Автор: ПрофГид
Машинист поезда – железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Кстати, в 2022 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Что нужно для того, чтобы стать машинистом?
Для того, чтобы стать машинистом, высшее образование иметь не нужно, но профессиональная подготовка является обязательной. У тех, кто хочет стать машинистом, есть два варианта – получить начальное профессиональное образование в железнодорожном колледже или среднее образование в этом же учебном заведении, но по другой специальности. Начальное образование означает, что выпускник получает специальность помощника машиниста (но нужно обратить внимание на один нюанс – в эту категорию включаются сразу три специальности – это помощник машиниста локомотива, тепловоза или электровоза, что, соответственно, повлияет и на дальнейшее трудоустройство).
Среднее образование позволяет получить квалификацию техника, но работать обычно все равно начинают с должности помощника машиниста. Кроме того, помимо наличия соответствующего образования, есть и другие требования. В первую очередь это хорошее физическое и ментальное здоровье.
История машиниста
Кандидат на должность машиниста обязательно должен пройти медкомиссию перед приемом на работу, а еще сдать экзамен для подтверждения квалификации. После этого его берут в депо на стажировку, которая длится несколько месяцев. По ее итогам машиниста могут взять на постоянную работу, если его непосредственный руководитель напишет соответствующую рекомендацию.
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При работе ленточного конвейера могут возникнуть следующие аварийные ситуации: — сход ленты с барабанов; — обрыв или продольный порез ленты; — завал конвейера; — забивка разгрузочных воронок и желобов; — возгорание электрооборудования, замыкание электропроводки. 4.2. При возникновении аварийной ситуации машинист ленточного конвейера должен остановить конвейер, вывесить табличку «Не включать!» и сообщить о случившемся непосредственному руководителю. 4.3. При завале и пробуксовке ленты конвейера необходимо в месте завала очистить ленту, барабаны, ролики от материала. 4.4. Участие в работах по восстановлению ленты, ликвидации завалов конвейера осуществляется по указанию непосредственного руководителя, при этом должны быть приняты меры, исключающие ошибочное или самопроизвольное включение привода конвейера. 4.5. При возникновении замыкания электропроводки, ее загорания, загорания электрооборудования машинист ленточного конвейера должен немедленно отключить источник электропитания, сообщить диспетчеру и приступить к ликвидации загорания, используя порошковые огнетушители.
Противопоказания для профессии
Есть целый ряд заболеваний, при которых профессия машиниста поезда противопоказана. В частности, к их числу относятся нарушения зрения (причем речь идет не только об остроте зрения, но и об искажении цветоощущения и патологиях бинокулярности), заболевания сердечно-сосудистой системы, проблемы с вестибулярным аппаратом, а также с позвоночником, особенно если они прогрессируют и затрудняют движение. Также профессия машиниста противопоказана людям, страдающим бронхиальной астмой, хроническими заболеваниями органов слуха и дыхательной системы.
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. В конце смены машинист ленточного конвейера должен: — пропустить весь материал, находящийся на конвейере, до полной его разгрузки; — остановить конвейер, отключив его от электросети; — очистить ленту, барабаны, ролики от налипшего материала; — убрать просыпь из-под приводных, отклоняющих, хвостовых барабанов и натяжных станций; — привести в порядок рабочее место, убрать инструмент в специально отведенное место. 5.2. Выявленные при осмотре конвейера дефекты и неисправности необходимо устранить, а если это невозможно сделать собственными силами, доложить сменному мастеру и сделать запись в журнале приема-сдачи смены. 5.3. После окончания работы необходимо принять душ или вымыть лицо и руки теплой водой с мылом. 5.4. Спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты машинист ленточного конвейера должен хранить в гардеробной отдельно от повседневной одежды.
Должностные обязанности
Казалось бы, от машиниста поезда требуется только одно – грамотное и аккуратное управление локомотивом. Но на самом деле список его должностных обязанностей гораздо шире, и от машиниста также требуется:
- проверять состояние техники перед выездом,
- готовить локомотив к работе, а по окончании рейса – сдавать технику принимающему,
- обеспечивать безопасность движения в пути,
- контролировать состояние локомотива в пути,
- устранять возникшие неисправности (причем не только на самом локомотиве, но и в подвижном составе при условии, что эти неполадки возникли в дороге, ведь перед выездом машинист должен был все проверить),
- оформлять техническую документацию для изготовления новых деталей эксплуатируемой техники,
- проверять состояние устройств связи, путей, по которым следует поезд, других узлов и устройств, и даже контролировать состояние встречных поездов.
Понятно, что выполнение всех этих обязанностей требует от машиниста поезда достаточно высокого уровня квалификации, а многие знания и навыки приходят только с опытом. Неслучайно карьеру в этой отрасли начинают с должности помощника.
