Сколько получает оператор постановщик – Отчет дохода


Профессиональный оператор-постановщик представляет собой специалиста, который занимается формированием различных по жанрам фильмам.

Мастер работает над качеством изобразительных решений, создает идейно-художественный вектор и трактовку изображения.

Так какова же зарплата оператора постановщика в разных странах мира?

Оператор-постановщик

В обязанности оператора-постановщика входит создание изобразительного решения фильма — продумывание раскадровки вместе с режиссером, цветового решения вместе с художником-постановщиком и светового решения вместе с гафером. Вся эта творческая группа совместно подбирает локации для будущих съемок фильма — интерьеры (если съемки проходят в помещении) и экстерьеры (в случае съемок, проходящих на улице). Оператор является начальником всей группы, куда входят фокус-пуллер, гафер, механики, осветители, дольщики. Также именно он составляет список необходимой техники для проведения съемок.

Фокус-пуллер

На площадке фокус-пуллера называют фокусником. В кино никто не пользуется автоматическим фокусом, и то, «куда бросать фокус», является таким же художественным решением, как и выбор света для сцены. На площадке фокус-пуллер, или ассистент по фокусу, занимается тем, что выполняет фокусировку объектива камеры во время съемки. Иногда фокусник заранее измеряет рулеткой дистанцию от объектива камеры до актера в кадре, а опытный специалист определяет это расстояние на глаз. Во время репетиции фокус-пуллер тренируется попадать в фокус, запоминая, как движутся камера и актер.

Механик камеры

Для каждого нового кино оператор подбирает новую модель камеры в зависимости от задач проекта. Скажем, нужна легкая камера, потому что у вас в фильме много ручной съемки. Или у камеры должна быть высокая светочувствительность (ISO — чувствительность матрицы камеры к количеству получаемого ею света, чем выше показатель ISO, тем выше светочувствительность, а значит, камера может снимать слабоосвещенные объекты). Оператор-постановщик отвечает за изображение — композицию кадра, то, каким будет движение камеры, если оно будет, и т. д. Но у каждой камеры свои настройки и свои особенности, которые не обязан помнить оператор, для этого у него есть механик. Механик отвечает за техническое обслуживание камеры — установку параметров камеры, замену оптики.

Профессиограмма: Оператор кино- и видеосъемки

Работа оператора остается за кадром, однако именно его глазами зрители видят различные события или мир, рожденные в воображении сценаристов и режиссеров.

Работа кино- и телеоператора отличается. Кинооператор часто участвует в детальной разработке режиссерского сценария, проведении актерского кастинга, утверждении вместе с режиссером эскизов декораций и иконографических материалов (рисунков, фотографий и т. д.), поиске натуры (мест, где будут сниматься эпизоды фильма) и пр. По ходу съемок оператор во многом отвечает за техническую сторону дела.

Контролирует установку света в павильоне, выбор нужных объективов и мн. др. Под сто контролем находятся камеры и микрофоны, разнообразная осветительная техника, особые подъемные краны (позволяющие выполнять съемку с высокой точки), тележки и т. д. От оператора зависит, как будут выглядеть лица героев на экране, ведь специалист способен сделать привлекательным даже не очень фотогеничное лицо, правильно установив свет и выбрав максимально выигрышные ракурсы. И наоборот, может показать человека с наименее привлекательной стороны.

Операторы-документалисты должны владеть мастерством в совершенстве, уметь мгновенно сориентироваться в обстановке и максимально исполь-овать имеющиеся возможности. Ведь снимая неповторимое мгновение изни, часто невозможно попросить участников важного события повторить свои слова и поступки, а значит, невозможно сделать второй и третий дубли. Но помимо досконального знания возможностей камеры занятие документальным кино предполагает наличие у оператора качеств режиссера и журналиста.

Работа на телевидении может проходить в разных условиях. Можно спокойно снимать пресс-конференцию, стоять за стационарными камерами в студии, выезжать на спортивные соревнования или рисковать жизнью в горячей точке. В операторских службах больших телекомпаний обычно есть сотрудники, которые специализируются на том гаи ином виде съемок. Работа преимущественно стоячая, график может быть ненормированным.

