Классный час «Хозяйка сказок и стихов. Профессия библиотекарь»


История

Профессия библиотекаря – одна из самых древних. Ее прообраз появился еще XXV веке до нашей эры у шумеров вместе с первыми клинописцами, которые выдавливали знаки на табличках из свежей глины и таким образом создавали письмена. Именно эти таблички и стали первыми библиотечными фондами. С изобретением папируса профессия хранителя этих фондов начинает стремительно развиваться, появляется больше возможностей накопления информации. Особенно развитой была письменность в Древнем Египте: так, у фараона Рамзеса II было около 20 000 папирусов. Само слово «библиотека» («βιβλιοθήκη») появилось много позже, в Древней Греции и означало «место хранения книг». Поначалу эти собрания текстов были исключительно частными, а функции хранителей выполняли рабы. Все изменилось, когда появилась первая публичная библиотека, основанная в VI веке до нашей эры афинским тираном Писистратом. Именно тогда должность хранителя книг стала почетной и уважаемой. Дело в том, что в древности круг обязанностей библиотекарей был намного шире, чем сегодня, и не ограничивался работой с книгами. Например, в Александрийской библиотеке они были еще и смотрителями, «экскурсоводами». Позднее они также начали заниматься исследованиями – описывать труды прошлого – и реставрацией – защищать письмена от воздействия времени.

В эпоху Средневековья профессия стремительно развивалась, но обучались ей преимущественно монахи. Поскольку роль церкви в государстве была огромна, священнослужители занимались в первую очередь религиозными трудами: хранили их, классифицировали, переписывали.


В эпоху Возрождения появляются сразу две крупные библиотеки: Ватиканская и имени Лоренцо Медичи. Обе славятся разнообразием и богатством ценных старинных рукописей.

На территории современной России прообраз современного библиотекаря появился значительно позже, чем в Западной Европе. В 1037 году князь Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода и переписи книг Древней Греции. С тех пор и началось развитие профессии на Руси.

В наше время компьютерных технологий и интернета труд библиотекаря становится все менее востребованным. С появлением электронных книг читальные залы опустели, а из библиотек остались, в основном, крупные публичные и те, что относятся к учебным заведениями среднего и высшего образования. Профессия библиотекаря постепенно уходит в прошлое.

Размышления о профессии

Вернуться назад

Размышления о профессии

Много на свете профессий. Все они разные, но каждая необходима, каждая нужна людям. Размышляя о профессии библиотекаря, я хочу углубиться немного в прошлое. Сейчас никто не будет отрицать, насколько важным для человечества стало появление письменности. И наш народ чтит память двух просветителей – братьев Кирилла и Мефодия. Это были очень образованные и мудрые люди. Кирилл, владевший многими языками, отказавшись от предложенных ему высоких должностей, занял скромное место библиотекаря, а спустя годы составил алфавит для славянских народов. Мы видим, как уже в далекие времена были разнообразны функции библиотекаря. Подвиг, который совершили солунские братья, подтверждает уникальность данной профессии. Сегодня библиотека – это место встреч и общения, а не только получения информации. Именно поэтому расширяется сфера деятельности библиотекаря. При составлении библиографического списка он – кропотливый ученый, проводя массовое мероприятие – драматург, режиссер, артист, а также писатель, психолог, педагог, дизайнер и администратор в одном лице. Помимо этого библиотекарю нужно ориентироваться в библиотечных фондах и каталогах, знать и другие библиотечные дисциплины, а также владеть профессиональными навыками и умениями, необходимыми для обслуживания читателей. Уже не говоря о том, что библиотекарь должен обладать системой знаний по различным отраслям, чтобы суметь вычленить главное в информационном потоке. К тому же каждый работник понимает: нельзя останавливаться в развитии, необходимо самообразовываться, принимать всё новое, что преподносит нам жизнь. Я думаю, что люди этой профессии должны быть чуткими, отзывчивыми, вежливыми, внимательными. Обладая этими качествами легко создать психологически благоприятную и творческую атмосферу в коллективе. Такая обстановка, конечно же, будет помогать в общении с читателями, потому что, кроме чтения, общения, организации досуга, людям иногда бывает нужна просто психологическая поддержка. Библиотечная профессия интересна и увлекательна тем, что каждый день не похож на другой, приносит знакомство с новым: каким будет сегодняшний читатель, что приведёт его сюда, что предложить ему, чем заинтересовать. Когда ежедневно работаешь с читателями, помогаешь в выборе книг, в учебе, в профессиональной деятельности, а также организуешь интересные и познавательные мероприятия, чувствуешь благодарность людей, отдачу от вложенных усилий. Благодаря этому понимаешь, что твоя работа полезна и необходима. А это самое главное!

