Инженер (диспетчер) по организации перевозок и управлению на железнодорожном транспорте

Инженер по организации перевозок и управлению на железнодорожном транспорте — это командир всей системы железнодорожного транспорта. Под его руководством работают все службы железных дорог: путейцы, вагонники, локомотивные бригады и другие подразделения. Кстати, в 2022 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

  • Место работы
  • Важные качества
  • Обучение на Инженера (диспетчера) по организации перевозок и управлению на железнодорожном транспорте
      Курсы
  • Вузы
  • Ступеньки карьеры и перспективы
  • Оплата труда
  • Зарплата инженера (диспетчера) по организации перевозок и управлению на железнодорожном транспорте на март 2022
  • Особенности профессии

    Функциональные обязанности инженера-диспетчера по организации перевозок содержат широкий круг разноплановых действий:

    • организация движения поездов по графику, координирующему работу всех подразделений железных дорог с рациональным использованием пропускной способности линий, устройств и сооружений;
    • организация работы станций на основе типовых технологических процессов приема, отправления, пропуска поездов, формирования и расформирования составов, погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров;
    • руководство работой по выполнению плана перевозок;
    • организация, формирование и маршрутизация вагонопотоков;
    • своевременное и рациональное составление суточного и сменного планов поездной и грузовой работы;
    • техническое нормирование погрузки и выгрузки, размеров движения на участках, передача груженых и порожних вагонов по стыковым пунктам, потребных парков подвижного состава;
    • обеспечение качественных показателей эксплуатационной, поездной и грузовой работы;
    • контроль за выполнением отделениями дороги регулировочных заданий по сдаче порожних вагонов из-под выгрузки;
    • контроль за содержанием парка локомотивов в пределах дороги, соблюдением режима работы поездных и локомотивных бригад.
    • контроль за выполнением показателей среднего веса, полновесности и полносоставности поездов;
    • формирование и пропуск поездов повышенного веса и длины;
    • обеспечение рационального использования технических средств транспорта;
    • изучение передового опыта в области оперативного управления перевозками;
    • разработка и реализация мероприятий по совершенствованию диспетчерского руководства перевозками, внедрению средств автоматизации в управление перевозочным процессом;
    • проведение технической учебы среди подчиненных.

    Общие положения

    1.1. Поездной диспетчер относится к категории специалистов.

    1.2. На должность поездного диспетчера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с движением поездов не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с движением поездов, не менее 3 лет.

    1.3. Поездной диспетчер назначается на должность и освобождается от нее руководителем предприятия и непосредственно подчиняется [вписать нужное].

    1.4. Поездной диспетчер должен знать:

    — Правила технической эксплуатации железных дорог;

    — Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах;

    — Инструкцию по сигнализации на железных дорогах;

    — Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ;

    — Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;

    — правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозках по железным дорогам;

    — распоряжения и указания руководства управления железной дороги, отделения железной дороги;

    — методические, нормативные и другие руководящие материалы по организации движения поездов;

    — график движения поездов и план формирования поездов и порядок направления вагонопотоков, схемы, профиль путей, техническо-распорядительные акты, технологические процессы работы станций участка;

    — работу устройств диспетчерской централизации;

    — правила работы на ПЭВМ;

    — показатели и технические нормы эксплуатационной работы;

    — правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии;

    — Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;

    — основы экономики и управления производством;

    — Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;

    — Положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта;

    — [вписать нужное].

    1.5. Во время отсутствия поездного диспетчера (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

    1.6. [Вписать нужное].

    Важные качества

    • ответственность
    • способность грамотно и эффективно организовать труд своего подразделения
    • умение работать в команде
    • быстрая и точная реакция
    • развитое перспективное мышление
    • аналитические способности
    • пространственное воображение
    • хорошая физическая и психологическая форма
    • умение работать самостоятельно при минимальном контроле
    • способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения
    • умение анализировать и систематизировать информацию
    • умение находить нестандартные решения и оперативный выход из сложных ситуаций в условиях недостатка времени
    • умение четко выполнять полученные инструкции
    • постоянное стремление к повышению квалификации

    Права

    Поездной диспетчер имеет право:

    3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по вопросам своей деятельности.

    3.2. Получать от специалистов структурных подразделений предприятия информацию, связанную с вопросами своей деятельности.

    3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

    3.4. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

    3.5. [Вписать нужное].

