Организация профориентационной работы в школе
Для осуществления грамотной профориентационной работы в школе очень важна выстроенная и стабильно функционирующая структура, в которой задействованы практически все сотрудники учебного заведения. Мягко взаимодействуя со школьниками на протяжении всего времени обучения, начиная с начальных классов и заканчивая выпускными, можно успешно помочь им сделать обдуманный, самостоятельный выбор профессии, профиля обучения и предотвратить множество связанных с этим типичных ошибок.
Стоящие перед школой задачи профориентации школьником всегда целесообразно решать с использованием множества видов деятельности, в которых так или иначе задействованы ученики. Это могут быть познавательные виды деятельности, игровые, коммуникативные, общественно-полезные и другие на усмотрение школьного руководства, психологов и учителей.
Структура школьной профориентационной работы
Рассматривать школьную структуру по решению профориентационных задач и проблем стоит начать с рассмотрения в целом, не углубляясь пока в обязанности каждого исполнителя.
Как видно на представленном изображении, технически за все происходящие в школе процессы отвечает, конечно же, директор, но на практике задачи по построению профориентационной работы в школе, как правило, отдаются заместителю директора по воспитательной работе, который и исполняет обязанности руководителя и координатора для всех участников.
Далее идут такие участники процесса как классные руководители, учителя-предметники, школьный психолог, социальный педагог, медицинский работник или преподаватель основ безопасности жизнедеятельности и замыкают список сотрудники библиотеки. Несмотря на формальное разделение и довольно большую самостоятельность каждого из звеньев их работа должна основательно пересекаться друг с другом и служить одной цели – профориентации школьников на всём протяжении учебного процесса. Управлением, корректировкой, координацией и синхронизацией различных отделов друг с другом и занимается заместитель директора по воспитательной работе.
Рассмотрим направления деятельности и обязанности каждого участника по-отдельности и более подробно.
Заместитель директора по воспитательной работе
- Создаёт общую стратегию для всех участвующих в помощи профессионального самоопределения учащихся. Направляет, согласует и синхронизирует их работу между собой.
- Занимается поддержкой связей школы с различными социальными партнёрами, которые могут принять участие и помочь школьникам в вопросе выбора профессии или профиля обучения.
- Проводит педсоветы и другие виды совещаний по вопросам профессионального определения учащихся старших классов.
- Организует повышение соответствующей квалификации всех участвующих лиц, начиная от классных руководителей и обычных педагогов, заканчивая сотрудниками психологической и медицинских служб.
- Планирует и воплощает в жизнь работу всего коллектива для подготовки школьников к профессиональному определению в рамках разработанной и действующей концепции профориентационной работы в среднеобразовательном учреждении.
- Содействует участию школьников в олимпиадах различного уровня.
- Занимается анализом и коррекцией текущей деятельности и полученных результатов всех участников по своим направлениям.
- Организует каникулярную трудовую практику или других подобных ученических бригад.
- Осуществляет контроль над работой всех задействованных в школьной профориентационной работе лиц.
- Организует и курирует дополнительные занятия учеников выпускных классов в рамках профильного обучения или допрофильной подготовки, как в рамках своего учебного заведения, так и вне его.
Классный руководитель
- Занимается психолого-педагогическими наблюдениями за выявленными склонностями детей и ведением индивидуальных карточек каждого школьника, куда заносится информация из тестов, анкет, наблюдений и прочих мероприятий, осуществляемых школьными психологами.
- Для своего класса разрабатывает и составляет индивидуальный план поддержки профессионального определения ребят, используя большое количество различных методов, форм, средств, направленных на повышение активности детей в познавательной и творческой сферах.
- С помощью школьного психолога организует и проводит индивидуальные или групповые профориентационные встречи, беседы, конференции.
- Организует посещение учащимися старших классов дней открытых дверей и прочих подобных мероприятий в высших и среднепрофессиональных учреждениях города и окрестностей.
- Способствует формированию адекватной самооценки у учащихся.
- Организует поездки и экскурсии детей на предприятия различной направленности и сфер деятельности.
- Содействует школьным психологам в проведении исследований школьников и их родителей по проблемам профориентации.
- Помогает детям составить карту карьеры, спроектировать индивидуальный план получения профильного и дополнительного образования, а также проанализировать свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки относительно той или иной профессии.