Выбирая эту профессию, нужно помнить о том, что оператор чаще всего — это не свободный участник творческого процесса, а участник команды, которому отводится роль исполнителя. На телевидении он зависит от журналиста или продюсера, в кино — от режиссера. Его деятельность скована рамками сценария, режиссерской концепцией и т. д. Он не столько творец, сколько технический исполнитель задуманного, сам остающийся за кадром. Поэтому людям со слишком большими амбициями и гордым характером, вероятно, стоит подумать о другой профессии в данной сфере, например, того же кинодокументалиста.

Выбирая данную специальность, необходимо учитывать, что без диплома об окончании солидного учебного заведения хорошо трудоустроиться практически нереально. Профессию оператора молено получить в вузах, а также на Высших курсах телевизионных операторов в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Однако умение пользоваться камерой и грамотно снимать планы еще не гарантирует место на ведущем телеканале или в студии известного режиссера.

Кино- и телеоператоры должны иметь развитое образное мышление, богатое воображение, обладать врожденным художественным вкусом, уметь заострять внимание на самом главном. Кроме того, оператору требуется хорошая физическая форма, ведь иногда бывает, что приходится самому носить камеру, штатив и сумки с аппаратурой. К тому же процесс съемки может длиться много часов подряд, что вызывает не только физическое, но и душевное напряжение.

Поэтому крепкие нервы и высокая стрсссо-устойчивость также лишними не будут. Не обойтись и без точного глазомера, внимательности и терпеливости. Противопоказаниями могут быть серьезные нарушения зрения, расстройства цветоощущения, заболевания опорно-двигательного аппарата.

Хорошие операторы всегда требуются, однако чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу, необходим большой опыт и налаженные связи с постоянно снимающими режиссерами, которые, как правило, предпочитают иметь дело с проверенными людьми. В кино карьеру начинают с ассистентских должностей. Со временем можно дорасти до второго оператора, а там и до главного. Учитывая количество производимых сегодня съемок, в крупных городах хороший оператор вряд ли останется невостребованным.

Грамотный профессионал всегда найдет работу на ТВ — съемки сериала, видеоклипа, рекламы и т. д. Что касается доходов, тут многое зависит от имени специалиста, стажа, возраста, образования. Минимальная зарплата операторов на центральных телеканалах значительно превышает уровень средних доходов в промышленности. Операторы, обладающие свободным временем, имеют возможность регулярно подрабатывать, например, на съемке свадеб.

Гафер

Гафер, или художник по свету, — это человек, который вместе с оператором-постановщиком придумывает световые схемы кадров. Вместе с оператором гафер старается через свет передать то или иное настроение и атмосферу сцены: будет это холодный свет или теплый, цветной или естественный. Иногда оператор из-за организации съемок может попросить ночью создать дневной свет в интерьере или, наоборот, днем создать ощущение ночи. Свет является мощным средством выразительности, он очень важен в фильме.

Самые знаменитые эксперты современности

На сегодняшний день наиболее востребованными и богатыми специалистами являются:

  • Либатик Мэттью. Талантливый оператор является филиппинцем по происхождению. В начале 1990-х годов профессиональных исполнитель специализировался на съемке видеоклипов звезд. Совместное сотрудничество с Дарреном Аронофски принесло мировой успех. Капитал постановщика составляет 70 млн. долларов. Наиболее известными картинами являются: «Финансовый Монстр», «Железный человек» и «Фонтан»;

  • Элсвит Роберт. Креативный американец ранее работал лишь со спецэффектами. В его копилке удачных проектов лежат серии «Звездных войн», «Мисси Невыполнимой» и «Эволюция Борна». Специалист получает за работу до 850 баксов в час;

  • Пфистер Уолли. В 1980-е годы оператор-постановщик функционировал на новостях при Белом Доме. Далее следовало обучение в киношколе и создание малобюджетных хорроров. Дружба с Кристофером Ноланом принесла специалисту известность. Капитал мастера оценивается в 45 млн. $, благодаря фильмам «Человек, который изменил все», «Бэ;