    Работа поездного диспетчера

    Введение

    Поездной диспетчер — ответственный работник хозяйства перевозок железнодорожного транспорта, который единолично руководит движением поездов на своем участке (диспетчерском круге) и несет за это полную ответственность. Его приказы по движению поездов подлежат беспрекословному выполнению работниками, связанными с движением поездов: дежурными по станциям, машинистами локомотивов, главными кондукторам сборных поездов и т. д. Никто, кроме поездного диспетчера не имеет права давать оперативные распоряжения по движению поездов.

    Цель работы поездного диспетчера заключается в обеспечении движения поездов и местной работы на участке в соответствии с графиком движения поездов и оперативным планом, а также соблюдение максимального уровня безопасности движения.

    Основным инструментом диспетчерского управления служит график исполненного движения. Он предназначен для выполнения основных функций поездного диспетчера: контроля, планирования и регулирования движения поездов, на котором поездной диспетчер отмечает все данные о движении, а также все нарушения нормальной работы на участке и их причины. Физически график исполненного движения — это лист формата А1, с нанесенной на него сеткой графика участка и дополнительной информацией (времена хода поездов, названия раздельных пунктов, их коды и т. д.). Диспетчер с течением времени вручную наносит на график исполненные нитки нормативного графика (который, как правило, расположен перед ним). Также на графике исполненного движения указываются:

    — номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов

    — время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка

    — данные об использовании локомотивов

    — данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток

    — занятие приемо-отправочных путей на промежуточных станциях

    — снятие напряжения в контактной сети на главных и приемо-отправочных путях станций и перегонов

    — действующие предупреждения, требующие снижения скорости

    — движение поездов по неправильному пути

    — закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение

    Для облегчения труда диспетчера на многих рабочих местах используются поездографы — приборы, автоматически регистрирующие ход поездов на графике исполненного движения, многоцелевая компьютерная программа ГИД «Урал-ВНИИЖТ». На особо напряженных кругах вводится дополнительная штатная единица — графист, который помогает поездному диспетчеру в выполнении его пассивных функций.

    Можно выделить активные и пассивные функции диспетчера.

    Активные функции выражаются в трех основных элементах:

    Текущее планирование — предварительное составление плана пропуска поездов по участку на определенный период и последующие его корректировки. При этом диспетчер преследует цель — минимизировать задержки поездов и отклонения от нормативного графика. Практически, поездной диспетчер выполняет это планирование после каждого получения о свершившемся событии

    Диспетчерское регулирование — своевременная выдача необходимых распоряжений для осуществления запланированного пропуска поездов с учетов всех возникающих изменений поездной ситуации.

    Все эти действия выполняются параллельно, постоянно накладываясь друг на друга. При отклонении поездов от графика по различным причинам, поездному диспетчеру в короткое время приходится решать сложные многовариантные задачи. Чтобы достичь хороших результатов, диспетчер должен все время идти «вперед поездов», постоянно планируя порядок их пропуска. При этом он должен предвидеть все эксплуатационные события: скрещения, обгоны, задержки при движении «по удалению» и т. д. Для этого он мысленно продляет на своем графике линии хода поездов, определяя время свершения этих событий и намечая регулировочные меры

    Пассивные функции: ведение графика исполненного движения, обмен подходами поездов с соседними диспетчерами, передача сведений о поездах и вагонах на станции, заполнение приложений к графику. На эти операции поездной диспетчер затрачивает от 25 до 35 процентов своего рабочего времени. Освободив его от них (методами, указанными выше) можно значительно повысить эффективность его работы или увеличить протяженность участка.

    Помимо поездной работы, диспетчер организует местную работу своего участка: организует продвижение передаточных, вывозных и сборных поездов с вагонами, назначением на промежуточные станции участка, заблаговременно сообщает дежурным по этим станциям о подходе вагонов, обеспечивает погрузку порожними вагонам, принимает меры для скорейшего вывоза погруженных вагонов и порожних вагонов из-под выгрузки с участка на ближайшие технические станции. В настоящее время часть этих функций передается диспетчеру ЦУМР (Центра управления местной работой).

    Поездные диспетчера — многочисленный отряд работников, во многом определяющих ход эксплуатационной работы на дорогах.