Брусницына Яна

Размышление о профессии библиотекарь

Кто такой библиотекарь? Отвечая на этот вопрос, невольно вспоминаю любимую Зою Алексеевну, библиотекаря в сельской библиотеке. Библиотекарь для меня не просто человек, который выдает, но и посоветует новую интересную книгу. Самые интересные и запоминающиеся беседы проводила именно она, после всех бесед мы обязательно участвовали в викторинах, конкурсах, по итогам которых получали памятные призы. Нам очень нравились дни помощи библиотеке, которые проводились раз в год. Мы приходили по три человека и клеили порванные книги. Самым старшим ребятам было разрешено оформлять выставочные стенды. Очень нравилось обсуждать прочитанные книги, библиотекарь не просто слушала нас, она задавала вопросы, ответить на которые мы не всегда могли. Но прочитав книгу, после беседы, мы понимали, о чем она. Каждая новая книга, для меня была открытием в новый мир, будь то приключение или детектив. Интерес к книге никогда не пропадал. Когда библиотекарь сменился интерес к чтению, к сожалению, утих. В библиотеку стала ходить по мере необходимости в какой-то конкретной книге, чтобы подготовить доклад или написать реферат. Почему я пришла в библиотеку? Потому что мне нравилась эта работа в исполнении Зои Алексеевны. Решила попробовать сама. Сейчас, когда сама начала работать в библиотеке, открыла для себя другую сторону работы библиотекаря. Очень сложно, для меня новичка в этом деле! Ведь смотря со стороны читателя, работа выглядит простой. Что сложного в том чтобы записать номер и дату возврата книги в формуляр читателя? Ничего. Сложность для меня заключается в том, что я не знаю читателя, что любит читать, что предложить ему из новинок. Сейчас много современных авторов. Конечно, проще когда читатель говорит фамилию автора, и просит что-нибудь из его последних работ. Но если читатель говорит, что ему нравится что-то из серии «Фантастика и приключения», здесь можно потеряться. Мне ближе детективы, но ведь у каждого человека свой вкус, свои предпочтения. Здесь библиотекарь не может навязывать читателю свои любимые книги. Может только предложить. Или же когда читатель приходит и спрашивает книги по философии или педагогике. Даже если мы, библиотекари, будем искать информацию в каталогах, в электронных базах данных. Все равно, начинаешь думать о том, каким багажом знаний должен обладать библиотекарь. Необходимо разбираться не только в художественной литературе, но и во всех направлениях науки. Библиотекарь должен быть литературоведом, историком, педагогом, психологом, философом и даже экономистом, т.к. присутствуют платные услуги. Самое сложное, это, пожалуй, проведение массового мероприятия. Библиотекарю надо найти, не просто полезную, интересную информацию, но и ту, которая дополнила бы урок учителя. После всего этого надо еще и написать отчеты, заполнить статистику. Подготовка выставки книги, также не простое задание. Создание планов мероприятий на год, на это все уходит много времени. Сейчас, когда есть интернет почти в каждом доме, библиотеки отходят на второй план. Основными читателями остаются пенсионеры и домохозяйки. Думаю, что перед библиотекарем стоит задача, привлечения новых и сохранение старых читателей. Не менее важным считаю сохранить любовь к книгам, интерес к чтению «живой» книги, а не странички в интернете.