  • Хонджи Дариус. Мужчина был рожден в Тегеране и воспитывался по традициями ирано-французской семьи. Получив кинематографическое образование в США, оператор эффективно сработался с Дэвидом Финчером. Главным достижением эксперта является х/ф «Семь». В 1995 году специалист получал до 450 баксов за 3 работы над проектом;

  • Джон Толл. Работа специалиста в Голливуде началась в 1970-е годы. Качественными работами профессионала являются: «Храброе сердце», «Легенды осени», «Ванильное небо» и «Последний самурай». В начале 2000-х жалованье мастера составляло 780 долларов в час;

  • Камински Януш. Поляк начал свой трудовой путь в 21 год, сняв несколько арт-хаусных лент. Знакомство со Стивеном Спилбергом сулило для мастера настоящий успех. Легендарные фильмы «Список Шиндлера» и «Спасти Рядового Райана» сделали поляка известно личностью. Таким образом, специалисту удалось сколотить состояние в 100 млн. баксов;

  • Дойл Кристофер. Австралийский профессионал с 1980-х годов работал в Гонконге. Неординарное видение съемочной площадки позволяет создавать мастеру красочные и насыщенные фильмы. Прибыль исполнителя достигает 450 долларов за 1 час работы;

  • Ричардсон Роберт. Специалист известен серий своих документальных фильмов из Латинской Америки. Благодаря экранизации «Взвод» в тандеме с Оливером Стоуном команда была удостоена премии оскара. В числе успешных фильмов мастера числится «Омерзительная восьмерка», «Убить Билла» и «Джанго освобожденный». Капитал профессионала составляет 180 млн. долларов;

  • Любецки Эммануэль. Мексиканский оператор за 5 лет стал востребованным специалистом в Голливуде. На счету профессионала огромное количество качественных фильмов. Наиболее известными среди них являются: «Гравитация», «Бердмен» и «Выживший». Пять номинация на Оскар и бесчисленные проекты принесли мастеру доход в 214 млн. долларов;

  • Дикинс Роджерс. Специалист, пожалуй, является самым успешным и титулованным постановщиком в мире.Специалист начинал свое профессиональное восхождение в качестве документалиста на территории континента Африка. Далее в 80-е годы профессионал увлекался созданием клипов. Лишь после этого начал заниматься съемкой фильмов. Результат – получение 13 оскарных номинаций и премия 2011 года ассоциации постановщиков США. Общая сумма заработка специалиста составляет 410 млн. долларов.

Осветитель

Раньше световое оборудование было очень громоздким, весило многие килограммы, и чтобы его ставить по схеме, которую придумали гафер с оператором-постановщиком, нужно было очень много людей — осветителей. Сейчас световое оборудование становится все легче и компактнее, но все равно нужна специальная техническая группа, которая будет реализовывать световую художественную идею. В зависимости от сложности локации нужно разное количество осветителей. Например, съемка ночью в большом закрытом бассейне, общий план — весь бассейн виден в кадре. Бассейн находится не на первом этаже. Чтобы обеспечить такую съемку светом, скорее всего, вам понадобится скайлифт — это машина с краном, на который устанавливается световой прибор большой мощности, после чего кран поднимается до нужной высоты. Группа осветителей связывается друг с другом по рации, и происходит координация: «Выше, ниже, правее». Для съемки такого типа требуется большее количество осветителей и света, чем для дневной съемки в квартире.

Дольщик

Слово «дольщик» произошло от названия операторской тележки «Долли» (англ. dolly). При съемке фильма в зависимости от поставленных задач требуется разное движение камеры. Здесь приходит на помощь всевозможная техника — кран-стрелка, рельсы и т. д. Человек, который выкладывает рельсы и двигает по ним тележку, на которой стоит камера и сидит оператор-постановщик, называется дольщик. Искусство этого специалиста заключается в том, чтобы двигать тележку с нужной скоростью — быстро, медленно, очень медленно, с ускорением и без «дрыжков», то есть ровно и плавно.

Также к операторскому департаменту относится механик крана (имеется в виду кран-стрелка) — он монтирует кран, устанавливает на него камеру, осуществляет необходимое движение крана.

