пятница, 26 марта 2010 г.
О должностях и экипажах
Расскажу о должностях на судах торгового флота. Существует много должностей хороших и разных. Механики и штурмана, электрики и матросы. Всем работы хватает, а особенно сейчас, когда на большинство торговых судов сокращенные экипажи. Сокращенный — читай необходимый минимум экипажа для нормальной работы судна. А какое количество матросов, штурманов и механиков должно быть на каждом судне? Откуда судовладельцу знать, сколько необходимо? Существует такой специальный документ. Называется Minimum Safe Manning. Этот сертификат определяющий, какое минимальное количество экипажа должно быть на судне для безопасного его эксплуатирования, согласно правилам государства флага. На борту каждого судна, неважно, под каким флагом судно работает, будь-то Антигуа и Барбуда или Пакистан, есть этот документ. Увеличение экипажа разрешается, на усмотрение судовладельца, конечно. Главное, чтобы не меньше, чем оговорено в сертификате. Во времена Союза на судах Черноморского морского пароходства (ЧМП), количество экипажа регламентировалось в больших кабинетах, существовали штатные расписания и т.п. Для сравнения возьмем типичный советский сухогруз дедвейтом 10000 тонн. В машинном отделении — четвертый, третий, второй, старший механики, у каждого моторист в подчинении, а еще токарь и электрик; палуба — аналогично: четвертый, третий, второй, старший помощники, помполит, капитан плюс радист и судовой врач. Матросы и боцман. Повар, стюарды. Уйма народа. 25 человек. Плюс-минус. И у каждого были свои обязанности. Каждому было чем заняться. На современном немецком контейнеровозе
такого же дедвейта (судно на фото в топе примерно на 1000 контейнеров) всего 12 человек экипажа: Капитан (Master) Старпом (Chief officer) Второй помощник (Second officer) Старший механик (Chief Engineer) Второй механик (Second Engineer) Моторист (Oiler) Четыре матроса и боцман Повар (Cook). Да, что говорить, вот Emma Maersk. Огромное судно, но трудно поверить, что там тоже всего 13 человек экипажа. Конечно, надо отдать должное техническому прогрессу. Как я уже писал про современные суда — сейчас некоторые функции вместо человека выполняют компьютеры и автоматика. Но, тем не менее, практически каждый член экипажа современного судна имеет несколько совмещенных обязанностей. К примеру —
старший помощник капитана
. Он отвечает за все, что связано с грузом: планирование, крепление, расчеты по остойчивости; балластные операции, распределение работы на палубе в тесном контакте с боцманом. Старпом так же может быть офицером безопасности, что тоже возлагает на него дополнительные обязанности. Плюс бумажная работа: отчеты, чек-листы, рапорта, грузовые документы на приход-отход и тому подобная бюрократия. А этих самых бумажек до неприличия много. Ну и навигационную вахту никто не отменял. Четыре часа через восемь. Откровенно, сколько работаю — столько вижу, что старпом в порту, во время грузовых операций почти не спит. Просто нет на это времени. Механикам тоже не сладко. Обслуживание систем и механизмов, бункеровка, маневры. Опять же бумажная работа. А если аврал в машинном отделении — вышел из строя какой-нибудь механизм, то трудовому подвигу механиков не будет конца и края. Десять человек при союзе на таком же судне и три сейчас. Разница ощутимая. Судовладельцу незачем платить двум-трем, если работу может выполнить один человек. То, что этому одному иногда даже спать некогда, судовладельцу фиолетово. Есть контракт. Зарплата и условия устраивают. Тогда вперед и с песней. А что там и как получится в итоге при работе на судне, дело десятое… Всему причина — деньги. И деньги правят миром. Емкое изречение, безусловно, не помню только чьё….
