При выборе будущей профессии старшеклассникам важно не просто иметь информацию о ней, но и уметь соотнести требования профессии со своими личными склонностями, ценностями, своими способностями и ожиданиями от жизни.
Предлагаемые задания и упражнения помогут школьникам проанализировать свои предпочтения и мотивы выбора, лучше узнать самих себя.
Вводная часть
Занятие рассчитано на учеников 8–10-х классов. Время проведения – полтора часа.
Встреча начинается со вступительного слова учителя. Классный руководитель напоминает ребятам, что перспектива высокой заработной платы – не единственный критерий выбора будущей профессии. А значит, старшеклассникам необходимо понять: что же главное в выборе профессии? Что вообще означает для человека работа, карьера, труд?
Но поскольку уровень дохода – один из важных критериев выбора профессии для современных подростков, учитель предлагает поразмышлять, сколько же нужно человеку денег для счастья?
Старшеклассники разделяются на группы любым удобным способом. Затем каждая группа получает текст для анализа (Приложение 1). Задание состоит в том, чтобы ответить на вопросы.
Вопросы для первой группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- Почему пожелание иметь как можно больше денег звучит так часто?
- К какой группе вы бы хотели относиться: материалистов или идеалистов? Почему?
Вопросы для второй группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- К какой группе вы отнесли бы себя? Почему?
- Прокомментируйте позиции каждой из групп.
Вопросы для третьей группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- Что мешало герою с самого начала быть счастливым и делать то, что ему больше всего хотелось?
- Что было истинным счастьем для героя – его высоты или то, что он все-таки стал делать то, что хотел?
Вопросы для четвертой группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- Почему богач считает бедняка счастливым человеком?
- Считает ли бедняк себя счастливым человеком? Почему?
Вопросы для пятой группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- Чем вызваны метания героя? Почему каждый раз он чувствовал себя несчастным?
- Что действительно было счастьем для героя?
Вопросы для шестой группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- Может ли седой человек считать свой выбор деятельности счастливым? Почему?
Фрагменты из фильмов
Если есть техническая возможность, желательно с помощью видеопроектора показать участникам отрывки из кинофильмов «Коммунист», «Председатель» и других советских фильмов о трудовых подвигах.
Затем в классе в свободной форме обсуждаются вопросы:
- Как вы относитесь к показанным трудовым подвигам?
- Что означало для героев фильма такое отношение к труду?
Упражнения
Учитель предлагает старшеклассникам несколько упражнений, которые помогут им исследовать мир профессий. В зависимости от выбора ведущего задания можно выполнять как в группах, так и индивидуально.
Цепочка профессий
Участникам предлагается по кругу поиграть в игру типа «Города», только называть по последней букве нужно будет профессию или специальность.
Можно усложнить задачу, предложив ребятам комментировать названные профессии по какому-нибудь признаку или взаимозависимости.
Перечень по алфавиту
Школьники должны назвать как можно больше профессий по алфавиту. Более сложный уровень задания – выполнять его на скорость.
Желательно предложить ученикам написать все имеющиеся профессии и специальности на карточках, которые потом будут использоваться при выполнении других упражнений. Также можно использовать карточки, подготовленные заранее (Приложение 2).
Формирование образа
У большинства школьников имеется свой образ будущей профессии. Участникам предлагается на листах бумаги постараться оценить в процентном отношении, какие факторы оказали влияние на формирование этого образа.
Возможные варианты:
- Профессии родителей, близких людей, хороших знакомых.
- Опыт общения с людьми той или иной профессии.
- Художественная литература.
- Документальные или художественные фильмы.
- Книги о профессиях.
- Журнальные статьи, очерки.
Критерии выбора
Каждая профессия в большей или меньшей степени способна удовлетворить потребность человека в деньгах, успехе. Старшеклассникам предлагается оценить известные им профессии, расположив их в соответствующие группы – в зависимости от того, в какой мере они могут приносить те или иные блага (Приложение 3).
