Референт кто это такой, что делает и чем занимается, его обязанности

У каждого руководителя среднего и крупного предприятия в штате необходим помощник, тот человек, который поможет организовать рабочий день и не упустить ни одного пункта. Таким сотрудником является референт, и в этой статье мы подробно разберём, что за профессия это, какие в ней встречаются плюсы и минусы, а так же чем занимается этот специалист.

Для того, что бы дать четкое определение, референт кто это такой, обратимся к википедии.

В ней сказано, что референт — это квалифицированный сотрудник, который оказывает непосредственную помощь своему руководителю, готовя для него доклады, презентации, а так же оказывает консультационные услуги.

Что нужно уметь обязательно

В любой организации существует инструкция секретаря-референта. Она содержит перечень (иногда подробный, порой не очень) должностных обязанностей. В их число входят умения и навыки. Человек, которому повезло получить такую работу, должен уметь общаться с клиентами, вести переговоры (личные и телефонные), подбирать и систематизировать материалы, готовить тезисы выступлений и другое. То есть понятно, что навыков у этого человека должно быть достаточно много. Конкретика зависит от направления деятельности фирмы. Так, например, правовой референт обязан разбираться в юридических тонкостях. Бывает, что эта должность сопряжена с умением решать организационные вопросы. Другими словами, референт – это «правая рука» руководителя. Он всегда на подхвате, должен знать все, что нужно начальнику для его деятельности.

Особенности профессии

Современный руководитель должен выполнять целую массу задач. А так как очень часто для этого нужно много времени и внимания, то на помощь ему приходит его помощник – референт.

Благодаря этому специалисту руководитель может выполнять несколько действий, в число которых входит:

  1. наблюдение за работой сотрудников;
  2. проведение переговоров с постоянными и возможными клиентами;
  3. контроль за ведением учетной документации.

Именно по этой причине, референт выполняет обязанности правой руки директора. Причем очень часто бывает так, что обойтись без столь надежного помощника будет очень сложно. Даже в электронном ресурсе Википедия сказано, что совмещение секретарских и административных функций потребует от специалиста всестороннего развития и высокой степени коммуникабельности. Тем более, что ему приходится заниматься планированием рабочего времени и согласования дальнейших действий директора. А это предполагает умение быстро обрабатывать большие объемы информации.

Стоит сказать, что многие не всегда верно понимают, чем занимается референт, что должен знать и уметь, чтобы полностью соответствовать занимаемой должности.

Некоторые «специальные» вопросы профессии

Здесь стоит немного уточнить то, что обычно «скрыто за кадром». Так как референт – это именно тот человек, который чаще всего общается с начальником, то он обязан иметь некоторые дипломатические способности. Почему? Все просто: руководителю (особенно большого коллектива) некогда разбираться со всеми нюансами взаимоотношений. Обычно он – человек дела. Когда у кого день рождения, кто собирается рожать, у кого есть дети – это его интересует только в связи с рабочими моментами. Все эти «мелочи» ложатся на плечи секретаря-референта. Он обязан подсказать начальнику, когда праздник, уведомить о создавшейся в коллективе напряженности (если она стоит его внимания). Вот и получается, что прежде сам секретарь-референт должен во всем разобраться, отсеять лишнее, а потом уже руководителя «загружать». Работа эта не из простых! Но это было из области неформальных обязанностей.

Основные функции

На долю секретаря-референта в небольших фирмах выпадает практически все делопроизводство. В больших – его часть. То есть придется научиться составлять письма, правильно оформлять прием и отправку, регистрацию, распределение (если оно есть) и так далее. Ясно, что без идеального знания русского языка не обойтись. Письма с ошибками – это испорченное лицо фирмы. Иногда требуется, чтобы на этой должности работал человек со знанием иностранных языков. Далее, референт – это тот человек, который связывает между собой работников фирмы (или ее отделы). В его функции входит правильное распределение потоков информации между структурными подразделениями, которые работают на одно большое дело. Референт — профессия достаточно сложная, так как приходится в уме держать множество деталей и фактов. Все это необходимо, чтобы руководитель чувствовал себя комфортно, не отвлекался по мелочам от основной линии.