Ярлыки: аврал, старпом, Экипаж судна
О должностях и экипажах
Расскажу о должностях на судах торгового флота. Существует много должностей хороших и разных. Механики и штурмана, электрики и матросы. Всем работы хватает, а особенно сейчас, когда на большинство торговых судов сокращенные экипажи. Сокращенный — читай необходимый минимум экипажа для нормальной работы судна. А какое количество матросов, штурманов и механиков должно быть на каждом судне? Откуда судовладельцу знать, сколько необходимо? Существует такой специальный документ. Называется Minimum Safe Manning. Этот сертификат определяющий, какое минимальное количество экипажа должно быть на судне для безопасного его эксплуатирования, согласно правилам государства флага. На борту каждого судна, неважно, под каким флагом судно работает, будь-то Антигуа и Барбуда или Пакистан, есть этот документ. Увеличение экипажа разрешается, на усмотрение судовладельца, конечно. Главное, чтобы не меньше, чем оговорено в сертификате. Во времена Союза на судах Черноморского морского пароходства (ЧМП), количество экипажа регламентировалось в больших кабинетах, существовали штатные расписания и т.п. Для сравнения возьмем типичный советский сухогруз дедвейтом 10000 тонн. В машинном отделении — четвертый, третий, второй, старший механики, у каждого моторист в подчинении, а еще токарь и электрик; палуба — аналогично: четвертый, третий, второй, старший помощники, помполит, капитан плюс радист и судовой врач. Матросы и боцман. Повар, стюарды. Уйма народа. 25 человек. Плюс-минус. И у каждого были свои обязанности. Каждому было чем заняться. На современном немецком контейнеровозе
такого же дедвейта (судно на фото в топе примерно на 1000 контейнеров) всего 12 человек экипажа: Капитан (Master) Старпом (Chief officer) Второй помощник (Second officer) Старший механик (Chief Engineer) Второй механик (Second Engineer) Моторист (Oiler) Четыре матроса и боцман Повар (Cook). Да, что говорить, вот Emma Maersk. Огромное судно, но трудно поверить, что там тоже всего 13 человек экипажа. Конечно, надо отдать должное техническому прогрессу. Как я уже писал про современные суда — сейчас некоторые функции вместо человека выполняют компьютеры и автоматика. Но, тем не менее, практически каждый член экипажа современного судна имеет несколько совмещенных обязанностей. К примеру —
старший помощник капитана
. Он отвечает за все, что связано с грузом: планирование, крепление, расчеты по остойчивости; балластные операции, распределение работы на палубе в тесном контакте с боцманом. Старпом так же может быть офицером безопасности, что тоже возлагает на него дополнительные обязанности. Плюс бумажная работа: отчеты, чек-листы, рапорта, грузовые документы на приход-отход и тому подобная бюрократия. А этих самых бумажек до неприличия много. Ну и навигационную вахту никто не отменял. Четыре часа через восемь. Откровенно, сколько работаю — столько вижу, что старпом в порту, во время грузовых операций почти не спит. Просто нет на это времени. Механикам тоже не сладко. Обслуживание систем и механизмов, бункеровка, маневры. Опять же бумажная работа. А если аврал в машинном отделении — вышел из строя какой-нибудь механизм, то трудовому подвигу механиков не будет конца и края. Десять человек при союзе на таком же судне и три сейчас. Разница ощутимая. Судовладельцу незачем платить двум-трем, если работу может выполнить один человек. То, что этому одному иногда даже спать некогда, судовладельцу фиолетово. Есть контракт. Зарплата и условия устраивают. Тогда вперед и с песней. А что там и как получится в итоге при работе на судне, дело десятое… Всему причина — деньги. И деньги правят миром. Емкое изречение, безусловно, не помню только чьё….
blog comments powered by Disqus
Следующее Предыдущее Главная страница
«Кэп», «чиф», старпом и другие должности на флоте: кто чем занимается
Ликбез для «чайников»: кто чем занимается на корабле и как не запутаться в элементарном морском жаргоне
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:
«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.
Баталер
К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.
Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.
Боцман
Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.
Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.
Капитан
Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.
Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.
На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.
Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org
Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.
Кок
Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.
Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.
На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.
Лоцман
Задача этого человека – просчитать все опасности и преграды на пути следования корабля. Другими словами, именно лоцман прокладывает путь судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или мелей.
В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.
Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.
Матрос
Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.
Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com
В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.
Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».
Машинист (моторист)
Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.
Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.
Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.
Механик
Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.
На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.
При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.
Старший помощник капитана (командира)
На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.
Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.
Штурман
Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.
На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.
Юнга
Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.
Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.
Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.
Роман Заблоцкий
военкор Интересная история флот
Прохождение службы офицерами.
Офицеры флота и морского ведомства разделяются на офицеров флота и специальных корпусов.
1. Флотские офицеры.
Состав флотских офицеров комплектуется из кончивших Морской корпус и из юнкеров флота (вольноопределяющихся), выдержавших офицерский экзамен. По действующему сейчас временному положению, до производства в офицеры как гардемарины Морского корпуса, так и юнкера флота, должны прослужить некоторое время в звании корабельных гардемаринов. В это время они несут офицерские обязанности под наблюдением офицеров, а также практикуются и в таких обязанностях, которые несутся унтер-офицерами.
Первым офицерским чином является чин мичмана.
Надо иметь в виду, что мичманы хотя и носят на погонах две звездочки, но принадлежат к X классу, т.е. равноправны не с подпоручиками армии, а с поручиками армии или подпоручиками гвардии.
Чины флотских офицеров следующие:
Адмиральские — генерал-адмирал, адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал (или генеральские, как и в сухопутных войсках).
Штаб-офицерские — капитан 1 ранга (полковники) и капитан 2 ранга (подполковник).
Обер-офицерские — старший лейтенант (VIII класса, погоны, как у капитана), лейтенант (IX класса, погоны, как у поручика) и мичман (X кл.).
Офицеры флота числятся в составе флота
(строевом и береговом) или
по флоту
.