Вдовина Елена

«Книжкин дом»

«Книжкин дом» – так с любовью и теплотой называют библиотеку большие и маленькие любители чтения. В XX веке библиотека слышала добрых слов, наверно, гораздо больше, тогда всем было ясно, зачем приходят в библиотеку: студенты – за знаниями, дети – за добрыми приключенческими книгами, да вообще искали в произведениях человечность, ответы на вопросы о смысле жизни. В XXI веке всё поменялось, редкие родители водят детей в библиотеку, студенты получают знания в Интернете, популярные книги страдают от отсутствия красоты слова, смысла, нравственных идеалов. Возникает вопрос: для чего нужны библиотека и библиотекарь? На этот вопрос хочется ответить словами Путиной Л.А.: «Библиотека играет уникальную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения, в формировании у учеников культуры чтения, литературных вкусов, нравственных представлений, настоящей любви к процессу познания мира». Для того чтобы привлечь в библиотеку маленького читателя, библиотекари стараются заинтересовать его яркими книжками, увлекательными мероприятиями, громким чтением. Ну, а у взрослых знаете, как душа радуется, когда в библиотеке появляется книжка, в которой автор рассматривает общественные вопросы и хорошим литературным слогом пишет об этом. Таких книг очень мало, одна из них – книга А. Иванова «Географ глобус пропил». Считаю необходимым в библиотеке качественное заполнение фондов. Это один из самых главных факторов успешности библиотеки: без качественной нравственной книги библиотека не может существовать. Современный библиотекарь, приступая к своей работе, как и все люди, должен руководствоваться главным принципом «Не навреди!». Ребенку следует предлагать только ту литературу, в процессе чтения которой ум и сердце ребенка сочувствуют положительным героям и идеалам добра. Так же одно из самых важных качеств библиотекаря в наше время – это обладание информационной грамотностью, здесь надо качественно находить и оценивать информацию, уметь хранить и извлекать её, следить за этическим использованием, применять для издания и обмена знаниями. В библиотеку на работу всегда устраивается человек неравнодушный к книгам, вдохновленный идеей, что в книгах – истина.

Ботова Наталья

Размышления о профессии

Когда я устраивался в библиотеку, я еще не предполагал насколько интересно здесь работать. Интересно все: общаться с читателями, подбирать им литературу, готовить выставки. В филиале № 15 я предложил идею создания выставки «Советы библиотекаря» (для тех читателей, которые «не знают, что почитать»). Коллектив поддержал эту идею, и все сотрудники включились в подготовку выставки. В результате, на этой выставке были собраны самые, на наш взгляд, интересные книги. Мне нравится, что в библиотеке можно проводить разные мероприятия на интересные мне темы. Кроме того, мне интересны любые вопросы, связанные с библиотечным делом. Теперь я работаю в ЛМЦ «Дом Окуджавы», и я очень рад погрузиться в эпоху и лирику известного поэта.

Ершов Артем

Кто такой библиотекарь?

Кто такой библиотекарь? Библиотекарь – очень древняя профессия, ей более четырех с половиной тысяч лет! Как известно, первыми библиотекарями были писцы, составлявшие собрания глиняных табличек. За это время многое изменилось, на смену глиняным табличкам пришли новые информационные технологии, и назначение профессии приняло новые формы. Многогранность и сложность профессии сейчас заключается в том, что библиотекарь должен обладать достаточно разносторонними навыками и умениями. Коммуникабельность, креативность, компьютерная грамотность, педагогический талант – вот, лишь, малая часть того, что необходимо для нашей работы. Мое мнение, что в эту профессию также должны приходить люди, исключительно интеллигентные, лишенные привычки «впадать в хамство», и, наоборот, склонные к самовоспитанию и самообразованию. И это, не считая главного-умения воспитать интерес к книге! Итак, современный библиотекарь-специалист, обладающий информацией по широкому спектру вопросов, имеющий хороший вкус в плане художественной литературы, эстет, оратор, лектор, организатор….