Иногда оператор-постановщик берет себе в команду второго оператора. Чаще всего второй оператор на вторую камеру снимает какие-то небольшие детали, которые могут понадобиться режиссеру на монтаже. Если сцена снимается с двух или нескольких камер, второй оператор управляет одной из них.

Телеоператор

Телеоператор – человек, который чувствует и передает изображение зрителю. Именно он выбирает и представляет самые интересные материалы для аудитории. Профессия кинооператор охватывает широкий спектр программ: новости и спортивные события, документальные фильмы, телесериалы, студийные программы и даже музыкальные клипы.

Этот профессионал несет ответственность за запись различных эпизодов с помощью видеокамеры для телевизионных программ или фильмов. Оператор может работать с цифровыми, электронными или пленочными камерами в самых разных условиях. Иногда это находится внутри студии, а иногда и на открытом воздухе, в зависимости от программы.

Данная профессия имеет широкий круг обязанностей. Телеоператор работает в команде с режиссером и корреспондентом, чтобы определить максимально точное видение картинки. Но случаются ситуации, в которых оператору приходится справляться самостоятельно, поэтому здесь необходимо тщательно отработанное мастерство. Креативность, хорошие визуальные навыки, внимание к деталям – все это позволяет стать профи в своем деле.

Специалисту необходимо самостоятельно осуществлять сборку и настройку оборудования, планирование различных ракурсов, решать проблемы, связанные с техническими или практическими вопросами. Оператор является достоянием любого телевизионного или кино-проекта, поскольку его усилия часто могут быть ключом к успеху. Оператор должен быть очень внимателен к деталям и способен действовать быстро и эффективно.

Курс операторского мастерства в Высшей Школе Кино и Телевидения «Останкино» помогает приобрести профессиональные знания, либо улучшить уже имеющиеся. На лекциях и практических занятиях учащиеся знакомятся с такими техническими аспектами, как составление кадра, движение камеры и работа с освещением.

Также, в процессе обучения присутствует стажировка. Операторам необходимо будет экспериментировать и использовать полученный опыт в условиях, максимально близким к реальным ситуациям. Обучающиеся будут развивать свои навыки на всех крупных телевизионных и кино-студий под чутким наблюдением профессионалов.

Отличительная особенность высших операторских курсов заключается в том, что на всех занятиях учащиеся проходят практику с профессиональной техникой последней модели, что позволяет обучению идти в ногу со временем.

По окончании обучения выпускники получают Диплом о профессиональной подготовке с присвоением квалификации по выбранной специальности.

Логер

Это специалист, который отвечает за сбрасывание отснятого материала с карт, которые находятся в камере, на жесткие диски прямо на площадке. Это всегда очень ответственный, внимательный человек, ведь ему доверяют самое ценное — отснятый материал.

Таким образом, в зависимости от сложности проекта операторский департамент может насчитывать разное количество людей. Иногда некоторые должности совмещают (например, механик камеры одновременно может быть и фокус-пуллером). Как правило, если в операторской группе несколько специалистов, подготовка к съемкам проходит быстрее. Пять человек поставят свет быстрее, чем два человека. Однако, разумеется, руководить большим количеством людей сложнее, чем малой группой.

Денежный доход мастеровитого исполнителя в России и Украине

Финансовая сторона вопроса во многом зависит от региона расположения работы профессионала.

Усредненный доход специалиста составляет 13040 рублей (около 224 доллара).

Преимущественно, официальные вакансии открыты в Пермском крае и Омской области.

Уровень жалований квалифицированных мастеров в разрезе регионов РФ имеет следующую картину:

  • Мурманский регион – 16,7 тыс. рублей;
  • Ростовская область – 18,1 тыс. рублей;
  • Хабаровский край – 19,0 тыс. рублей;
  • Нижегородская территория – 20,1 тыс. рублей;
  • республика Коми – 21,2 тыс. рублей;
  • Камчатский край – 22,7 тыс. рублей;
  • Свердловская провинция – 30 тыс. рублей;
  • Республика Саха – 30 тыс. рублей;
  • Ненецкая автономия – 32,3 тыс. рублей;
  • Московская область – 45,1 тыс. рублей.