    Работа железнодорожного транспорта подчинена трем законам (по убывающей степени важности):

    Обеспечение безопасности движения поездов

    График движения поездов

    План формирования

    Поездной диспетчер в полной мере, как никто из работников, уполномоченных оперативно управлять эксплуатационной работой, влияет одновременно на все три закона. В их число должны входить опытные движенцы, накопившие достаточный опыт работы дежурным по станции и другими ответственными работниками службы движения (маневровые и станционные диспетчера, старшие дежурные по станции и т.п.). При назначении на должность поездной диспетчер выдерживает испытания в знании основ оперативного управления и теории в ревизорской службе управления железной дороги, проходит медицинское освидетельствование и тестирование опытным психологом. Также желательно иметь высшее образование по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».

    1.Обоснование актуальности работы поездного диспетчера

    При существующей структуре диспетчерского управления рабочее место поездного диспетчера физически находится в здании ЕДЦУП (Единого дорожного центра управления перевозками), при этом его участок фактически может находиться на достаточно удаленном расстоянии. Для контактов поездного диспетчера с исполнителями используются различные виды связи. Указания по движению поездов дежурным по станциям передаются по специальной селекторной (избирательной) телефонной связи. Она позволяет вызвать любой включенный в линию пункт отдельно, а также несколько (групповой вызов) или все пункты (циркулярный вызов). Для контактов поездного диспетчера с машинистами движущихся поездов используется радиосвязь, однако на практике, большинство приказов машинистам передается через дежурных по станциям. На многих участках, оборудованных автоблокировкой, рабочее место ДНЦ оснащается устройствами диспетчерского контроля в виде табло, на котором изображена схема участка и промежуточных станций. Специальная световая индикация сигнализирует о показании сигналов и о фактическом занятии поездами блок-участков и путей на станциях.

    При работе поездные диспетчера сталкиваются со следующими трудностями:

    — напряженность труда (ответственность);

    — зрительное и слуховое напряжение (следит за передвижением на мониторе, слушает селектор);

    — в экстренной ситуации должен быстро принимать правильное решение (оперативность, грамотность);

    — график работы – день, ночь, 48 часов – ночью работать тяжелее;

    — постоянное изучение нормативной базы по безопасности движения (знание инструкций, приказов, распоряжений, телеграфных указаний);

    — неравномерность загрузки в течение рабочей смены, ненормированный перерыв на обед.

    Данные трудности в большинстве случаев возникают из-за перегруженности диспетчера.

    Как известно, прием информации, поступающий к диспетчеру, и выдача результатов его деятельности требуют временных затрат. Эти затраты связаны с регистрацией, оформлением и контролем принятого сообщения, а также с оценкой диспетчером информации, относящиеся к данному сообщению, и принятию на ее основе решения.

    Потери времени, не связанные непосредственно с принятием решения, увеличивают «информационное отставание» в процессе диспетчерского управления. Это снижает качество диспетчерского регулирования. Такое отставание тем больше, чем больше размеры движения поездов. Поэтому соблюдение оптимального уровня загрузки диспетчеров обеспечивает снижение «информационного отставания» и улучшает качество принятия решений.

    2. Описание и анализ объекта исследования

    Произведем расчеты загрузки поездного диспетчера на станции «Ростов-Главный» на участке Сальск – Котельникова. Данный участок является двухпутным, оснащенным диспетчерской централизацией.

    Величину загрузки поездного диспетчера следует рассчитывать как отношение затрат времени поездного диспетчера на выполнение своих функциональных обязанностей (Тy) к продолжительности смены

    (Тс = 720мин):

    Кз = (Ту / Тс) 100%

    При этом за нормированную величину загрузки принимают ее уровень Кз = 95 %. На величину загрузки диспетчера влияет большое число факторов. Необходимое для расчетов количественное значение факторов устанавливают на основе графиков исполненного движения за ряд смен. Перечень факторов представлен в таблице 1. здесь же обозначены функции диспетчера, в выполнении которых он участвует (ОП – оценка и прогноз положения на участке; ПП – планирование пропуска поезда по участку; ОПР – организация пропуска поезда по участку; ПМР – планирование местной работы на участке; ОМР – организация местной работы на участке; Д – дополнительные операции). Выполнение последней из отмеченной функции регламентируется должностными инструкциями (прием-сдача дежурства, переход на новый бланк графика исполненного движения, запись на бланке графика данных о положении на станциях участка и т.д.)

    Полученные в результате анализа количественные значения факторов загрузки следует использовать для последующего расчета ее величины. Из всего многообразия факторов, количественно характеризующих работу диспетчеров, в таблице 1 указаны наиболее значимые.