Из числа первых офицеры строевого состава
несут службу
на судах,
а
берегового
состава
на берегу
. Общее число офицеров всякого чина во флоте определяется Адмиралтейств-Советом. Для производства в следующий чин полагается:
1) открытие вакансии в штатном числе офицеров соответствующего чина,
2) выслуга установленного числа лет и выполнение требуемых условий,
3) удостоверение начальства. Так для производства из мичманов в лейтенанты требуется[13]
выслуга в чине мичмана не менее 3 лет,
4) плавание в течение этих 3 лет на боевых судах, исполняя по очереди обязанности по штурманской, минной, артиллерийской и механической частям, а также плавание на миноносцах, 3) представление ежегодно письменного отчета о своих занятиях и выдержавшие экзамена и 4) одобрение общего собрания флагманов и капитанов (условия изложенные в п. п. 2 и 3 пока еще фактически не применяются). Но кроме того требуется еще, чтобы в общем для всего флота определенном числе лейтенантов были бы вакансии.
Подобно изложенному идет производство и в чин старшего лейтенанта, причем для этого требуется выслуга не менее 5 лет в чине лейтенанта. Каждому дальнейшему производству предваряется выбор представляемых кандидатами в должность, связанную с известным чином, причем выслуга лет не играет значения.
Кроме производства в лейтенанты и старшие лейтенанты по линии существует еще производство за отличие
.
Представляемый к такому производству может значительно опередить своих товарищей и сверстников.
Офицеры берегового состава флота, т. е. несущее постоянную службу на берегу,
производятся до капитана 1-го ранга за выслугу определенного числа лет в каждом чине, но не ранее своих товарищей, числящихся в судовом составе. В адмиральские чины они не производятся, но занимающее высшие классные должности могут быть производимы в генеральские чины.
По флоту
зачисляются: 1) штаб-офицеры, внесенные в аттестационные списки, но в течение 5 лет не выбранные в кандидаты на следующую высшую должность,
2) все флотские чины берегового состава, не занимающее должностей в морском ведомстве в течение 3-х лет,
3) флотские чины, уволенные для службы в Добровольный флот и посторонние ведомства.
Производиться в следующее чины они не могут, но могут получить чин при увольнении в отставку.
Офицеры флота носят золотой прибор; просветы на погонах: у офицеров Гвардейского экипажа — красный, у штатного состава Морского корпуса — белый, у остальных — черный.
2. Специальные корпуса.
Специальные корпуса Морского ведомства следующие: 1) корпуса корабельных инженеров и инженер-механиков флота, 2) корпуса флотских штурманов и морской артиллерии, 3) числящихся по адмиралтейству, 4) военно-морское судебное ведомство, 5) инженеры и техники морской строительной части, 6) медицинские и фармацевтические чины.
Инженер-механики флота и корабельные инженеры выпускаются преимущественно из Морского Инженерного училища ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I
. Они носят серебряный прибор, а фуражки с околышем черного бархата; просвет на погонах красный; корабельные инженеры имеют на общих мундирах и сюртуках красные канты, каковых инженеры-механики не имеют. Сабли корабельным инженерам не присвоены.
Корпуса флотских штурманов и морской артиллерии решено упразднить и они более не пополняются офицерами.
По адмиралтейству числятся большею частью офицеры, перешедшие из военно-сухопутного ведомства на береговые должности морского ведомства, а также произведенные из нижних чинов. Они носят форму схожую с флотской, но с серебряным прибором; погоны имеют с красным просветом. Произведенные из нижних чинов имеют погоны с черным просветом.
Офицеры военно-морского судебного ведомства носят форму схожую с офицерами по адмиралтейству, но с малиновыми кантами.
В виду того, что на кораблях из перечисленных выше офицеров плавают почти исключительно инженер-механики, остановимся более подробно на них.
Чины они имеют те же что офицеры сухопутной армии. Комплектуются они из кончивших Морское Инженерное училище ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I
и из юнкеров флота (вольноопределяющихся) по механической части выдержавших экзамены. Как и флотские офицеры, они, согласно временного положения, начинают службу в качестве корабельных гардемаринов.
Производство в следующее чины инженер-механиков совершается применительно к производству флотских офицеров, т.е. требуется: 1) выслуга лет и выполнение условий, 2) удостоверения начальства и 3) наличие вакансий. Подпоручики могут быть производимы в поручики, по выслуге в чине не менее 2 лет. В штабс-капитаны и капитаны производятся по выслуге в каждом чине не менее 4-х лет. На кораблях инженер-механики могут получать чины не выше полковника.
Предельный возраст.
Все адмиралы и офицеры могут оставаться на действительной службе до достижения установленного для каждого чина предельного возраста.
Предельный возраст следующий:
для мичмана — 10 лет пребывание в чине, для лейтенанта и старшего лейтенанта — 47 лет от роду, для капитана 2-го ранга — 51 год, для капитана 1-го ранга — 55 лет, для контр-адмирала — 60 лет, для вице-адмирала — 65 лет, для адмирала — 70 лет.
Для инженер-механиков и офицеров других корпусов также установлен предельный возраст.
Подготовка специалистов.
Офицеры флота могут проходить по желанию: курс Николаевской Морской Академии, специальные классы: артиллерийский, минный, при учебном отряде подводного плавания водолазной школе и штурманской.