Варианты критериев:
- Деньги (официальные и неофициальные заработки).
- Власть (подчинение других людей).
- Здоровье (возможность сохранения и улучшения).
- Азарт жизни (приключения, путешествия).
- Престиж (признание окружающих и возможность хвалиться своей профессией и местом работы).
- Духовный поиск (возможность саморазвития и познания идеалов добра, справедливости, истины).
- Общение (больше возможности для построения взаимоотношений на работе).
Цвета и ассоциации
Может ли профессия иметь какой-либо цвет, ассоциироваться с каким-нибудь звуком, запахом? Ведущий предполагает, что это возможно. Используя карточки с названиями профессий, школьники должны рассказать, с чем ассоциируется у них то или иное занятие. Если позволит время, желательно коротко обсудить в классе, какие чувства и эмоции вызывают эти ассоциации у других участников.
Создание предметов
Ведущий предлагает рассмотреть какой-нибудь предмет в классе или на картинке и определить, представители каких именно профессий приняли участие в его появлении. Например, для того чтобы была сделана парта, лесники вырастили дерево, а лесорубы его спилили. Водители вывезли бревна из леса на машине, рабочие распилили части дерева на пилораме, художник по мебели нарисовал эскиз, чертежник расчертил и так далее – до появления стола в классе.
Портфель профессионала
Участники, разделившись на группы или индивидуально, должны собрать воображаемый деловой портфель для работника той или иной профессии. В него необходимо поместить наиболее нужные для работы предметы и инструменты труда.
Ведущий просит учеников называть инструменты и комментировать, для чего они нужны.
Вопросы наугад
Предложенные ниже вопросы записываются на карточках, которые прячутся в конверт. Участники по очереди наугад достают вопросы и отвечают на них.
- Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
- Зачем учиться после школы, если можно просто найти работу?
- Кем вы мечтаете стать по профессии через 20–30 лет? Как согласуется ваша профессиональная мечта с другими важными для вас пожеланиями – личными, семейными, связанными с хобби? Нет ли противоречий между вашей мечтой и этими желаниями?
- Какие 3–5 основных этапов вы можете выделить на пути к вашей профессиональной мечте?
- Какие ваши собственные недостатки могут помешать вам на пути к профессиональной цели?
- Как вы собираетесь работать над собой и готовиться к будущей профессии?
- Как и что может вам помешать в реализации ваших профессиональных планов (люди, обстоятельства)?
- Есть ли у вас резервные варианты выбора профессии на случай неудачи по основном варианту?
- Что вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение?
- Ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь?
Шаги к успеху
Участникам предстоит сделать условный выбор интересной для них профессии и затем определить пять наиболее важных шагов для того, чтобы овладеть ею. Для выполнения задания используются специальные бланки (Приложение 4).
Это упражнение можно усложнить, разделив достижения на этапы. Тогда для получения профессии сначала нужно поставить пять целей, а затем каждую из них достигать в пять шагов.
После выполнения задания в классе сообща обсуждаются и анализируются возможные препятствия для достижения целей, уточняются сами цели и конкретизируются шаги, необходимые для решения поставленных задач.
Самоанализ
В заключение старшеклассникам предлагается исследовать свои личные предпочтения по следующей схеме:
- Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, которые вам подходят.
- Составьте список своих требований к выбираемой профессии, используя критерии: – выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы; – выбираемая профессия и мои склонности и способности; – желательные содержание, характер и условия работы; – профессия и реальное трудоустройство по специальности; – профессия и жизненные ценности; – профессия и жизненные цели.
- Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
- Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям данной профессии.
- Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
- Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
Тематическая экскурсия
Возможным продолжением классного часа может стать тематическая экскурсия, чтобы пробудить интерес школьников к той или иной деятельности. Организовать экскурсию можно в самые неожиданные места.
Примерные темы экскурсий:
- «Город профессий» (экскурсии по предприятиям города, в различные городские организации и учреждения, по улицам города).
