 г. Выполнено ткачами Белена[iii]
Трудно описать словами цвет шерсти викуньи. Он такой разный: то в нем есть оттенки порошка какао, то желудя. В Перу и Аргентине для определения цвета шерсти викуньи в изделии из нее используется слово «marrón», которое с испанского переводится как «коричневый». У меня этот цвет ассоциируется с шоколадом. Однако слово «коричневый» является производным от слова «коричный», что буквально означает «цвéта коры коричного дерева». А эта кора (фото 2) так же, как и шерсть викуньи, имеет много оттенков в зависимости от сорта, места произрастания, освещения, настроек фотоаппарата и пр. Поэтому, я думаю, слово «коричневый», с учетом данных оговорок, для перевода вполне подойдет. В описаниях изделий из шерсти викуньи присутствует также термин «бежевый», т.е. светло-коричневый цвет с оттенком желтого, который также есть среди цветов шерсти викуньи.
Фото 4[iv]. Южная разновидность викуньи
Для катамаркенских изделий коричневая шерсть берется со спины животного, а белые полосы ткутся из шерсти, состриженной с груди, живота и ног[v]. У южной разновидности викуньи (фото 4), которая живет как раз в Аргентине, на шубке гораздо больше шерсти белого цвета, нежели у северной разновидности. Поэтому беленские пончо и накидки часто такие светлые.
Фото 5[vi]. Мастер-класс прядения шерсти викуньи на Встрече ткачей Америк в Центре традиционного текстиля Куско в 2012 г. Фото 6[vii]. Вышитая накидка и пончо из шерсти викуньи беленских мастеров, представленные на этой конференции, а между ними – веретено (с небольшим количеством готовой нитки), с помощью которого прядется шерсть викуньи
Затем шерсть прядут. Это также занимает много времени, потому что нитки требуются очень тонкие. Тонкость ниток и их характерный легкий блеск можно оценить по фото 7.
Фото 7. Часть ниток, спряденных для однотонного пончо[viii]
Кроме того, прясть шерсть викуньи трудно, потому что шерстинки этого верблюдового очень короткие по сравнению с шерстинками других животных (см. таблицу[ix]).
Тонина и длина шерсти различных животных
Теперь можно приступать к тканью.
Фото 8. Поясной станок, на котором ткач из аргентинской провинции Сальта изготавливает пончо (2010)[x]
С шерстью ламы и овцы аргентинские ткачи, как и ткачи Перу и Боливии, работают на традиционных андских станках. Они не имеют жесткой рамы и состоят из двух жердей, на которые навиваются нити (подробнее см.: «Станки и их аксессуары»). Для работы с шерстью викуньи ткачи Белена используют более продвинутый станок, который называется испанским, или креольским. Он появился в Андах вместе с испанцами (во второй половине XVI в.) и с тех пор не претерпел изменений. Его также можно считать древним, но все же не таким древним, как поясной станок, который появился вместе с рождением ткачества, т.е. задолго до нашей эры, и с тех пор не изменился. Испанский станок имеет педали, с помощью которых ткач управляет ремизками, и позволяет изготавливать ткани большей ширины и длины, чем традиционный станок.
Фото 9[xi] и 10[xii]. Ткачихи Катамарки работают на испанском станке
Лишь немногие ткачи имеют возможность работать на станке, изготовленном профессиональным столяром из струганного и шлифованного дерева (фото 9). В большинстве случаев ткачи вынуждены довольствоваться станком, который они смастерили своими руками из жердей (фото 10), и, кстати сказать, весьма грубо сделанными веретенами. Но посмотрите, какую ровную и тонкую нить они получают с их помощью (фото 11).
Фото 11. Веретена и шерсть викуньи разных оттенков как непряденая, так и пряденая[xiii]
Ткачи Белена работают на дому. К изготовлению тканей часто бывают подключены все члены семьи. Дети обучаются древнему ремеслу, наблюдая, как работают взрослые, и помогая им. Так – на практике – ткаческие навыки передаются из поколения в поколение.