- Проводит родительские собрания по вопросам выбора профессии и готовности учеников к совершению осознанного выбора.
- Организует встречи с интересными людьми: представителями профессий, компаний, высших и среднепрофессиональных учебных заведений, бывшими выпускниками школ и т.д.
Учитель-предметник
- Повышает интерес и развитие личности учеников в рамках своего предмета используя большое количество разнообразных приёмов, таких как: домашние задания, длительные совместные проекты, факультативы, стенгазеты, деловые игры и т.д.
- Помогает в участии ребёнка в олимпиадах всех уровней.
- По возможности старается выявлять сильные и слабые стороны учеников, их склонности, возможности и таланты.
- Адаптирует имеющиеся или разрабатывает свои программы в зависимости от особенностей класса.
- Развивает у учеников профессионально важные навыки.
- Организует профориентационную деятельность в рамках своих предметов.
Школьный психолог
- Проводит различные тренинги и мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение школьников.
- Организует и курирует процесс выявления интересов, талантов, способностей, склонностей ребят к той или иной профессии.
- Занимается организацией и проведением встреч, бесед, психологического консультирования для родителей учеников по вопросам выбора профессии.
- Совместно с классными руководителями приглашает родителей школьников для небольшого выступления перед детьми с рассказом о своей профессии.
- Помогает классным руководителям с анализом и интерпретацией проведённых профориентационных исследований для определения профессиональной направленности ребят.
- Наблюдает за степень готовности каждого ученика к самостоятельному выбору профессии.
- Проводит групповые и индивидуальные консультации, учитывая возрастные особенности и ограничения школьников.
Социальный педагог
- Консультирует старшеклассников по различным социальным вопросам.
- Помогает классным руководителям с анализом, предотвращением и исключением разнообразных социальных проблем, могущих усложнить профессиональное самоопределение учащихся.
- Занимается повышением самооценки у учащихся группы риска, если таковая занижена.
- Занимается оказанием дополнительной социальной и педагогической поддержки для ребят группы риска в вопросах выбора профессии и получения образования.
Библиотека
- Сотрудники школьной библиотеки занимаются регулярным подбором соответствующей литературы по профориентационным вопросам для классных руководителей, педагогов-предметников, учеников и их родителей.
- Устраивают различные мероприятия с литературой о профессиях из различных областей деятельности.
- На основе выявленных читательских интересов детей рекомендуют им соответствующую литературу, способствующую повышению качества и количества информации о профессиях и помогающую в вопросах профессионального самоопределения.
- Изучают, обобщают и систематизируют большое количество информации по городу, региону, стране, которая так или иначе связана с выбором профессии. Это может быть информация о текущей и планируемой потребности в кадрах на рынке труда, справочная информация, программы обучения, профессиограммы и другие описания профессий, фотографии и т.д.
Преподаватель ОБЖ или медицинский работник
- Формирует у детей цель на ведение здорового образа жизни, занятии спортом.
- Объясняет школьникам взаимосвязь между здоровьем человека и его успешности в профессиональном плане.
- Рассказывает о физических и других требованиях, предъявляемых к различным профессиям.
- Проводит консультации для школьников и их родителей по влиянию выбранной профессии на здоровье.
- Помогает классным руководителям, социальному педагогу и школьному психологу с анализом деятельности школьников.
Развивающее занятие по профориентации для обучающихся 11 класса «Дороги, которые мы выбираем…»
Развивающее занятие
по профориентации для обучающихся 11 класса
«Дороги, которые мы выбираем…»
Епиграф
Выбор профессии-выбор будущего
Цель занятия:
- расширить представление подростков о различных профессиях;
- показать обучающимся важность сфер «Могу» и «Надо» при выборе будущей профессии;
- оказать помощь в самопознании и профессиональном самоопределении;
- сформировать позитивное отношение к труду, побудить учащихся к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
- Подготовительная работа: подобрать материал по теме; проконсультироваться с психологом; провести опережающую диагностическую работу; подготовить памятки и агитационные листы для абитуриентов.
- Участники: обучающиеся, классный руководитель, педагог-психолог.
- Форма проведения: беседа-практикум.
- Оборудование: мультимедийная доска, проектор, ноутбук, презентация, цветные карандаши, бумага, стикеры, карточки, памятки, картинки для рефлексии, агитационные листовки, высказывания о труде и профессии.
Структура занятия
(45 мин.-1 час.)