    Таблица 1

    Факторы, влияющие на загрузку диспетчера

    Обозначение
    факторов
    Наименование фактораФункции
    диспетчера
    Куч = 4Число соседних диспетчерских участковОП
    Кл = 6Количество местных локомотивов на участкеОП
    К’г = 0,875Отношение числа грузовых поездов Nг к общему количеству грузовых и пассажирских поездов без учета пригородных NгпдПП
    Кг = 0,75Отношение числа грузовых поездов Nг к общему числу поездов N, обслуженных диспетчером за сменуПП
    NH = 563Число поездо-стацийПП
    Nгпд = 72Количество грузовых и пассажирских поездов без учета пригородныхПП
    NHгпд = 611Количество поездо-станций грузового и пассажирского движения без учета пригородногоПП
    N = 84Число поездов всех категорий, обслуженных диспетчером за сменуПП
    Nгп = 55Число грузовых (без местных) и пассажирских поездов, обслуженных диспетчером за сменуОПР
    NНгп = 451Количество поездо-станций грузового (без местного) и пассажирского движения, обслуженных диспетчером за сменуОПР
    М = 607Число маршрутов, установленных диспетчером за сменуОПР
    Nоау = 15Число поездов, отправленных со станции, находящихся на автономном управленииОПР
    NHсб = 18Число поездо-станций работы сборных поездовПМР
    NНвпд = 22Число поездо-станций работы вывозных и передаточных поездов, а также диспетчерских локомотивовПМР
    NHp = 30Число поездо-станций работы местных поездовОМР
    Nпау = 11Число поездов, принимаемых на станции автономного управленияОПР

    Как расшифровывается Тчэ?

    ТЧЭ — это эксплуатационное депо. ТЧР — это ремонтное депо. ТЧ было раньше, до того момента когда разделили ремонт и эксплуатацию.

    Интересные материалы:

    Где самое лучшее место для жизни? Где самое теплое Черное море в сентябре? Где самое теплое море в августе? Где самые большие залежи нефти? Где самые красивые рождественские ярмарки в Европе? Где самый холодный климат в мире? Где самый комфортный климат в России? Где самый лучший отдых с детьми? Где сажать бегонию? Где сажать пионы?

    Состав графика исполненного движения

    Все передвижения составов и тяговых единиц на диспетчерском участке ДНЦ отображаются на графике исполненного движения (ГИД). На нем указывается:

    · нумерация поездов и локомотивов, фамилии и табельный номер машинистов, масса и длина поезда;

    · часы и минуты отправления, прибытия и безостановочного проследования станций;

    · занятые приемо-отправочные пути;

    · ход подвижных единиц по неправильному пути;

    · перегонные пути;

    · ремонтные работы, предупреждения о закрытии путей или ограничении движения.

    Место поездного диспетчера оснащено автоматизированной программой ГИД «Урал», который автоматически формирует график с помощью информации, которая передается от поездографа.

    По стране

    Типичный индонезийский диспетчер поездов
    В Австралия

    диспетчеры поездов известны как
    диспетчеры поездов
    . Большинство диспетчеров поездов работают в таких организациях штата и федерального правительства Австралии, как Австралийская железнодорожная корпорация (ARTC), Управление общественного транспорта из Западная Австралия (PTA), Queensland Rail, и Сидней Поезда. Другие — служащие частных железных дорог, например, в районе Пилбара. Горнодобывающие гиганты BHP Billiton, Рио Тинто, Группа компаний Fortesque Metals, а теперь еще и Рой Хиллвсе они управляют своими собственными сетями из Центров удаленного управления и используют большое количество диспетчеров поездов.

    В Канада

    диспетчер поездов известен как
    диспетчер железнодорожного транспорта
    (RTC). Двумя крупнейшими работодателями железнодорожных диспетчеров являются Канадская национальная железная дорога и Канадский Тихий океан.

    В Новая Зеландия

    диспетчер известен как
    диспетчер поездов
    , как в Австралии. KiwiRail недавно централизовала все свои функции управления поездом в едином центре управления, расположенном в столице страны Веллингтоне на южной оконечности Северного острова.

    Сингапур

    называет своих диспетчеров поездов
    диспетчеры службы поездов
    (TSC). На его Массовый скоростной транзит (MRT), они запускают Центр управления операциями (OCC) и следят за тем, чтобы поезда ходили вовремя, и управляют любыми инцидентами в системе.[2]

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]