Какие качества должны преобладать у референта

У этой профессии свои требования. Взрывные, эмоциональные, несдержанные люди в этой профессии не приживутся. Исходя из того, что зачастую приходится работать в стрессовых, форс-мажорных обстоятельствах, у референта должна быть крепкая нервная система и устойчивая психика. И как бы ни чувствовал себя референт, на лице его при общении с посетителями всегда должна быть улыбка — радушная и доброжелательная.

Хотя на обучение этой специальности не нужно несколько лет посещать институт, референт обязан быть всесторонне образованным человеком, разбираться в направлении деятельности компании, куда принят на работу, владеть основами психологии и отличаться высоким уровнем культуры — его речь, одежда и манеры не должны вызывать ни малейших нареканий.

От референта ожидается, что он будет:

  • внимательным;
  • аккуратным;
  • исполнительным;
  • дисциплинированным;
  • пунктуальным;
  • ответственным;
  • надежным.

Более того, желательно, чтобы референт отличался находчивостью и смекалкой, в противном случае велики шансы подставить руководителя, если, предположим, встреча с каким-либо человеком для него на данный момент нежелательна.

Необходима также отличная память. Благодаря ей референт сможет удерживать и сохранять много данных, а это эффективно отразится на работе.

Кроме того, этот специалист должен владеть английским языком. Отлично справляющийся со своими обязанностями референт может рассчитывать на подъем по карьерной лестнице.

Личные качества

Так как работа референтом основана на общении, то подбирают на должность человека коммуникабельного, неконфликтного. В любой пост. Человек, его занимающий, имеет большое влияние как на руководителя, так и на коллег. Поэтому порядочность здесь просто обязательна. Еще секретарь-референт должен быть пунктуальным, сообразительным, даже креативным. Нужно уметь найти приемлемый выход из любой ситуации. Референт в первую очередь думает о «лице» своего работодателя, а потом уже о себе. Уровень ответственности при этом не просто высок, а глобален. С такой нагрузкой справляется не каждый. Поэтому нужно хорошенечко подумать, прежде чем претендовать на такую должность. Секретарь-референт на рабочем месте должен уметь ставить свои интересы на второй план. На первом – все, что необходимо для работы шефа. Кстати, именно поэтому чаще всего данную должность занимают девушки, так как забота о ближнем у женщин в крови.

Личностные качества специалиста

Естественно, что данная профессия имеет свои требования, соответствие которым поможет не только найти свое место, но и удержаться в ней. Прежде всего, это относится к личностным характеристикам.

Такой специалист должен быть:

  • внимательным;
  • аккуратным;
  • исполнительным;
  • дисциплинированным;
  • пунктуальным;
  • ответственным;
  • надежным.

Естественно, что растерянные люди, имеющие взрывной, эмоциональный и несдержанный характер просто надолго не задержатся. Кроме того, не помешает высокая стрессоустойчивость, что позволит выдерживать сложные и конфликтные ситуации, при этом с честью выходя из них победителем. Хорошо в этом поможет крепкая нервная система, а также устойчивая психика.

Очень часто в помощь референту, понадобится умение улыбаться в любых ситуациях, умение улаживать даже самые сложные конфликтные ситуации.

Как правило, обучение этой специальности не требуется, так как найти нужную специальность очень сложно. Однако такой человек должен постоянно учиться и самосовершенствоваться, чтобы соответствовать действующим требованиям.

Приветствуются люди, всесторонне развитые, имеющие специальность делопроизводство, юристы, психологи. Это поможет им не только самоорганизовываться, но и помогать другим настраиваться на рабочий лад.

Хороший специалист должен уметь быстро разобраться с направлением деятельности компании, познакомиться с коллегами и с людьми, с которыми ему придется контактировать во время работы. В этом поможет знание основ психологии и даже этикета. Именно по этой причине стоит внимательно изучить все существующие плюсы и минусы. И если плюс – хорошая зарплата и возможность завести полезные знакомства, то минусов будет значительно больше, ведь работа относится к разряду нервных и стрессовых.