- Организационный момент (2 мин.)
- Представление ведущих (1 мин.)
- Вводная беседа (20 мин.)
- Практическая часть (15-20 мин.)
- Этап подведения итогов (5 мин.)
- Рефлексия (5 мин.)
Ход занятия
Школьники рассаживаются по группам.
Вступительное слово
— Здравствуйте!
Мы рады приветствовать всех присутствующих на занятии, посвященному теме профоориентации.
Психолог:
Сегодня вас ждет не традиционное школьное занятие, а психолого-педагогический практикум, с элементами тренинга. Есть выражение: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому предлагаем вам не только увидеть, а и поучаствовать в играх, упражнениях. Помните: любая психологическая игра имеет двойное назначение.
Во-первых, получить удовольствие от общения друг с другом.
Во-вторых, это возможность лучше узнать себя и других.
Есть определенные правила:
- четко выполнять инструкции к игре или упражнению;
- обсуждать результаты в отведенное для этого время;
- слушать друг друга внимательно, не перебивая;
- высказываться со слов «Я думаю…».
Классный руководитель:
—
Чем ближе окончание школьного обучения, тем чаще вам придется задумываться над тем, кем быть, какую профессию выбрать. “Кем вы работаете?” — это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже маленькие дети интересуются: “А кто твои папа и мама?”. Ведь профессиональная принадлежность — одна из значимых характеристик любого человека. Работа и все, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться “в форме”, сохраняя физическое и психическое здоровье.
Выбор профессии — твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий.
Психолог:
— В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» — старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для тог чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках. Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова, которая делит все профессии на 5 основных типов.
(дети получают свои результаты диагностики «ДДО»)
— Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов это и есть призвание. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сегодня попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии. Прежде всего надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.
При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.
Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя:
Классный руководитель:
— Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду.
Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!» Второй молвил: «Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор». Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?
В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему.
Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
— Давайте вспомним украинского философа, писателя, творца.., которому принадлежит идея «сродного труда». (Г. Сковорода — ідея «Сродної праці»). А в чем она заключается? (Каждый человек от рождения наделен теми или иными способностями, склонностью к определенной деятельности, и мудрым есть тот человек, который может понять это и использовать при выборе профессиональной деятельности).
Психолог:
— Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:
- профессия должна быть интересной;
- профессия должна пользоваться спросом на рынке труда;
- профессия должна соответствовать собственным возможностям.
Просмотр социального ролика о выборе профессии (обсуждение)
Формула выбора профессии
Представление данных рынка труда (востребованные профессии за последние 30 дней и уровень средней заработной платы по Донецку)
Классный руководитель:
— Друзья, мы с вами ознакомились с теоретическим материалом, а теперь перейдем к практикуму.
Психолог:
1 упражнение
—
Необитаемый остров
(5 мин.)
Описание упражнения.
Обучающимся сообщается информация, что все они пассажиры корабля, который потерпел крушение. Из-за этого происшествия, выжившие вынуждены находиться на необитаемом острове. Помощи ждать неоткуда — был шторм и их корабль сильно сбился с пути. Задача ребят вместе определить в чем и в каких специалистах (повар, охотник, швея и т. д.) они будут нуждаться.
Ответы групп обучающихся
.
Классный руководитель:
2 упражнение
—
Я предлагаю вам небольшую разминку
Игра «ПРОФСЛОВАРЬ»
.
Вам необходимо определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я буду зачитывать (1 раз). Придерживайтесь правил:
- Дослушать до конца
- Поднять руку
- Ответить
Рисунок, проект, план, город, гармония, конструкция, строительство,
здания, памятники. (Архитектор)
Ткань, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)
Книга, фонд, знания, эрудиция, тишина, каталоги, читатели.(Библиотекарь)
Новости, современность, оперативность, факты, редакция.
(Корреспондент, журналист)
Земля, природа, теплица, сад. сорта, растения, уход. плоды, удобрения.