Продукция ассоциации «Родина пончо»
Фото 1. Стенд Ассоциации прядильщиков и ткачей из шерсти викуньи Белена на 43-й Выставке-ярмарке традиционных аргентинских ремесел (2013)[xiv]
В 2004 г. мастера Белена объединились в Ассоциацию прядильщиков и ткачей из шерсти викуньи «Родина пончо»[xv]. Продукция этой ассоциации представлена на нескольких сайтах и сопровождается фотографиями, что позволяет нам ее оценить. Стоимость изделий, к сожалению, не указана.
Фото 2. Вышитое покрывало (cubrecama) из шерсти викуньи[xvi]
По размерам с мантой
, о которой речь шла на предыдущей странице (см. фото 13 и 14), сравнимо покрывало, показанное на фото 2. Как и
манта
, оно украшено старинными узорами колониальных времен, вышитыми шерстью викуньи. По этому покрывалу можно проследить один из приемов комбинирования оттенков шерсти викуньи в изделии. Нитки различных оттенков ткачи расположили тонкими продольными полосками симметрично относительно средней линии покрывала, образовав темную зону по центру и светлые по краям. На темной зоне ткачи использовали эффект деградé – плавного перехода от темных оттенков к светлым. Внутри светлой зоны чуть более темные полоски сделаны очень тонкими и распределены равномерно по белому фону. В результате яркость белого цвета смягчается и он приобретает легкий тон какао. Благодаря этому темная и светлые зоны меньше контрастируют друг с другом и их сочетание получается более изысканным.
Фото 3[xvii]. Чалина
с эффектом деграде от темного коричневого цвета к очень светлому
Способом деграде сочетаются цвета и на еще одном виде накидок, выпускаемых беленскими ткачами, которые меньше манты
и по размеру сравнимы с палантином. Такая накидка называется
чалиной
(chalina) – фото 3.
Фото 4[xviii]. Пончо с эффектом деграде от темного коричневого цвета к очень светлому
Способ сочетания различных цветов и оттенков шерсти викуньи путем применения деграде сейчас является одним из любимых у беленских ткачей, хотя такая работа действительно требует большого внимания и терпения. Деграде используется и при изготовлении пончо (фото 4 и 5).
Фото 5. Очень тонкое пончо с эффектом деграде от бежевого цвета к белому. Длина 2 м, ширина 1,4 м. Вес 400 г[xix]
На фото 6 показано монохромное коричневое пончо, цвет которого при ближайшем рассмотрении оказывается неоднородным и составленным из полосок. Полоски почти не различаются оттенками, но все равно ткач расположил их в строгой симметрии относительно средней вертикальной линии пончо.
Фото 6[xx]. Коричневое пончо
Таким же способом скомбинированы оттенки пончо более светлого коричневого цвета, которое заснято на фото 7.
Фото 7. Коричневое пончо из очень тонких ниток. Длина 2 м, ширина 1,4 м[xxi]
В то же время цветовое решение пончо, продемонстрированного на фото 8, является гораздо более традиционным. Оно выполнено без применения деграде и имеет однотонный общий фон коричневого цвета, по которому в середине и по краям проходят контрастные ему белые полосы.
Фото 8. Коричневое пончо с белыми полосами по бокам и в центре. Длина 2 м, ширина 1,4 м. Вес 500 г[xxii]
К тому же на сайте блога «CasaImanol» среди предметов, выполненных в технике деграде, есть достаточного много вещей довольно однородного коричневого цвета, который при ближайшем рассмотрении содержит в себе несколько оттенков. Взять хотя бы чалину
, показанную на фото 9. Светло-коричневая ткань
манты
, заснятая на фото 13 и 14 (см. предыдущую страницу) также содержит в себе нитки едва различающихся, но все же различающихся оттенков.
Фото 9. Чалина
коричневого цвета (2013)[xxiii]
Это заставляет предположить, что техники тканья из тонких ниток все же позволяют переплетать пряжу близких оттенков так, чтобы на некотором отдалении цвет полученной ткани казался достаточно однородным. Поэтому, как мне кажется, применение способа деграде – это не столько техническая необходимость, сколько демонстрация ткаческого искусства мастера, дань моде и проявление стремления угодить богатым иностранным покупателям.
https://vicunapampa-belen.blogspot.ru/
[ii] https://sunshineandadaisy.blogspot.ru/2013_04_01_archive.html
[iii] Artesanías de Vicuña, 2011 (https://artesaniasdevicuña.com.ar/galeria.html).