Академия состоит из 4 отделов: военно-морского, гидрографического, механического и кораблестроительного. Продолжительность пребывания в каждом — 2 года 7 месяцев.
Военно-морской отдел имеет 3 класса: младший, старший и дополнительный. Первые два предназначены для распространения высших военно-морских знаний среди офицеров флота, а дополнительный — для подготовки офицеров к несению службы морского Генерального Штаба.
Прочие отделы состоят из трех курсов. Прием на военно-морской отдел производится ежегодно, а на остальные — через каждые 3 года. К приемному экзамену допускаются офицеры по прослуженнию не менее 4 лет в офицерских чинах, а вольнослушателями — штаб-офицеры.
Прием в классы производится также по экзамену. Продолжительность классов около года. Окончание классов дает право на занятие на кораблях должностей специалистов; окончившие классы получают особые нагрудные знаки (кроме штурманов).
Денежное содержание офицеров.
Денежное содержание офицеров и классных чинов строевого
состава флота состоит из следующих видов:
1)
жалованья, 2) столовых денег
и
3) морского довольства.
Жалованье и столовые деньги производятся в течение всего времени состояния в должности, морское же довольствие только во время плавания (вернее во время кампаний). Жалованье делится на три разряда: 1) для всех чинов Балтийского и Черноморского флотов и портов, 2) для всех чинов Каспийской флотилии и портов, а также для чинов и слушателей Николаевский морской академии, разного рода школ, классов и т.п.
2) для чинов Сибирской флотилии и портов Восточного Океана. Во время кампаний, связанных с получением морского довольствия, оклады жалования уменьшенные. При нахождении в вооруженном резерве
(по окончании кампаний, если офицеры и команда остаются на кораблях)
офицеры
получают половину морского довольствия и жалованье по береговому окладу.
Из нижеследующих таблиц видны размеры месячного жалованья по 1 разряду, столовых денег и морского довольствия, причем оклады показаны за вычетами. Размеры жалованья по 2 и 3 разряду увеличенные. В приведенных окладах столовых и морского довольствия указаны не все должности, а лишь некоторые.
Жизнь офицеров на кораблях.
Офицеры получают на корабле каюты на одного, а за недостатком их — на нескольких. Размещение офицеров по два в одной каюте бывает весьма часто.
Для соединения офицеров в свободное от службы время на каждом корабле существует офицерская кают-компания
(собрание). Первенствующим лицом в кают-компании является старший офицер, а в его отсутствии старший из присутствующих. Все офицеры и медицинские чиновники обязаны столоваться в кают-компании. Священник тоже обедает в кают-компании и благословляет обед. Для заведывания столом выбирается из среды офицеров содержатель (хозяин собрания) или нанимается буфетчик, за действиями которого наблюдает комиссия из трех офицеров.
Все игры на деньги и в карты на кораблях воспрещаются. Отлучаться с корабля офицеры имеют права лишь с разрешения командира или старшего офицера и должны возвращаться в назначенный срок. Для сообщения с берегом посылаются с корабля очередные шлюпки в определенное расписанием время.
По воскресным и праздничным дням офицеры должны присутствовать в «обыкновенной» форме на Богослужении на корабле.
II. Низшие Чины кондукторских званий.
Звание кондуктора
флота до известной степени схоже со званием подпрапорщика сухопутных войск, хотя кондукторы обладают большими правами.
В кондукторы производятся выразившие желание остаться на сверхсрочной службе нижние чины унтер-офицерских званий, удостоенные начальством. На каждом корабле есть определенное число кондукторских вакансий. Производство в кондукторы флота совершается приказами Морского Министра по выдерживанию соответствующих испытаний.
Кондукторские звания следующие: 1) старший боцман, 2) кондукторы: артиллерийские, минные, рулевые, сигнальные, машинные, минно-машинные, трюмные, кочегарные, телеграфные, гальванер и электротехники, 3) старшие содержатели и 4) старшие фельдшера.
Старшие боцмана и кондукторы: артиллерийские, минные, рулевые и сигнальные имеют золотой прибор, а остальные серебряный.
Старший боцман
есть старший из всех чинов кондукторского звания на корабле. Он состоит помощником старшего офицера по наблюдению за чистотой и порядком на палубах и за наружной чистотой корабля. Все нижние чины корабля подчинены ему, как непосредственному начальнику. Он ведет список всех нижних чинов корабля, должен знать их фамилии, способности и познания и наблюдать за их поведением и исполнением службы. Он разводит нижних чинов по работам и следит за исполнением их; приготовление якоря к отдаче; присутствует при увольнении нижних чинов на берег и возвращении с берега и т.д.
Должности аналогичной с должностью старшего боцмана в сухопутных войсках не имеется.
Кондукторы
являются помощниками офицеров специалистов, каждый по своей специальности.