Любаева Татьяна

Размышления о профессии

Библиотекарь – одна из древнейших профессий, ей более четырех с половиной тысяч лет. Библиотекарями в свое время работали такие известные личности, как баснописец Иван Крылов, математик Николай Лобачевский, писатель Владимир Одоевский. Так что же такое «быть библиотекарем»? Задавая такой вопрос, как правило, слышишь в ответ: «Выдавать книги». Именно поэтому люди считают, что в библиотеке может работать любой человек, без определенных знаний и навыков. Так рассуждала и я, устраиваясь на новую работу. С первых же минут рабочего дня я поняла, что библиотекарь – это одна из увлекательнейших профессий во всем мире. Библиотекарь должен не только хорошо владеть большим количеством информации, которая является ключом к пониманию всех процессов, происходящих в современной жизни, но и уметь черпать ее из различных источников, а также распоряжаться ею, правильно предлагая читателю. Настоящий библиотекарь должен уметь переключаться с одного дела на другое, решать одновременно несколько вопросов, проявлять инициативу. Обслуживание читателей требует от библиотекаря предельной корректности и деликатности, чтобы найти книгу в соответствии со вкусами и интересами читателя, быстро и качественно подобрать необходимую информацию для конкретного посетителя. Для работы с учениками и студентами – основными читателями библиотеки – нужны педагогические способности, умение заинтересовать, привлечь внимание, сделать общение взаимно приятным, а иногда и «наставить на путь истинный». Без любви к книге, любви и уважения к читателю в библиотечной профессии места нет. Библиотечная профессия привлекает меня еще и тем, что каждый день приносит знакомство с новыми людьми, новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, что способствует постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Цифровые технологии, проникшие во все сферы человеческой деятельности, так же меняют работу библиотекаря. Современный библиотекарь обязан владеть новыми информационными технологиями, навыками и знаниями поиска информации в сети, компьютером и другой различной аппаратурой. Таким образом, библиотекарь, на мой взгляд, – это универсальный специалист, который не только много знает и пользуется своими знаниями, но и человек, который «не стоит на месте», постоянно совершенствуется, приобретая новые умения, навыки, опыт. Людям этой профессии свойственны чуткость, отзывчивость, вежливость, внимательность. Принцип «Все для читателя» – основной для библиотекаря. Но если библиотекарь человек равнодушный, если в процессе общения с читателем у него возникают чувство раздражения, скука, апатия, значит, профессия выбрана ошибочно. Я уверена, что профессия, выбранная мной случайно, останется моей навсегда. Я буду учиться, совершенствоваться, набираться опыта у коллег и в итоге стану настоящим профессионалом своего дела, и смогу гордо называть себя библиотекарем.

Лагуткина Ольга

Моя профессия – библиотекарь

«Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа». (Лейбниц Г.В.)