(Агроном)
Изучение, описание, местность, карты, масштабы, штатив, съёмка,
экспедиции, глазомер. (Топограф)
Врач, лечащий глаза. (Окулист)
Художник, оформитель сцены. (Декоратор)
Юрист, оказывающий юридическую помощь гражданам и
Организациям. (Адвокат)
Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду. (Бондарь)
Первоначальное значение слова «врач». (Заговаривающий болезнь)
Буквальное значение слова «прапорщик». (Знаменосец)
Буквальное значение слова «художник».(С умелыми руками)
Аптечный работник с высшим образованием. (Провизор)
Александр Розембаум по профессии… (Врач)
Он работает, не ударив палец о палец. (Натурщик)
Психолог:
3 упражнение –
Рисунок «Я через 10 лет»
под мелодию Шопена «Нежность» (Релаксация)
Упражнение является итоговым и каждый участник выражает в нем свое эмоциональное отношение к будущему. Рисунок может отражать не только профессиональные перспективы, но и ценностные ориентации участника. Подобная проекция в будущее помогает лучше осознать свои планы и обдумать пути их достижения.
Заключительное слово классного руководителя
— Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо работали, вспомнили и поговорили о разнообразных профессиях.
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть. Сегодня многие нужны, И интересны, и важны.
Старайся в деле первым быть И людям пользу приносить!
Психолог
Закончим наше занятие притчей «Банка»
Рефлексия: «КОРЗИНА, ЧЕМОДАН, СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА»
Подведение итогов и формулирование выводов по занятию:
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
- Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?
- Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?
Классный руководитель:
ПАМЯТКИ
Советы при выборе профессии.
Современные астрологи заметили, что определенным знакам Зодиака соответствуют определенные профессии, в которых человек наиболее ярко себя раскрывает. А также определили род занятий, которыми бы не следовало заниматься. Предлагаем вашему вниманию это исследование современных астрологов.
Представить справочники и буклеты для абитуриентов в различные учебные заведения.
Дополнительный материал
Профессиональное образование- это система взаимосвязанных процессов обучения и воспитания в интересах личности, реализующей свой профессиональный выбор, и государства, которое обеспечивает подготовку квалифицированных кадров для духовного и социально-экономического развития общества.
Профессия — род или направление трудовой деятельности, перспективы развития которой в значительной степени определяют цели профессионального образования.
Квалификация- вид профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках профессии, специальности, специализации.
Специальность — вид профессиональной деятельности, требующей определенных знаний, навыков и компетенций, приобретенных путем обучения и практического опыта трех уровней образования (высшего, среднего специального и профессионально-технического).
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Человек-природа.
Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда — животные и растения, почва и воздушная среда — природа.
2. Человек-техника.
Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
3. Человек-человек.
Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности — необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
4. Человек-знаковая система.
Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
5. Человек-художественный образ.
Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых — за 50 часов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Советы при выборе профессии.
Современные астрологи заметили, что определенным знакам Зодиака соответствуют определенные профессии, в которых человек наиболее ярко себя раскрывает. А также определили род занятий, которыми бы не следовало заниматься. Я думаю, каждый из вас знает свой знак Зодиака. Предлагаем вашему вниманию это исследование современных астрологов.
Ведущий: Сейчас, прошу встать тех ребят, кто родился под знаком Овна и т.д.
ОВЕН 21 марта – 20 апреля (Долгармаа, Белекмаа, Азиана)
Овну лучше всего подходят профессии, связанные с постоянно меняющейся обстановкой. Он хорош там, где «горят строки», и всегда готов отправиться на исследование нового, неизвестного. Но плохо рассчитывает свои силы, поэтому профессия должна давать ему возможность быстро восстанавливаться.
Люди этого знака – хорошие преподаватели, военные, политики, актеры, медики, журналисты, механики, косметологи, парикмахеры.
Овну не подходят профессии, связанные с усидчивостью и терпением, противопоказаны однообразные занятия.
ТЕЛЕЦ 21 апреля – 21 мая
Телец тяготеет к документам, цифрам, фактам. Он востребован
везде, где нужны тщательность, точность, порядок, закрепление достигнутого. Рутина его не пугает, а наоборот придает уверенность. Часто у него «золотые руки», способность к ремеслам. Телец накапливает опыт, он хороший инженер, техник, механизатор.Явно проявляется у Тельцов любовь к природе – они хорошие цветоводы, овощеводы, животноводы, агрономы. Тельцам подходит работа в творческой сфере (архитектура) и в бизнесе.
Мало подходят Тельцу профессии, связанные с быстротой реакции, с необходимостью принимать немедленные решения, например, не подходит работа летчика.