Старшими содержателями
называются чины кондукторских званий, ведающих какой либо частью корабельного хозяйства
[14]
. Старшие содержатели имеются:
1) продовольственной (комиссариатской) части (старший баталер или комиссар, если он чиновник),
2) минно-артиллерийский,
3) шкипер (ведает всем инвентарем корабля, не относящимся до специальностей),
4) машинный. Старшим содержателем медицинского имущества является старший фельдшер.
При размещении кондукторов на корабле им отводятся особые каюты или помещения, отдельные от нижних чинов. На судах они имеют особый стол и отдельную кают-компанию (казенной пищи им не полагается). На берегу они имеют право посещать театры (сидя в креслах не ближе 7 ряда), городские и загородные увеселительные заведения и сады, ездить в экипажах и в трамваях (коих) сидя внутри вагонов.
Кондукторы получают: 1) жалованье, 2) добавочное содержание и 3) морское довольствие в плавании в грядущем размере.
К указанному содержанию кондукторам прибавляется: по выслуге ими в этом звании пяти лет — 120 рублей в год, по выслуге 10-ти лет — 240 руб., а по выслуге 15 — 360 р. Кроме того на обзаведение одежды выдается единовременно 100 рублей, а для поддержания ее по 50 р. в год (казенной одежды не полагается). По выслуге 25-ти лет сверхсрочной службы они получают пенсии в 315 рублей в год, а по выслуге 20 лет в половинном размере. Увольнением по болезни пенсии даются за 10 лет. Кроме того при увольнении по прослуженным 10 лет в звании кондуктора они могут получать звание личного почетного гражданина, а по прослуженным 20-ти лет — потомственного почетного гражданина.
Команда.
Команда состоит из нижних чинов унтер-офицерских званий и матросов. Унтер-офицеры на корабле имеют звания по группам; первая группа званий — боцман, боцман мать (старший унтер-офицер) и унтер-офицер[15]
(мл. унтер-офицер) и вторая группа званий — унтер-офицер 1-й статьи (3 нашивки) и унтер-офицер 2-й статьи (2 нашивки).
Первой группе принадлежат так называемые «строевые» унтер-офицеры и чины унтер-офицерского звания: рулевой, сигнальный, марсовый, водолазный и строевые инструктор-оружейник и инструктор, а ко второй унтер-офицеры: а)артиллерийские, минные, гальванерные, телеграфные, б) электро-машинные, кочегарные и трюмные в) музыканты, писаря, г) содержатели, д) фельдшера.
Унтер-офицеры первой группы, а из второй упомянутые в пункте а) носят золотые или желтые унтер-офицерские нашивки на плечах (из них строевые и дудку) а остальные — белые нашивки. «Оружейники» имеют отличием два ружья на рукаве. Для получения унтер-офицерского звания «строевыми» унтер-офицерами они проходят пятимесячный курс подготовки молодых солдат (усиленный), а затем распределяются по судам в качестве «учеников», где проходят следующей год практическую и теоретическую подготовку, а после экзамена назначаются на суда в качестве кандидатов на унтер-офицера; для получения звания унтер-офицера специалиста проходятся специальные курсы в артиллерийском и минном учебных отрядах, в машинной школе и школе для содержателей и писарей. В школы и классы нижние чины зачисляются по окончанию их начального обучения в ротах новобранцев; на корабли они расписываются лишь по окончанию курса в школах. В классы содержателей назначаются с кораблей. Строевые инструкторы-оружейники проходят курс «морской учебно-стрелковой команды», куда поступают прямо новобранцами. Фельдшера подготовляются в школах (не из числа призванных по жребию, а исключительно поступающими туда с малолетства). Боцман
есть скорее должность, чем звание. В сухопутных войсках аналогичных с этой должностью и званием унтер-офицеров не имеется. Боцмана имеют на корабле старшинство перед всеми нижними чинами унтер-офицерского звания. Всякий боцман есть непосредственный начальник всех нижних чинов корабля, хотя в ведение его находится собственно одна вахта (половина людей команды), в которой он обязан знать всех нижних чинов и куда кто назначен по разным расписаниям. Однако применение его власти, как прямого ответственного начальника, распространяется на нижних чинов главным образом лишь во время авральных работ. Боцмана по очереди дежурят целый день и в день их дежурства они руководят всеми работами очередной вахты, распространяя ответственную власть уже не на одних нижних чинов их вахты (двух рот), на всех нижних чинов, командовать которыми им придется. Боцмана носят золотые фельдфебельские нашивки. Непосредственными начальниками нижних
чинов являются также фельдфебеля
рот. Они должны знать всех нижних чинов роты и их обязанности, следить за их поведением, опрятностью и т.п.
Главные функции фельдфебелей — хозяйственно-административные и ведет разного рода отчетности. «Фельдфебель» на корабле это не звание, а должность, которую исполняют боцманматы и унтер-офицеры, нося при этом на плече золотую фельдфебельскую нашивку[16]
.
Звание непосредственного начальника во флоте понимается иначе, чем в армии. Тогда как в армии непосредственным начальником называется ближайший прямой начальник, а следовательно, у всякого может быть только один непосредственный начальник, на кораблях непосредственными начальниками каждого матроса являются четыре лица — боцмана и фельдфебель своей роты[17]
.