- «Мы выбираем…» (экскурсия в мэрию и городское собрание, в муниципальные ведомства).
- «Знания – сила» (экскурсия в библиотеку; желательно в такую, где можно познакомиться с книгами о разных профессиях).
- «Профессии мира» (виртуальная экскурсия по профессиям мира для знакомства с ними).
- «Маршрут дня» (индивидуальная экскурсия, например, вместе с шофером маршрутного такси, троллейбуса в течение дня с целью оценки его работы в целом).
- «Стройки века» (виртуальная экскурсия по уникальным архитектурным сооружениям страны и мира).
После проведения экскурсии важно проанализировать полученные школьниками впечатления и выводы из них – в том числе в форме диспутов, «круглых столов», подготовки материалов для информационного стенда в классе.
Приложение 1. «Тексты для групп»
Приложение 2. «Карточки профессии»
Приложение 3. «Таблица»
Приложение 4. «Шаги достижения»
Профориентационная работа в начальной школе
Каждый ученик рано или поздно сталкивается с проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эту проблему решить довольно сложно, так как активной позиции в этом отношении у многих пока не сформировалось. Для обучающихся вопросы профориентации знакомы, но с какой стороны подойти к сознательному их решению, не все представляют. Уже в начальной школе важно не упустить ни минуты и вовремя заинтересовать детей предстоящим выбором профессии. Хорошим подспорьем станет большое количество кружков, дополнительные занятия по интересам.
Цель профориентации в начальной школе
— расширение знаний о мире профессий и создание интереса к знаниям и миру труда.
Задачи
:
• Повышение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослыми.
• Знакомство детей с различными профессиями;
• Развитие мотивацию к работе через систему активных методов познавательной и профориентационной игры.
• Развитие творческих возможностей ребенка, интереса к различным профессиям.
Профориентация по предметам
Исходя из возрастных и психологических особенностей младших школьников, с первого класса необходимо провести работу по расширению кругозора детей о трудовой жизни, ознакомить с наиболее актуальными профессиями в промышленности, в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания.
В начальной школе можно развивать интерес младших школьников к работе над взрослыми через учебные предметы.
На уроках русского языка дети узнают название профессии и ее значение: врач, директор, библиотекарь и т.д., учащиеся знакомятся с различными видами профессий. Они используют пословицы о профессиях: что посеешь, то и пожнешь. У врага лечись, а у много учись. Пастуху дремать, так стада не видать.
На уроках математики проводятся короткие беседы о профессии, в рамках ознакомления со смыслом задачи, а также демонстрации роли и важности этой профессии в жизни и деятельности людей.
Уроки окружающего мира вносят огромный вклад в решение задач профориентации. Например, проводятся «минуты синоптики», во время которых каждый из детей может попробовать сыграть роль синоптики. Или «журналистское расследование», где учащиеся выступают в роли журналистов, подготавливая сообщение на тему урока. Или экологи.
На уроках технологии при изучении разделов: человек — человека, человек — информация, человек — природа знакомились с профессиями: строитель, плотник, инженер, портной, модельер, кулинарный специалист, повар, официант. Они выполняли различные проекты, связанные с ценностями профессий.
Внеурочная профориентационная работа.
Классные часы
Тематика классных часов должна быть направлена на знакомство с разными профессиями: «Мир профессий», «Кем я хочу быть», «Профессии моих родителей», так же можно обсудить видеофрагмент, мультфильм, связанный по теме.
С удовольствием учителя используют такое направление как организация экскурсий. Во время экскурсий учащиеся знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но и на практике. Например: в «Городе профессий», дети примеряют на себе выбранную роль- профессию, одевают специальный костюм и пользуются инструментами, принадлежащими этой профессии. Так же экскурсии могут быть организованы в библиотеку для знакомства с профессией библиотекаря.
Поездки учащихся на предприятия, фермы, заводы, музеи. Посещая музеи, картинные галереи, библиотеки, театры младшие школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода.