БЛИЗНЕЦЫ 22 мая – 21 июня
Близнецам лучше ориентироваться на подвижные профессии, требующие широты подхода, информационного обмена, например, инженеры новых производств, водители, лекторы, комментаторы, продавцы, работники в сфере информатики и вычислительной техники.
Сидячая работа им не по душе, все застывшее и неподвижное действует Близнецам на нервы.
Женщины — Близнецы обладают тонким вкусом, сильны в декоративном искусстве, прекрасные посредники в обмене опытом. Труд, требующий продолжительных тяжелых нагрузок Близнецам противопоказан, ибо они не слишком выносливы.
РАК 22 июня – 23 июля
(Кежик, Батый)
Рак хорошо работает с информацией и умеет выгодно ее подать. Он в ладах и с психологией, и с экономикой, с деньгами и цифрами. Хорошо разбирается в технике. Рак тяготеет к истории, изучению нравов и обычаев, поэтому музейное дело ему только в радость.
Рак отличный режиссер в широком смысле слова: не выходя на передний план, он умело влияет на события из-за сцены, везде на месте, где требуется дипломатия.
Рак силен в выполнении реальных задач, успех которых нагляден, материален.
Женщины, родившиеся под этим знаком, отличные врачи, медсестры, воспитатели в детском саду.
Рак не приспособлен для специальностей, требующих долгого отключения от коллектива и для работы в грубой эмоциональной среде. Будучи человеком настроения, Рак особенно тщательно должен выбирать себе работу, чтобы она ему нравилась и удовлетворяла его. Работа должна быть ритмичной, без авралов. Когда сроки поджимают, Раки очень нервничают.
ЛЕВ 24 июля – 23 августа
У Львов в профессии всегда проглядывает личное «Я», работа для него – средство самовыражения, он стремится быть хотя бы самым маленьким, но хозяином своего дела.
Людям этого знака может подойти профессия хирурга, скульптора, руководителя предприятия, дирижера, журналиста, переводчика, дизайнера, менеджера по рекламе, лесника, воспитателя. Весьма привлекает Львов театр, а также возможна общественная и организационная работа (менеджер).
Среди психотипов Зодиака, у Львов самые высокие показатели успехов, но и самые жестокие провалы, часто из-за того, что они не слишком пунктуальны в сроках.
Лев тянется к огню, его привлекает металлургия, пожарное и военное дело, но не подходят специальности, связанные с мелочами, с конторской рутиной. Профессии, требующие точного и беспрекословного исполнения не для них.
ДЕВА 24 августа – 23 сентября
Дева наиболее эффективно работает, когда видит конкретные плоды своего труда. Она отлично реализуется там, где требуются умственные и физические усилия, великолепно овладевает мастерством. Из Дев выходят прекрасные химики, фармацевты, работники планирующих организаций. Это хорошие инженеры, модельеры, врачи, строители. У них отличный глазомер, развито чувство прекрасного, твердое понятие долга. Дева не выносит халтуры, не терпит и тех, кто работает рядом с ней, спустя рукава.
Женщины этого знака особенно хороши там, где нужны контроль, забота об условии труда, социальная помощь.
Девам не подходят профессии, требующие решений на основе неполной информации, быстрой реакции, а также связанные с риском и представляющиеся им бесполезными, то есть лишёнными конкретных результатов.
ВЕСЫ 24 сентября – 23 октября
(Сай-Суу)
Весам лучше выбирать работу в коллективе. Работа должна включать в себя элементы искусства. Для Весов подходит оформительская и культмассовая деятельность, работа художника по причёскам, модельера, археолога, экономиста, мастера по дереву, дизайнера, слесаря высокого класса, электрика. По сердцу им работа в организациях социального обеспечения, в туристических фирмах, в садоводстве.
Весам не стоит выбирать специальности, требующие волевого немедленного выбора, где резкая смена ритма в работе, например: врача, журналиста, юриста.
СКОРПИОН 24 октября – 22 ноября
Скорпион должен выбирать себе активную профессию, требующую напряжения всех сил и воображения, возможно, связанную с раскрытием тайн, расследованием, выявлением талантов, сбором оригинального и трудоспособного материала. Это- юрист, криминалист, охранник, спортивный деятель, журналист нетрадиционного жанра, воспитатель трудных детей, психолог, научный исследователь, штурман, хирург, работник службы порядка или следственных органов, фармаколог.