«Строевые» унтер-офицеры несут общую корабельную службу, ведут строевые и морские звания с командой, руководят палубными работами и заведующими в качестве старших и хозяев отдельными частями корабля. Строевые инструкторы-оружейники (так называемые «стрелки») заведующими ручным огнестрельным оружием и обучают нижних чинов обращаться с ним.
Унтер-офицеры специалисты ведают как предметами своей специальности, так и ведениями занятий и несением обязанностей по своей специальности.
Содержатели ведают частями корабельного хозяйства, являясь помощниками старших содержателей.
Число унтер-офицеров на корабле определено табелями каждого корабля.
Матросы.
Все нижние чины флота независимо от того, какую должность они исполняют, считаются строевыми. По закону нижние чины низшего класса (статьи) называются матросами и рядовыми. Ко вторым причислены машинисты, кочегары, мастеровые и т. п. Но пока подобное подразделение команды еще не проведено в жизнь, и все нижние чины низшей статьи называются матросами.
Понятие «звания» во флоте не выделено резко от понятия «должности» и вообще они смешиваются.
Если матрос не имеет никакой специальности, то он называется
матросом 2-й или 1-й статьи. Остальные же матросы и рядовые называются по должности; например: комендор, минер, электрик, кочегар 2-й статьи, машинист 2-й статьи и т.д.
Низшая статья (класс звания) есть матрос 2-й статьи. Из низшей статьи матросы могут производиться в следующую высшую статью, а именно из матросов 2-й статьи в матросов 1-й статьи, или переименовываться в специалистов (комендор, минер и т.д.). Матросы 1-й статьи могут производиться в марсовые, рулевые и сигнальные или непосредственно в «строевые» унтер-офицеры, а из специалистов или в старине специалисты (например старший комендор, старший минер и т.п.), или в специалисты 1-й статьи (кочегар 1-й статьи, машинист 1-й статьи и т.д.).
Следующей ступенью является унтер-офицерское звание: унтер-офицер 2-й статьи или просто «унтер-офицер» — строевой, рулевой, сигнальный и т.д.
Срок действительной службы во флоте 5 лет.
Подготовка молодых солдат производится на берегу в особых ротах при экипажах, причем офицеры и унтер-офицеры учителя назначаются с кораблей и из стрелковой команды. С самого поступления на службу молодые матросы предназначаются на ту или другую специальность и по окончании весной строевой подготовки, предназначенные в специалисты, командируются в учебные отряды (артиллерийский и минный) и в машинную школу. Не попавшие в отряды и школы расписываются по кораблям. Здесь выбираются матросы для машинной команды, для сигнальщиков, водолазов, рулевых, содержателей, писарей и санитаров. Они подготовляются к этим обязанностям как на корабле, так и в специальных школах, и им производится по окончанию обучения испытание комиссиями. Нижние чины, состоящие в учебных отрядах и школах, проходят там двух-годичный курс; после чего лучшие оставляются для прохождения унтер-офицерских курсов, а остальные расписываются по кораблям.
Каждый матрос на корабле получает свой номер согласно своей специальности:
От 1 до 28 — фельдфебеля, строевые унтер-офицеры, боцманматы.
От 31 до 38 — марсовые, от 41 до 48 — водолазы, от 51 до 398 матросы 1 и 2 статей, от 401 до 598 — комендоры и гальванеры, от 601 до 698 — минные специалисты, от 701 до 798 — горнисты, рулевые и сигнальщики.
От 801 до 898 — писаря, плотники, маляры, парусники, коки, хлебопеки, вестовые, юнги, санитары, баталеры, подшкипера, и содержатели.
От 901 до 998 — трюмные, от 1001 до 1198 машинисты, от 1201 до 1398 — кочегары, от 1400 и выше — чины штаба и музыканты.
В зависимости от № матрос зачисляется в соответствующие отделения, вахту и роту. Роты в зависимости от количества команды на корабле составляются из одного отделения, одной вахты или же из всей команды. Каждому номеру согласно судовым расписаниям полагается на корабле:
а) Своя койка и место для нее в сетке для подвешивания.
б) Место для еды за столом или у бака при старшине, ведущим очередь мытья посуды.
в) Шкафчик или чемоданы, в которых он держит свои вещи и за чистотой которых он следит.
г) Место для приборки, где матрос под наблюдением унтер-офицера прибирается.
д) Винтовка или револьвер, о которых он должен заботиться и содержать их в чистоте и исправности.
Примечание:
винтовки и револьверы не приходятся на всю команду.
е) Место на шлюпке.
ж) Место по авралам: 1) для съемки с якоря, 2) для постановки на якорь, 3) для своза десантной партии и для других могущих быть на корабле авралов. 4) Место по тревогам: а) боевой, б) водяной и в) пожарной.
Места эти и что в каждом случае делать, матрос должен твердо помнить. Все места людей первой вахты находятся на правой стороне корабля.