Аутентичная кабина индийского поезда
Виды локомотивов, электропоездов и особенности обучения
В метрополитене существуют электропоезда, мотовозы и дрезины (хозяйственные поезда). На кого вам учиться, выбираете сами. Обращаться нужно в электродепо, которое ближе всего к вашему дому.
На РЖД видов локомотивов больше:
- мотор-вагонный подвижной состав (пригородные электрички);
- электровоз (пассажирский или грузовой);
- тепловоз (пассажирский, грузовой, магистральный/маневровый);
- хозяйственные поезда и восстановительная техника.
Практически на всех (кроме маневровых) работа ведется в два лица.
Плюсы и минусы профессии машиниста
Эту профессию не назовешь престижной, но она относится к числу наиболее востребованных на рынке. Спрос на представителей данного направления есть всегда. К числу прочих преимуществ профессии относятся:
- достаточно высокий уровень оплаты труда,
- официальное оформление и достойный соцпакет,
- наличие различных льгот, в том числе и тех, что касаются медобслуживания.
Другие профессии: Профессия девушки-модели, что с зарплатой?
К сожалению, отрицательных сторон у здесь тоже немало. К их числу относятся:
- высокая ответственность,
- сложный график работы, в том числе приходится работать и в выходные, и праздничные дни, что не всегда дает возможность побыть с семьей,
- высокий уровень стресса,
- риск развития профессиональных заболеваний из-за постоянного воздействия вибрации и магнитного поля,
- риск аварии, что связано не только с административной ответственностью и материальным ущербом, но и с получением травм.
Так что перед тем, как выбрать такую работу, нужно взвесить аргументы “за” и “против”.
Квалификационные категории
Машинистам присваиваются три квалификационные категории. От этого напрямую зависит зарплата.
Третий класс
Сначала машинист получает третий класс. Главное требование – отработать два года с момента окончания учебного заведения. Но сначала придется поездить помощником машиниста, потом уже руководство доверит самостоятельное управление электричкой. С третьим классом у машиниста будет больше практики, хотя обычно такие сотрудники все равно водят электрички или грузовые составы, с рейсами на коротких расстояниях.
Второй класс
Второй класс дается только через два года с момента получения третьего. Тут уже машинисту доверят водить пассажирские составы.
Первый класс
Через три года машинист может получить первый класс, что уже даст возможность совершать дальние рейсы и управлять самой современной техникой вроде поездов “Сапсан”.
Понятно, что уровень квалификации машиниста на каждом этапе строго проверяется. Такой специалист должен разбираться в устройстве и конструктивных особенностях разного типа техники, в наиболее характерных неисправностях и причинах их возникновения.
Также он должен хорошо знать регламент действий, предусмотренный РЖД как для обычного движения, так и для аварийных ситуаций, а также все правила эксплуатации состава и техники безопасности на железной дороге. Он должен уметь работать с технической документацией, а время от времени машинисту надо проходить курсы повышения квалификации, ведь технический прогресс никогда не стоит на месте.
Другие профессии: Сколько получает учитель английского языка
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Машинист ленточного конвейера обязан работать в выданной ему спецодежде и обуви, а также использовать также другие средства индивидуальной защиты. 3.2. Машинист ленточного конвейера обязан: — быть внимательным и выполнять требования установленных звуковых и световых сигналов; — передвигаться по установленным проходам и переходным мостикам; — следить за исправностью ограждений приводных, натяжных станций и роликоопор конвейера; — следить за исправным состоянием перегрузочных точек, натяжных барабанов, редукторов питателей, автоматических устройств, установленных на конвейере, за правильной разгрузкой материалов в приемные агрегаты; — содержать зону обслуживания конвейера и рабочее место в чистоте, не загромождая их посторонними предметами. 3.3. При централизованном дистанционно-автоматическом управлении технологическим оборудованием и транспортировкой перерабатываемого материала и готовой продукции запуск конвейеров производится с пульта управления диспетчером предприятия. Перед запуском оборудования диспетчером подаются предупредительный световой и звуковой сигналы. 3.4. Перед началом загрузки оборудования необходимо проверить работу конвейера на холостом ходу. При этом устанавливается правильность движения ленты конвейера, отсутствие боковых смещений ленты, ее состояние. 3.5. Работы по очистке и смазке конвейеров, по натягиванию и направлению ленты по роликам и т.п. разрешается производить только при выключенном электродвигателе и снятых предохранителях, а на пусковых устройствах должны быть вывешены предупредительные плакаты «Не включать! Работают люди!». Отключение от сети необходимо производить в диэлектрических перчатках, стоя на изолирующем коврике. 