По состоянию на 2018-2019 год официально в России открыто 23 вакансии на оператора-постановщика.

Преимущественно, работодатель предлагает исполнителю оклад от 7800 до 12700 RUB.

Оператор фильма является ответственным лицом за качество изобразительного решения.

Опытный специалист, который отвечает за художественный или документальный проект, по рангу является вторым после главного режиссёра.

В зависимости от его профессионализма устанавливается тарифная ставка и премиальные:

  • Воронеж (35000 RUB) – выполнение репортажных съемок, контроль за функционированием оборудования, реализация программ авторского и коммерческого направлений;
  • Улан-Дэ (до 23 тыс. рублей) – ответственность за проведение фотографических съемок и картин. Приветствуется знание технологий освещения площадки, разновидности объективов и стилистическая визуализация;
  • Москва. Квалифицированный телеоператор в столице имеет месячное жалованье от 45 тыс. рублей + премиальные за гибкий график работы. Функционирование эксперта тесно коррелирует с выездом журналиста. План съемок согласовывается с руководителем отдела;
  • Ямало-Ненецкая автономия. Художественное оформление программ на телевидении может принести исполнителю доход в 36000 RUB. Оперативное выполнение графических проектов — в таком случае специалист имеет месячный доход в 40 тыс. рублей (около 689 у.е.);
  • Ростов-на-Дону. Особенно ценятся эксперты по созданию динамической графики в процессе видеозаписей. Знание компьютерных система и специальных программ в приоритете. Такой профессионал зарабатывает от 37000 RUB;
  • Санкт-Петербург. Выполнение ряда функций студийного оператора + контроль за исправностью аппаратуры. Зарплата мастера в таком случае достигает 42000 RUB.

Среди выдающихся операторов-постановщиков России следует выделить:

  • Беркеши Шандор. Специалист с венгерскими корнями ранее интересовался лишь фото. Однако после окончания ВГИК, мастер начал снимать документальные фильмы и ленты короткометражного формата. Приз на «Кинотавре» эксперт взял, благодаря фильму «Небесные жены луговых мари». Зарплата профессионала достигает 180000 рублей в месяц;

  • Максим Осадчий. Красноярский эксперт в кризисный период кинематографа занимался съемкой клипов и рекламных роликов. В конце 90-х мастера начал работу над проектами «9-я рота», «Жара» и «Сталинград». Сегодня парень является знаменитостью на постсоветском пространстве и заработал капитал в 900 тыс. баксов;

  • Васьянов Роман. Профессионал является обладателем операторского приза кинофестиваля «Кинотавр». В начале карьеры специалисты работал помощником в культовом сериале «Бригада». Далее следовал успех по проекту «Охота на Пиранью». Сейчас мастер сотрудничает с режиссёром Девидом Эйром, зарабатывая до 800 баксов за 1 час;

  • Михаил Кричман. Известный оператор документальных фильмов путешественника Круглова Леонида. Самой успешной работой профессионала является «Левиафан». За годы деятельности исполнитель сколотил капитал в 1,8 млн. $;

  • Астахов Сергей. Постоянный оператор Балабанова Алексея. Это его фильмы, которые любит вся Россия полюбились и зарубежному зрителю («Брат», «Брат 2», «Война», «Анна Каренина» и сериал «Таежный роман».) Сегодня специалист получает до 300 тыс. рублей в месяц и солидные премиальные.

Работа оператором-постановщиком в Украине, преимущественно, связана с трудоустройством на ведущих телевизионных каналах:

  • ТРК «Украина»;
  • ICTV;
  • СТБ;
  • 1+1;
  • Интер и пр.

Наибольшее количество должностей данного профиля открыто в Киеве и области.

В среднем по стране зарплата толкового исполнителя равняется 6500 гривен (240 американских долларов).

Рассмотрим жалованье профессионалов по регионам:

  • Днепропетровская – 4300 гривен;
  • Черкасская – 4760 гривен;
  • Винницкая – 5150 гривен;
  • Полтавская – 5200 гривен;
  • Львовская – 5300 гривен;
  • Киевская – 5500 гривен;
  • Харьковская – 8000 гривен.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]