[iv] https://websterswildshots.com/wordpress/ecoregions/vicuna/#main
[v] El poncho (https://tadarargentina.com.ar/tipos_ponchos.htm).
[vi] Waddington L.
Are you going to weave today? (https://backstrapweaving.wordpress.com/2012/10/17/backstrap-weaving-encuentro-de-tejedores-de-las-americas-part-two-the-cloth-and-the-looms/).
[vii] Waddington L.
Opus cit.
[viii] https://casaimanol.blogspot.ru/
[ix] Vicuña (Vicugna vicugna). Comunidades, Historia y Manejo (https://peruecologico.com.pe/fau_vicuna_2.htm).
[x] https://nativastore.wordpress.com/2010/09/01/argentina-here-we-come/
[xi] https://noticias.terra.com/mundo/renuncia-y-sucesor-de-benedicto-xvi/,ff4d3fe11e38d310VgnVCM4000009bcceb0aRCRD.html
[xii] https://turismoruta40.com.ar/norte.html
[xiii]
[xiv] https://esquiudigital.com/diario/?p=53121
[xv] https://revistatigris.com.ar/10_abril/mes.html
[xvi] Artesanias de vicuña, 2011 (https://artesaniasdevicuña.com.ar/index.html).
[xvii] https://vicunapampa-belen.blogspot.ru/
[xviii] https://vicunapampa-belen.blogspot.ru/
[xix] Artesanías de Vicuña, 2011 (https://artesaniasdevicuña.com.ar/galeria.html).
[xx] https://vicunapampa-belen.blogspot.ru/
[xxi] Artesanías de Vicuña, 2011 (https://artesaniasdevicuña.com.ar/galeria.html).
[xxii] Artesanías de Vicuña, 2011 (https://artesaniasdevicuña.com.ar/galeria.html).
[xxiii] https://casaimanol.blogspot.ru/
Где выучиться профессии ткач?
Источник фото: Pew Nguyen/Pexels
Выучиться данной специальности возможно в профильных техникумах и колледжах. При этом есть вариант получить как базовые знания в области, получив начальное профессиональное образование, так и углубленные познания, при поступлении в среднее специальное образовательное учреждение.
Чаще всего необходимое направление носит название «Технология текстильных изделий». Продолжительность обучения составляет около двух лет в очной форме. А в образовательную программу включена производственная практика.
Работа с социальными партнёрами. Экскурсия на фабрику.
Работа с социальными партнёрами.
Экскурсия учащихся 9 – х классов
на прядильно – ткацкую фабрику
.
Цель экскурсии
: активизация учащихся по проблеме профессионального
самоопределения с привлечением социального партнёра.
Задачи:
Образовательные —
ознакомить учащихся с организацией и работой предприятия, с техникой и технологией изготовления выпускаемой продукции; сформировать представление о современном производстве и современном рабочем.
Развивающие
–
расширить кругозор учащихся, способность к анализу, а также внимательность, наблюдательность, интерес к истории предприятия, находящимся на территории села.
Воспитательные –
способствовать воспитанию у учащихся уважения к людям труда и любви к труду.
Профориентационные
– ознакомить учащихся с содержанием труда работников фабрики, потребностью в кадрах, с рабочими специальностями.
Участники экскурсии:
учащиеся 9 -х классов, социальные партнёры в лице Корниловой Н. А. – специалиста отдела кадров, Доброхотовой Т.И. – начальника прядильного производства, Хайрхуа Е.С. – начальника приготовительного ткацкого цеха, Шангараева Г.М.- начальник ткацкого производства
Методики, технологии, формы работы:
- лекция
- беседа:
- работа с проспектами, буклетами.
- групповая работа (для составления профессиограмм)
Оборудование:
Производственные станки и механизмы;
информативный материал,
Ожидаемые результаты:
— повышение уровня готовности к осознанному профессиональному самоопределению учащихся;
— увеличение объёма знаний, необходимых для профессиональной ориентации учащихся;
Подготовительный этап экскурсии:
- Заключение договора с социальным партнёром, в лице руководителями предприятия, о проведении экскурсии.
- Составление учителем и руководителем предприятия экскурсионного маршрута, маршрутного листа (см приложение 1)
- Подготовка инициативной группой учащихся информации об истории предприятия в форме буклета.