Все места второй вахты на левой стороне. Всякий матрос кроме того может быть назначаем
хозяином (или «заведующими») какой-нибудь части корабля и механизма.
Сверхсрочнослужащие.
На сверхсрочную службу могут оставаться все, выразив свое желание, унтер-офицеры, а также рядовые специальных званий, из кончающих нести службу или из кончивших ее не позже 2 лет. Число сверхсрочных, могучих быть оставленными, ежегодно определяется расписанием, утверждаемым Адмиралтейским-Советом. Предельный возраст для сверхсрочных 51 год. Сверхсрочные делятся на три разряда: 1) боцмана и кочегарные старшины (лучшие из кочегарных унтер-офицеров, удостоенных этого звания при окончании срока действительной службы), 2) унтер-офицеры, кроме причисленных к 3 разряду и 3) боцманматы и унтер-офицеры из специалистов, нижние чины, удостоенные унтер-офицерского звания при увольнении в запас и рядовые специальных званий. Отличительным признаком сверхсрочных являются шевроны, нашиваемые на левом рукаве. Сверхсрочные получают следующие добавочное
жалованье в месяцы. Чины третьего разряда могут быть допускаемы к экзаменам в школах на звание специалистов унтер-офицеров и по выпуску перечисляются в II-й разряд. Сверхсрочнослужащие получают вещевое довольствие
,
как срочные, а кроме того ежегодно 40 рублей взамен ранее полагающихся им второго комплекта вещевого довольствия. При увольнении со службы сверхсрочных, пробывших на сверхсрочной службе не менее 10 лет, они получают пособие в 1000 руб., а пробывших 20 лет еще и пенсию в 96 руб. в год; прослужившие 15 лет вместо пособия в 1000 руб. могут получать пенсию в 96 рублей в год.
Денежное содержание нижних чинов.
Денежное содержание нижних чинов состоит из: 1) жалованья, 2) морского довольствия и 3) Добавочного содержания (берегового и морского). Жалованье производится как на берегу, так и в море; морское довольствие — только во время кампаний, а добавочное содержание — за специальные звания или за действительное исполнение обязанностей. Виды жалованья матросам разных званий и специальностей весьма различны. Указываем некоторые оклады для флотов Балтийского и Черного моря. За специальные звания получают машинисты «самостоятельно управляющие» окончившие курс машинной школы, находясь в море, — 180 рублей в год (т.е. 15 руб. в месяц) а другие (гальванеры, минеры, водолазы, сигнальщики и т. п.) от 10 руб. 80 коп. до 1 руб. 80 коп. в год как в море, так на берегу. За действительное исполнение должностей получают в год: содержатели 1 статьи 63 рубля (в море) или 18 рублей (на берегу); содержатели 2 статьи 27 руб. (в море) или 18 руб. (на берегу); фельдфебеля 14 руб. 40 коп. как в море, так и на берегу; остальные (минеры, комендоры и т. д.) от 21 руб. 60 коп. до 5 руб. 40 коп. и только в море. Водолазы получают за каждый час пребывания под водой 1 рубль.
Довольствие команды.
Во время внутренних и заграничных плаваний (кампаний) низшие чины довольствуются так называемой морской провизией,
в остальное же время на нижних чинов отпускается установленная дача провианта (мука и крупа) и приварочные деньги на приобретение мяса, соли, овощей и других припасов. Количество провизионных продуктов морской провизии, входящих в состав порции одного человека в день определено нормальной табелью, приложенной к кн. XIII Св. Морских Постановлений. Припасы, составляющее морскую провизию, при внутренних плаваниях принимаются натурой из
портовых магазинов,
от
портовых подрядчиков,
или заготовляются самими кораблями, на деньги, отпускаемые вместо провизии.
Морская провизия.
Пища.
Согласно вышеупомянутой нормальной табели на каждого человека отпускается в день следующее количество с местных продуктов морской провизии: мяса (свежего или соленого)— 3/4 фунта, крупы: гречневой 22 золотника (а два раза в неделю по 60 золотников) и овсяной 10 золотников; масла коровья 10 золотников (а два раза в неделю по 19 золотников); квашеной капусты или свежей зелени 40 золотников, сухарей 1 фунт 87 золотников (или хлеба 2 3/4 фунта), сала 5 1/7 золотника, уксуса 1/4 чарки, чая 3/4 золотника и сахара 9 золотников.
Из этой провизии приготовляется: завтрак
(чай и сухари (или хлеб) с маслом),
обед
(свежие или кислые щи, которые раз в неделю могут заменяться горохом) и
ужин
(кашица или крутая каша из гречневой крупы с маслом, а также чай). Сухари разделяются на три части: к завтраку, обеду и ужину, причем при всяком удобном случае заменяются печеным хлебом. Чай приготовляется в общих самоварах. От указанной нормальной табели допускаются отступления в виде замены того или другого из припасов, но с тем, чтобы общая стоимость порций не выходила дороже, чем при нормальной табели; случаи замены, чем может быть заменен тот или другой из припасов, от кого должно исходить разрешение, как ведется отчетность и т.п. изложено в кн. XIII Св. Морского Постановления, разделе II, главе третьей и других временных положениях.