3.6. Во время работы конвейера машинисту запрещается: — переставлять или заменять поддерживающие и направляющие ролики; — стоять на раме конвейера или находиться на движущейся ленте; — направлять движение ленты, а также поправлять бортовое уплотнение вручную; — уходить со своего рабочего места без разрешения непосредственного руководителя. 3.7. Для предотвращения аварийных ситуаций необходимо не допускать схода ленты с барабанов, завала конвейера, забивки разгрузочных воронок и желобов, обрыва и пробуксовки ленты. 3.8. Во время работы ленточного конвейера не допускается: — устранение перекоса конвейерной ленты с использованием металлического прута, трубы, палки и т.п., регулирование положения барабанов и роликовых опор; — хранение горючих жидкостей, смазочных и обтирочных материалов вблизи пусковых устройств конвейера; — применение для редукторов приводов конвейеров смазочных материалов, не рекомендованных заводом-изготовителем; — работа при неисправных реле скорости, реле защиты от пробуксовки конвейерной ленты, реле схода конвейерной ленты, сигнальных устройствах и устройствах экстренной остановки конвейера, при образовавшихся завалах транспортируемого материала на конвейерной ленте; — устранение пробуксовки конвейерной ленты с использованием подсыпки между лентой и барабаном канифоли, битума, песка, транспортируемого и другого материала. Устранение пробуксовки конвейерной ленты необходимо производить при остановленном конвейере натяжением ленты способом, предусмотренным в конструкции конвейера; — смазка подшипников и других трущихся деталей; — допуск посторонних лиц к управлению конвейером. 3.9. В процессе эксплуатации ленточного конвейера необходимо систематически контролировать: — правильность загрузки конвейерной ленты транспортируемым материалом; — плавность движения и состояние конвейерной ленты; — положение и работу щеток и скребков. 3.10. Ленточный конвейер или конвейерная линия должны быть немедленно остановлены: — при пробуксовке конвейерной ленты на приводных барабанах; — при появлении запаха гари, дыма, пламени; — при ослаблении натяжения конвейерной ленты сверх допустимого; — при сбегании конвейерной ленты на роликоопорах или барабанах до касания ею неподвижных частей конвейера и других предметов; — при неисправности защит, блокировок, средств экстренной остановки конвейера; — при отсутствии или неисправности ограждающих устройств; — при неисправных болтовых соединениях, при обнаружении незатянутых болтов; — при ненормальном стуке и повышенном уровне шума в редукторе привода; — при забивке транспортируемым материалом перегрузочного узла; — при отсутствии двух и более роликов на смежных опорах; — при повреждениях конвейерной ленты и ее стыкового соединения, создающих опасность аварии; — при нарушении футеровки приводного и прижимного барабанов; — при заклинивании барабанов. 3.11. Остановку ленточного конвейера следует производить (при нормальной работе) после схода с него груза. 3.12. После окончания работы ленточного конвейера необходимо: — отключить конвейер от электросети; — очистить конвейерную ленту, барабаны, загрузочные и приемные устройства от налипшего материала; — сделать запись в журнале осмотра и ремонта конвейера об обнаруженных неполадках и мерах по их устранению. 3.13. В случае внезапного прекращения подачи электроэнергии пусковые устройства электродвигателей и рычаги управления ленточных конвейеров незамедлительно переводятся в положение «Стоп». 3.14. При работе с передвижными ленточными конвейерами особое внимание необходимо обращать на ограждение мест возможного защемления в зоне набегания ленты на барабан, ролик, шкив. 3.15. Передвижные ленточные конвейеры, если они не закрыты специальными кожухами, и ленточные конвейеры, установленные в производственных зданиях ниже уровня пола, должны быть ограждены по всей длине перилами высотой не менее 1,0 м с обшивкой понизу шириной не менее 0,15 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от пола. 3.16. При перемещении передвижных ленточных конвейеров работники, производящие эти перемещения, должны находиться сзади или впереди конвейера. 3.17. Работа передвижного ленточного конвейера не допускается при неисправной ходовой части, отсутствии ограничительного болта на подъемной раме. 3.18. При работе передвижного ленточного конвейера с подъемной рамой, имеющей подъемное устройство для изменения угла наклона, нахождение людей под поднятой рамой не допускается. 3.19. Электрический кабель, питающий привод передвижного ленточного конвейера, должен размещаться таким образом, чтобы исключались случаи наезда на него транспортных средств; разъемы секций кабеля должны располагаться под землей. 3.20. Для предотвращения выпадения тяжелых грузов или сдувания легких сыпучих грузов с ленты передвижного ленточного конвейера рекомендуется устанавливать боковые ограничительные щитки высотой не менее 200 мм, которые одновременно выполняют роль укрытия опасных зон возможного защемления.
Сколько получают машинисты поезда в России?