Ход экскурсии.
- Вводная часть — беседа.
Рассказ специалиста отдела кадров о роли и значимости рабочего класса, роли предприятия в экономике села и всей Ивановской области, важности и престижности рабочих специальностей.
(См. приложение 2)
- Рассказ инициативной группы об истории предприятия
.
Подготовленный учащимися буклет
(См. приложение 3)
Ответы на вопросы учащихся специалиста отдела кадров
- Задания для учащихся (руководитель экскурсии)
— Вам предстоит составить профессиограмму любой заинтересовавшей вас профессии по плану:
Профессия _____________
- Характеристика профессии (содержание деятельности, орудия и средства труда, ответственность, условия труда)
- Требования к индивидуальным особенностям специалиста.
- Медицинские противопоказания.
- Требования к профессиональной подготовке.
- Пути получения профессии.
- Родственные профессии (специальности)
Учитель раздаёт учащимся план написания профессиограммы.
—
Разделитесь на группы по 3 – 4 человека. Ознакомьтесь с планом написания профессиограммы и уберите листки, это будет домашнее задание.
IV
Проведение инструктажа по технике безопасности во время экскурсии
(соблюдение дисциплины, не отрываться от группы, ничего не трогать и ни к чему не прикасаться без разрешения в связи с повышенной опасностью производственных процессов).
V. Основная часть экскурсии
.
Рассказ и показ учащимся пути изготовления пряжи – от хлопка до готовой продукции
Экскурсоводы показывают учащимся цеха, их оборудование, материалы, технологический процесс получаемой продукции (бязь, миткаль, марля)
Учащиеся знакомятся с содержанием труда разных профессий, разделением труда работников, наблюдают за их работой.
Прядильное производство.
Доброхотова Т.И. – начальник прядильного производства,
На предприятие поступает натуральное текстильное волокна —
хлопок
Сначала хлопок спрессованным в кипы, разрыхляют, т. е. разделяют на мелкие клочки. При разрыхлении и трепании волокно много раз перемешивается.
Машина – кипоразборщик
.
(Профессия – поммастер сортировочного отдела)
Дальше массу хлопка разделяют на отдельные волокна, окончательно очищают их, распрямляют и располагают параллельно друг другу. Эту сложную работу выполняют на чесальных машинах. Материал пропускают между быстро вращающимся барабаном и медленно вращающимися шляпками. Чтобы получить самую гладкую, тонкую, особо прочную пряжу, волокна прочесывают специальными гребнями. Короткие волокна и примеси при этом не удерживаются в зажимах и вычесываются.
Чёсальная машина Ленточная машина
(Профессия – чёсальщица) (Профессия – ленточница)
Ленту выравнивают по толщине на ленточных, затем на ровничных машинах ее вытягивают и слегка подкручивают для упрочнения тонкой нити.
И, наконец, на прядильных машинах из ровницы получают пряжу. Ровница вытягивается, скручивается и наматывается одновременно.
Старая прядильная машина
(Профессия – прядильщик)
Есть также пневмомеханические прядильные машин
, на которых прядение производится прямо из ленты (без ровницы). Они работают в 3–3,5 раза быстрее, чем обычные.
Новая прядильная машина
(Профессия – прядильщик)
Ткацкое производство.
Хайрхуа Е.С. – начальник приготовительного ткацкого цеха
,
Ткачество – технологический процесс изготовления тканей.
Пришедшая из прядильного в ткацкое производство пряжа проходит через определенные технологические переходы, перед тем как ей суждено превратиться в готовое текстильное изделие:
- бязь
- миткаль
- марля.
Именно эту продукцию выпускает фабрика.
В мотальном цехе идёт перематывание — переработка пряжу с прядильных початков на конические бобины Перематывание — осуществляется для того чтобы получить паковку с большой длиной пряжи.
Мотальный цех
(Профессия – мотальщица)
В сновальном цехе— из ставки бобин получают партию сновальных валиков.
Сновальный цех
(Профессия – сновальщица)
Шлихтование —
в процессе шлихтования пряжа пропитывается специальным составом — шлихтой, в результате чего становится стойкой к истиранию и более прочной на разрыв.
Шлихтовальная машина
(Профессия – шлихтовальщик)
Шангараев Г.М.- начальник ткацкого производства.