Место работы

Такая должность, как секретарь-референт, есть сейчас практически в любом офисе. Зачастую ее только так называют, а функции человек выполняет различные. Все зависит от размера фирмы, задач, количества работников. В некоторых предприятиях секретарь выполняет еще и функции бухгалтера, в других – юриста и так далее. Это отличный старт для человека, стремящегося к карьерному росту. За небольшой промежуток времени можно освоить множество навыков, овладеть различными профессиями, главное — разобраться в работе все своими руками. Но и «крутиться» придется очень быстро. Так как множество информации придется перерабатывать в скоростном режиме. Зато если все получится, то полученных знаний хватит для того, чтобы начать самостоятельное восхождение к тем рубежам, которые вы сами для себя определите. Но это совсем не обязательно. Так как профессия референта, если серьезно к ней относиться, интересна сама по себе. Она позволяет не


упираться в узкое направление, постоянно овладевать все новыми объемами знаний, совершенствоваться.

Плюсы и минусы профессии

А теперь перейдём к одному из самых важных моментов, а именно к разбору плюсов и минусов работы референта.

Преимущества:

  • Эта работа повышает деловые и коммуникационные навыки специалиста. Так часто из обычных секретарей получаются отличные переговорщики и руководители отделов;
  • Общение с успешным человеком даёт возможность приобрести полезные навыки и привычки;
  • Работа референта — это порядок во всём, что является отличным качеством для построения перспективной карьеры;
  • Возможность карьерного роста;
  • Профессия востребована, квалифицированные специалисты всегда могут найти себе работу.

Недостатки:

  • Часто приходится задерживаться на работе, выполняя дополнительные поручения руководителя;
  • Высокий уровень эмоциональной нагрузки;
  • Высокий уровень ответственности;
  • Иногда приходится терпеть нервные встряски руководителя;
  • Невысокий уровень платы труда при повышенных нагрузках;
  • Большой объём работы.

Как пройти собеседование

Если вы решили, что справитесь со столь ответственной работой, то следует подать резюме на имеющиеся вакансии. Обязательно проверить грамотность ответов. Учтите, что орфографические ошибки сведут ваши шансы к нулю сразу же. Стилистика также должна быть сдержанно деловой. Каждое ваше слово будет тщательно взвешено и обдуманно. Потом начнутся «испытания». Вам придется некоторое время посвятить тому, чтобы доказать, что вы сумеете быть достойным помощником руководителя. Каждая фирма придумывает свои методы. Впрочем, готовьтесь к тому, что вам придется разговаривать с различными должностными лицами, подготовить несколько официальных документов, ответить на пару телефонных звонков. Нужно учесть еще и то, что ваша внешность будет строго контролироваться. То есть «осмотрят» с головы до ног. Чаще всего вы должны будете демонстрировать деловой стиль в одежде (макияже, прическе). Также нежелательно пользоваться сильными ароматами. Продумайте каждую мелочь! Все в вас должно быть неброским, но привлекательным. Совет: держитесь скромно, но уверенно. Проявляйте сообразительность, но не наглость. Тогда все должно непременно получиться!

О профессии

А теперь подробно разберем, с какими функциями связана работа референта и чем занимается этот специалист.

  • Приём и отправка корреспонденции, регистрация её в специальном журнале, делопроизводство;
  • Составление графика дел на день для руководителя;
  • Организовывает приём сторонних лиц;
  • Сортирует входящую корреспонденцию по важности и отделам назначения;
  • Готовит документы на подпись;
  • Готовит доклады и презентации для руководителя;
  • Осуществляет приём телефонных звонков и их переадресацию;
  • Организовывает комфортное проведение совещаний, переговоров и встреч руководителя;
  • Заказывает канцелярию, воду, кофе и чай для офиса руководителя;
  • Архивирование документов;
  • Занимается заказом билетов, бронированием гостиниц;
  • Обеспечивает бесперебойную работу оргтехники путём вызова мастеров для её своевременного обслуживания.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]