Игры
Деятельность по профориентации должна включать ролевые игры и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театра, инсценировки, цель которых — способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Например: «На какую букву профессий больше?», Кому принадлежат вещи? «
На неаудиторных мероприятиях учащиеся узнают о новых профессиях, пробуют себя в роли представителей различных специальностей, играют ролевые сцены, участвуют в конкурсах и проектах.
Мастер – классы
В начальной школе организуем встречи с родителями, профессионалами в разных сферах работы — специалистами ГИБДД (дорожная полиция рассказывает учащимся о своей работе и проводит с ними беседу о важности соблюдения Правил дорожного движения.), сотрудник МЧС (сотрудники службы не только рассказывают о своей работе, но и проводят практическую часть), медицинский работник (медсестра рассказывает, как оказывать первую помощь при различных заболеваниях, травмах, отвечает за качество приготовленной пищи в нашей школьной столовой, организует прививки детей, ежегодные профилактические осмотры как детей, так и учителей)
Активность самого обучающегося начальных классов можно увидеть в «Портфолио»,
а
р
езультаты работы учителя можно увидеть в ВПР, когда ребенок, выполняя одно из заданий, должен узнать на фотографии профессию, т.е. человек какой профессии изображен, и рассказать, чем занимаются люди данной специальности.
Каковы нововведения в работе по профориентации с младшими школьниками?
Виртуальный кабинет профориентации
— одна из форм инновационной организации работы профессиональной ориентации, она создана на сайте общеобразовательной организации как форма интерактивного общения и является электронным информационным ресурсом.
Виртуальный кабинет профориентации поможет ученику познакомиться с миром профессий; получить информацию об учебных заведениях; пройти профориентацию и психологическое тестирование; получать консультации по их индивидуальным психологическим характеристикам и тому, как их учитывать при формировании профессиональной карьеры.
Веб-квест
– это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого необходимы информационные ресурсы сети Интернет. Веб-квест (webquest) в педагогике — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Это означает, что учитель, составляя задания, подбирает информацию в Интернете, где можно найти необходимые материалы, давая учащимся соответствующие гиперссылки.
Чем с большим количеством профессий будет знаком ребёнок, чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального выбора. Веб-квест можно использовать как на уроках, так и для организации неаудиторной, внеурочной и индивидуальной работы, при дистанционном обучении учеников.
Обучающиеся могут выполнять задания веб-квеста дома, работая в группе, в паре, а также пробовать себя в различных социальных ролях. Важно показать ученикам возможность многочисленных решений одной проблемной ситуации с точки зрения разных профессий. Задания веб-квеста обычно располагаются на сайте в сети Интернет, который можно создать как на личном сайте, так и используя современные Интернет-сервисы.
https://www.sites.google.com/site/terentevagugl/servisy-dla-urokov-i-proektov/primery-veb-kvestov
Выбираем нужную тему. Попадаем на страничку веб- квеста. Здесь дан план работы, и ученик должен выбрать из предложенных профессий одну- роль. Например: профессию историка.Далее попадаем на страницу с заданиями. Здесь дана инструкция, вопросы, ссылка на ресурс с информацией. После изучения темы и информации по теме, должен быть ответ или защита работы: это может быть презентация, газета, агитационный лист и т.д.
Геймификация
— использование игровых элементов в процессе обучения. Геймификация отличается от других игровых практик тем, что игровые установки включены в систему действий субъекта с этой реальностью. По ходу игры ученик выполняет как образовательные, так и игровые задания. Например, образовательная задача — выучить таблицу умножения, игровая задача — заработать 10 баллов за выполнение письменных заданий и прохождение тестов для перехода на следующий уровень. При этом образовательные цели остаются приоритетными, а игровые цели призваны сохранить внутреннюю мотивацию к выполнению образовательных задач.
Из вышесказанного можно сделать вывод: чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.
Литература:
- https://infourok.ru/soobschenie-na-temusistema-rab…
- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki…
- https://SchoolFiles.net/1773683
Автор:
Счастливцева Т.В.