Образование ткани на ткацком станке У опушки ткани нити основы, переплетаясь с нитью утка, образуют ткань и навивается на товарный валик
Ткацкий станок.
(Профессия – ткач)
VI. Заключительная часть
—
беседа специалиста отдела кадров, учителя со школьниками.
1. Какое предприятие вы сегодня посетили?
2. Какую продукцию оно выпускает?
3. С какими рабочими местами вы ознакомились?
4. Расскажите содержание работы основных профессий: прядильщица, ткачиха,
5.Понравилась ли вам экскурсия?
6.Поделитесь своими впечатлениями об экскурсии
Некоторым из вас сегодняшняя экскурсия, возможно, позволит определиться с будущей профессией.
VII. Домашнее задание.
Составить профессиограмму любой заинтересовавшей вас профессии.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приложение 1.
Экскурсионный маршрут на прядильно – ткацкую фабрику.
I.Доброхотова Т.И. – начальника прядильного производства:
- Приготовительный цех;
- Ленточное оборудование
- Прядильный цех
II.Хайрхуа Е.С. – начальника приготовительного ткацкого цеха:
- Приготовительный ткацкий цех;
- Мотальный цех;
- Сновальный цех;
- Шлихтовальный отдел.
II.Шангараев Г.М.- начальник ткацкого производства:
- Ткацкий цех.
Приложение 2.
Рассказ специалиста отдела кадров о роли и значимости рабочего класса, важности и престижности рабочих специальностей, роли предприятия в экономике села и всей Ивановской области.
Научно-техническая революция вызвала не только количественный, но и качественный рост рабочего класса. Изменилось не только отношение к труду рабочих, но и общая трудовая активность. Настоящих мастеров своего дела сейчас очень мало, поэтому и труд рабочего хорошо оплачивается.
Все быстрее идет процесс уничтожения существенной разницы между умственным и физическим трудом. У нас немало рабочих, которых с полным основанием можно считать инженерами, и немало тружеников сельского хозяйства, которые по существу являются агрономами. Технический прогресс ведет к повышению роли умственной деятельности в трудовых функциях рабочих большинства профессий.
Наше предприятие играет огромную роль в экономике села, района и всей Ивановской области. Большая доля по выпуску бязи, миткаля, марли принадлежит именно нашей фабрики.
Перед вами открыты различные пути приобретения профессий. Профессиональную подготовку можно получить в профессионально — техническом учебном заведении, непосредственно на предприятии.
Приложение 3.
Буклет «История прядильно – ткацкой фабрики»
Используемая литература.
1.Степаненков Н.К. Профориентация учащихся. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Мн., 2003 год.
2.Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Москва, 2000 год.
3.Борисов Е.М. Индивидуальность и профессия. М.,2001 год.
4.Климов Е.А. Психология и профессионального самоопределения личности.. Ростов – на – Дону. 2006 год.
5.Меляков Н.И. Хрестоматия по педагогической профориентации. М.,2001 год.
6.Пути развития системы профессиональной ориентации. Сб. научных трудов. М., 1991 год.
7.Интернет – ресурсы.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
№ | Параметры информации | Содержание информации | |||
1.Данные об образовательном учреждении | |||||
1.1. | Административный округ | Ивановская область Лежневский район | |||
1.2. | Полное название образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ново-Горкинская средняя общеобразовательная школа | |||
1.3. | Телефон/факс | (49357)28-367 | |||
1.4. | E -mail | [email protected] | |||
2. Данные о педагоге | |||||
2.1. | Рябикова Ирина Николаевна | педагог — психолог | |||
2.2. | Телефон | 8 | |||
2.3. | E –mail | [email protected] |
Разряды ткачей по ЕТКС
Всего у специальности принято выделять пять уровней квалификации.
Ткач 2 разряда
Работает на ручных ткацких станках и может заниматься созданием декоративных изделий и простых ковров.
Ткач 3 разряда
Умеет работать на всех типах станков: ручных, механических, автоматических.
Ткач 4 разряда
Может создавать декоративные изделия на ручных станках, металлические и синтетические сетки на металлоткацких станках.
Ткач 5 разряда
Владеет техниками комбинированного ткачества.