Скорпионы ещё и замечательные кулинары, отличные библиотекари, телефонисты, гиды переводчики, медсестры.
Скорпиону плохо подходят профессии, требующие вживания в образ. Высокий субъективизм мешает ему быть хорошим судьей, арбитром.
СТРЕЛЕЦ 23 ноября – 21 декабря
(Анчы-Кара)
Стрелец устремлен в просторы мира. Он инициативен, добивается поставленной цели. Жаждет свежих впечатлений, склонен к реформаторству. Однообразная, систематическая работа для него мучительна. Чтобы Стрелец реализовался полностью, необходимо его страстность, целеустремлённость, энергию каждый раз направлять на решение все новых задач.
Из Стрельцов получаются неплохие журналисты, менеджеры, медсестры, криминалисты, закройщики. А вот бизнесмены и повара из них неважные.
КОЗЕРОГ 22 декабря – 20 января
(Буяна)
Козероги рассудительны, трудолюбивы, аккуратны, осторожны, имеют высокое чувство долга и ответственность. Притягивают Козерога такие профессии, как фармацевт, ученый–исследователь, лаборант, экономист, агроном.
Они незаменимы везде, где есть кропотливая работа, где нужны пунктуальность, ювелирная точность и терпение – будь то архивариус или мастер по ремонту бытовой техники.
Не подходят Козерогам профессии, связанные с риском и неожиданными осложнениями.
ВОДОЛЕЙ 21 января – 19 февраля
(Менги, Айдын, Айсуу, Лира)
Водолей всегда готов к неожиданностям и в критической ситуации умеет взять на себя дело. Он очень не любит короткого поводка и руководящих указаний, работает по склонности, а не по принуждению. Это прирожденный изобретатель и рационализатор.
Лучшие сферы реализации для Водолея – электроника, радио, телеграф, психология, философия, биология, химия, фотография, инженерное дело, научные изыскания. Обладающий широким кругозором, Водолей прекрасный руководитель.
У него ярко выражен талант садовода и цветовода, селекционера и работника лесного хозяйства, а также воспитателя.
Водолею не подходит работа в сфере обслуживания, социального обеспечения, юриспруденции. Ему лучше избегать постов, связанных с высокой материальной ответственностью, а также с жесткой субординацией. Порабощенный Водолей думает только об освобождении.
РЫБЫ 20 февраля – 20 марта
(Артыш, Айдыс, Шаанак, Шораан)
Рыбы нуждаются в профессиях, открывающих простор для самовыражения, интуиции и творческих способностей. Они хороши как эксперты и консультанты, специалисты по информатике, врачи нетрадиционных направлений, работники сферы искусства, криминалисты, преподаватели. Очень эффективны в исследовательской работе любого рода, удачно проявляют себя на сцене и в музыке. Рыбы при выборе профессии должны руководствоваться главными своими свойствами – отзывчивостью и гуманностью.
Им не подходят профессии, в которых мало «души».
Использованная литература:
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
- Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.,1991.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. – Воронеж, 1996.
- Программа проведения профконсультационной работы со старшеклассниками. (Авторы-составители: Борисова Е.М., Логинова Г.П., Зацепин В.В) Москва, 1993).
- 1.Агеева, И. Д. Парад профессий:
весёлые познавательные игры для учащихся 5-10 классов / И. Д. Агеева // Последний звонок.- 2007.- № 7.- С. 3-8.
- 2.Береснева, Н. В. Классный час «В поисках своего призвания»:
по теме «мир профессий и твое местов нём» / Н. В. Береснева // Последний звонок.- 2008.- № 8.- С. 11-12.
- Артёмова О. Я б в профессию пошел, пусть меня научат!
/ О. Артемова // Здоровье детей: Прил. к газ. «Первое сент.».- 2007.- № 6.- С. 29-31.
- Астахова Т. Н. «И каждой профессии — слава и честь!»
/ Т. Н. Астахова // Читаем, учимся, играем.- 2008.- № 6.- С. 85-89: ил.- Библиогр. в конце ст.Устный журнал по профориентации. Рассказ о некоторых профессиях (учитель, агроном, врач и т. д.)
Материалы Интернета
- https://www.uroki.net/docklruk/docklruk24.htm
- https://www.uroki.net/docklruk/docklruk24.htm
- https://www.uchmet.ru/library/material/138279/
- https://www.klassnye-chasy.ru/v-mire-professiy
9