Вино
. Вина хлебного (водки) полагается каждому человеку по 1 чарке в день; 2/3 чарки дается к обеду и 1/3 к ужину или завтраку. Если нижние чины отказываются от вина, то им выдаются деньги за непитое вино в количестве 8 коп. за чарку при внутреннем плавании и 9 коп. (6 коп. золотом) в заграничном. Хлебное вино может заменяться ромом, коньяком или тому подобными спиртными напитками, разбавленными до крепости водки (40°).
Прочие виды довольствия.
В морскую провизию входят еще мыло и табак махорка. Мыло выдается в неделю на каждого человека: машинной команды — во внутреннем плавании 28 золотников, в заграничном 53 золотника; прочим людям во внутреннем плавании 14 золотников, в заграничном 33 золотника. Махорки полагается 14 золотников на человека в неделю, но в настоящее время она выдается не натурой, а деньгами в размере в месяц на человека — 12 коп. во внутреннем плавании и 20 коп. в заграничном.
[12]
Водолазными и офицерами подводного плавания могут быть и инженер-механики.
[13]
В морском ведомстве служат еще офицеры, числящихся по 4 адмиралтейству.
[14]
Старшими содержателями могут быть и чиновники.
[15]
Строевой, рулевой, сигнальный и т.д.
[16]
По наружным знакам отличить боцмана от фельдфебеля нельзя. И. д. боцмана, носящий три желтых нашивки, старше фельдфебеля с золотой нашивкой.
[17]
Часть их еще осталась.
Назад | В оглавление | Вперед |
ЗАНЯТИЕ: ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ
Задание 1. Задайте ребенку вопросы. Добивайтесь полного ответа. Если он сам не может построить предложение, пусть повторит ответ за вами. • Кто водит автобус? (Автобус водит шофер.) • Кто водит трамвай? (Трамвай водит водитель.) • Кто водит поезд? (Поезд водит машинист.) • Кто управляет самолетом? (Самолетом управляет летчик.) • Кто управляет пароходом? (Пароходом управляет капитан)
Задание 2. Рассмотрите с ребенком картинки, на которых изображены шофер, водитель, машинист. Помогите ему научиться четко произносить эти слова. Сначала четко произнесите эти слова сами, потом хором с ребенком, затем пусть он сделает это самостоятельно.
Задание 3. Предложите ребенку послушать стихотворение и ответить на вопрос: название какой профессии в нем прозвучало.
По городу трамваи, троллейбусы идут, Их по своим маршрутам водители ведут. Спешишь ли в гости к другу иль в школу на урок, Они без опоздания тебя доставят в срок.
Задание 4. Помогите малышу «превратиться» в шофера автобуса. Вместе с ним оборудуйте «рабочее место», позаботьтесь о «пассажирах». Эта игра поможет вам активизировать речь ребенка. Покажите ему, как нужно объявлять остановки, напоминать «пассажирам» об оплате проезда: «Следующая остановка — улица Михайловская. Не забывайте оплачивать проезд».
Задание 5. Закрепите в игре образ буквы И: выложите из палочек, карандашей. Спросите у ребенка на что она похожа? Вспомните слова, начинающиеся на звук И, придумайте новые. В детской книге (с крупным шрифтом) найдите вместе с ребенком буквы И. Вырежьте из газеты (журнала) и приклейте в тетрадь разные буквы И, и.
Задание 6. Самостоятельное чтение (ОБЯЗАТЕЛЬНО): Ои Ио
Аи Иа
Уи Иу
Предложите ребенку разделить на слоги и прохлопать ритмический рисунок названий профессий: шо-фер, лст-чик, ка-пи-тан, во-ди-тель, ма-ши-нист.
Задание 3. Выучите с ребенком загадку: Он в любую непогоду И в любое время года Крутит руль и жмет педали, Чтобы вы не опоздали На работу, в детский сад. Подвезти всегда вас рад. (Шофер)
Задание 4. Для расширения глагольного словаря ребенка предложите ему игру с мячом «Что делает?» Вы бросаете ребенку мяч и называете профессию; ребенок ловит мяч, говорит, что делает представитель этой профессии, и возвращает мяч вам. Например: Шофер. — Крутит руль. Летчик. — Держит штурвал. Кондуктор. — Продает билеты. Дежурный по станции. — Следит за порядком. Контролер. — Проверяет билеты. Капитан. — Управляет кораблем.
Задание 5. Можно предложить ребенку поиграть в игру с мячом «Кто, чем управляет?» Это позволит потренировать его в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу; ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например: Шофер управляет… — машиной. Летчик управляет… — самолетом. Капитан управляет… — теплоходом. Водитель управляет… — трамваем. Машинист управляет… — поездом.
Задание 6. Прочитайте ребенку стихотворение В. Маяковского «Кем быть?» и побеседуйте о тех профессиях, о которых говорится в стихотворении.