Ткач 6 разряда
Имеет навыки для создания уникальных сюжетно-тематических изделий.
Работа в ткацком цехе ткачихой
В обязанности ткача, обслуживающего бесчелночные ткацкие станки типа СТБ, входит выработка тканей из различных искусственных и синтетических нитей; подготовка и смена уточной бобины; ликвидация обрывов основных и уточных нитей; поправка основы; съем наработанной ткани; выполнение профилактических работ по предупреждению обрывности основных нитей и пороков ткани — срезание длинных концов узлов, удаление шишек, сукрутин, слабых участков нити, ликвидация закрещенности основных нитей; регулирование натяжения основы.
Ткач должен быть обеспечен следующим инструментом и приспособлениями: ножницами для срезания концов нити, крючком для заводки нитей основы и утка, специальным карандашом для отметки куска.
На рабочем месте ткача должны быть: подставка-стеллаж для хранения бобин, тара для сбора патронов и бумаги.
Наиболее целесообразным способом обслуживания бесчелночных ткацких станков типа СТБ является комбинированный, при котором профилактические и предупредительные работы (поправка основ, наблюдение за полотном, подготовка и смена бобин и другие) выполняются во время обхода станков по линии полотен и основ, а срочные (ликвидация обрыва нитей основы и утка, смена бобин в случае полного схода нити утка с конуса) — по мере их возникновения.
При обходе по линии основ ткач проверяет качество основ, устраняет закрещенность нитей, вывязывает узлы, удаляет шишки, слабые и разомшенные участка нитей и т.д.
Связь ткача со службами обслуживания осуществляется через помощника мастера, который вызывается на рабочее место ткача с помощью цветового сигнализатора, установленного на станке
В организации труда ткача предусмотрено, что обработку основы после привязывания, выявление и устранение причин, вызвавших наработку брака, перевязку цен производит отрывщица; привязывание основы — узловязальщики; съем наработанной ткани — съемщик суровья совместно с ткачом; подвозку основ и утка -транспортировщик; профилактический осмотр, текущий ремонт и смазку станка жидким маслом — помощник мастера; чистку и обмахивание станка — чистильщики оборудования; средний и капитальный ремонт — бригада слесарей-ремонтников.
В обязанности ткача, обслуживающего бесчелночные ткацкие станки типа СТБ, входит выработка тканей из различных искусственных и синтетических нитей; подготовка и смена уточной бобины; ликвидация обрывов основных и уточных нитей; поправка основы; съем наработанной ткани; выполнение профилактических работ по предупреждению обрывности основных нитей и пороков ткани — срезание длинных концов узлов, удаление шишек, сукрутин, слабых участков нити, ликвидация закрещенности основных нитей; регулирование натяжения основы.
Ткач должен быть обеспечен следующим инструментом и приспособлениями: ножницами для срезания концов нити, крючком для заводки нитей основы и утка, специальным карандашом для отметки куска.
На рабочем месте ткача должны быть: подставка-стеллаж для хранения бобин, тара для сбора патронов и бумаги.
Наиболее целесообразным способом обслуживания бесчелночных ткацких станков типа СТБ является комбинированный, при котором профилактические и предупредительные работы (поправка основ, наблюдение за полотном, подготовка и смена бобин и другие) выполняются во время обхода станков по линии полотен и основ, а срочные (ликвидация обрыва нитей основы и утка, смена бобин в случае полного схода нити утка с конуса) — по мере их возникновения.
При обходе по линии основ ткач проверяет качество основ, устраняет закрещенность нитей, вывязывает узлы, удаляет шишки, слабые и разомшенные участка нитей и т.д.
Связь ткача со службами обслуживания осуществляется через помощника мастера, который вызывается на рабочее место ткача с помощью цветового сигнализатора, установленного на станке
В организации труда ткача предусмотрено, что обработку основы после привязывания, выявление и устранение причин, вызвавших наработку брака, перевязку цен производит отрывщица; привязывание основы — узловязальщики; съем наработанной ткани — съемщик суровья совместно с ткачом; подвозку основ и утка -транспортировщик; профилактический осмотр, текущий ремонт и смазку станка жидким маслом — помощник мастера; чистку и обмахивание станка — чистильщики оборудования; средний и капитальный ремонт — бригада слесарей-ремонтников.