Для этой профессии географический фактор имеет серьезное значение. Но у тех, кто работает в Москве, нет существенных преимуществ. Они есть только у тех, кто работает на Севере, поскольку в этом случае зарплата начисляется с повышающим территориальным коэффициентом за работу.
Москва
Так, в Москве минимальный уровень зарплаты машиниста – 39 тысяч рублей (это для третьего класса). Специалисты второго класса получают 56 тысяч рублей, а первого – 122 тысячи рублей. А вот в Красноярске действует территориальный коэффициент, и здесь минимальный уровень оплаты – 50 тысяч рублей, а дальше – 71 тысяча рублей и 150 тысяч рублей соответственно. Чуть меньше зарплаты машинистов в Омске, но уровень доходов здесь все равно несколько выше, чем по стране в целом.
Регионы
В большинстве регионов машинист третьего класса получает 32-39 тысяч рублей. Для машиниста второго класса средний уровень заработка составляет 50-58 тысяч рублей. Ну а для специалистов первого класса этот показатель составляет в среднем 100-115 тысяч рублей.
Влияние типа перевозок
Сумма дохода зависит от конкретных рейсов. На дальних рейсах платят больше. Влияет на оклад и сам тип поездов. Больше получают работники уже упомянутых выше “Сапсанов”. Уровень доходов конкретного специалиста зависит и от таких факторов, как работа в ночные часы и в праздничные дни (за это идет оплата по двойной тарифной ставке).
Также на уровень зарплаты влияет стаж. И, наконец, на РЖД предусмотрены ежеквартальные и годовые премии. А к отпуску машинисту положена матпомощь.
Отзывы
- Мой отец работал машинистом, и я решил пойти по его стопам. Поэтому сразу после школы пошел в железнодорожный техникум, получил квалификацию помощника машиниста, и через пару лет уже сам стал машинистом, но только после того как успешно сдал экзамен. Сейчас у меня уже второй класс, но скоро смогу претендовать на первый. Средняя зарплата составляет порядка 55 тысяч рублей, но еще у нас очень хороший соцпакет. Мне эта работа нравится, это только кажется, что она монотонная, а на самом деле в дороге скучать не приходится. Даже если все время водишь составы по одному и тому же маршруту, условия везде разные. А ведь бывает, что и на другие рейсы ставят, и тогда появляется возможность еще немного посмотреть страну. Правда, когда добираешься до пункта назначения, бывает и так, что думаешь только о том, чтобы наконец-то выспаться. Но иногда есть время погулять по новому городу, открыть для себя новые уголки даже в тех местах, где уже раньше бывал.
- Я работаю машинистом уже двенадцать лет, недавно получил первый класс. Зарплата составляет порядка 110 тысяч рублей в месяц. Конечно, тут высокие риски и ответственность. Но и уровень зарплаты достаточно высокий, с учетом того, что диплом о высшем образовании не требуется. Мне иногда приходится работать в праздничные дни, полноценный отдых это тоже проблема, потому что бывает, что перерыв между рейсами совсем небольшой. Это два самых главных минуса в моей работе, поскольку у меня маленький ребенок, и мне бы хотелось проводить больше времени с семьей. Но в целом я работой доволен, мне нравится управлять составом, я люблю дорогу, никакой рутины и однообразия я здесь не вижу. Конечно, творческой эту профессию не назовешь, но и скучно здесь тоже не будет!
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед началом работы машинист ленточного конвейера должен надеть необходимую спецодежду и спецобувь, застегнуть и заправить должным образом, чтобы не было свисающих концов. 2.2. Перед пуском ленточного конвейера необходимо проверить: — состояние транспортерной ленты и ее стыков; — исправность звуковой и световой сигнализации; — исправность сигнализирующих датчиков, блокировок; — наличие и работоспособность противопожарной защиты конвейера; — надежность работы устройств аварийного останова конвейера; — правильность натяжения конвейерной ленты; — наличие и исправность роликов; — наличие защитного заземления электрооборудования, брони кабелей, рамы конвейера; — наличие и надежность ограждений приводных, натяжных и концевых барабанов. 2.3. Перед пуском ленточного конвейера необходимо убедиться в том, что на трассе не производятся какие-либо работы. 2.4. Не допускается пускать в работу ленточный конвейер, если проходы захламлены и загромождены. 2.5. Машинист ленточного конвейера должен принять меры по устранению обнаруженных недостатков, а при невозможности сделать это сообщить непосредственному руководителю и не включать конвейеры до устранения всех неисправностей. 2.6. В случае передачи смены без остановки оборудования машинист ленточного конвейера, сдающий смену, должен сообщить машинисту ленточного конвейера, принимающему смену, а также непосредственному руководителю обо всех имевших место неисправностях в работе обслуживаемых конвейеров. Сделать запись в журнале приема-сдачи смены.