Библиотекарь. Сейчас у кого-то это слово вызывает уважение и благоговение, у кого-то насмешку и хитро вытянутую ухмылку на лице. Не открою вам секрета, если скажу, что издавна библиотекари были одними из умнейших и образованнейших людей своего времени. Но сейчас, когда на вопрос «А кем ты работаешь?», я отвечаю: «Библиотекарем», то у людей случается лицевой паралич, глаза становятся большие-пребольшие и затем следует другой вопрос: «И что, тебе нравится?». А когда и на этот вопрос они получают положительный ответ, это вызывает еще большую степень недоумения. Библиотечная профессия при кажущейся доступности и простоте остается одной из самых закрытых. Спросите у любого человека, чем занимается библиотекарь, и услышите в ответ: «Выдает книги». По сути, они правы, но это лишь вершина айсберга, которая видна непосвященным. Между тем, сегодня это одна из самых сложных и многогранных профессий. Кто же такой сейчас библиотекарь, чья профессия вызывает у людей столь смешанную палитру эмоций. В наше время вечно бегущих и спешащих людей библиотека остаётся островком спокойствия и тишины, и принято считать, что библиотекарь хранитель этой самой тишины, ведь в библиотеке должно быть тихо-тихо. По этому поводу со мной случилась одна забавная история. Однажды я сорвала голос и могла говорить только тихим шепотом и некоторые читатели, видимо решив, что вернулись старые библиотечные порядки, начинали говорить со мной точно также, да еще и детей своих одергивали, чтобы те громко не разговаривали. Странно, ведь подобный порядок вещей был забыт давно. Сейчас в библиотеке можно еще как пошуметь и даже громко посмеяться. И библиотекарь не будет «цыкать» и делать замечания, а еще и сам примет участие во всем этом «безобразии». Роль библиотеки и библиотекаря конечно изменилась. Но об этом знают далеко не все. Я тоже об этом не подозревала, пока не пришла работать сюда. Теперь, постоянно сталкиваясь с людьми, рассуждающими о профессии библиотекаря стереотипно, я, как говорящий попугайчик, начинаю рассказывать одно и то же: о том, как разнопланова работа библиотекаря, о том, что я не пью чай и не читаю на работе, о том, как нравится в библиотеке детям, которых так часто называют нечитающими. Но мои попытки что-то доказать вызывают недоверие, подозрение, а в ответ я получаю лишь вежливые кивки головой. Но есть и приятные моменты. Те люди, которые еще вчера смотрели на меня с недоверием, начинают спрашивать совета, какие книги можно почитать. Библиотекарь сейчас это не просто женщина в шали, выдающая книги, но современный, подкованный в нескольких направлениях специалист, шагающий в ногу со временем. Помимо того, он должен обладать лучшими человеческими качествами и знанием психологии, должен уметь оперативно находить нужную информацию, ну и конечно знать, что посоветовать при выборе книги. Мне трудно представить библиотекаря злого, грубого, «рычащего» на читателей. Всегда перед глазами образ добродушной, милой и начитанной женщины, с которой можно обсудить многие вопросы, начиная с разговора о прочитанной книге и заканчивая обсуждением личных проблем. Наши читатели часто отмечают, что в библиотеку ходить приятно, потому что их здесь встречают с улыбкой и всегда готовы помочь (кстати говоря, часто противопоставляя нас разным государственными учреждениями). Думаю им приятно приходить в библиотеку не только поэтому. Мне кажется, в библиотеке каждый ощущает себя немного умнее, немного добрее, даже немного культурнее. И дело не в том, что в повседневной жизни люди тонут в бескультурье и глупости, просто тот забытый статус библиотеки и библиотекаря все-таки спит в человеческом подсознании (жаль, конечно, что он спит, а не бодрствует). Здесь, как ни в каком другом месте, можно ощутить присутствие человеческой мысли, прикоснуться к ней. Библиотека остается фантастическим миром, где человек может совершить самые удивительные открытия в своей жизни. Каждая книга по сути своей – это фантазия автора. Эти фантазии соразмерны жемчужинам, открывающимся лишь тому человеку, который способен в полной мере оценить их самобытность и красоту. Библиотекарь как ювелир нанизывает на тонкие ниточки все эти жемчужины. Он не должен пропустить ни одну из них, чтобы в полной мере продемонстрировать непосвященным их уникальность.

Николова Натэлла

Размышления о профессии

(От лица книги) Недавно меня поставили на книжную полку, на которой рядом также стоят книги. Авторы когда-то наделили их душой, чувствами, желаниями, знаниями, но сейчас книги, укутавшись в обложки, тихо спят и ждут, когда они смогут пообщаться с читателем. Им (как и любым существам, наделённым душой) необходимо общение: одни хотят выговориться, другие – утешить, третьи – поделиться опытом и знаниями. Журналам снится, как весело они шуршат страницами; газеты жаждут поделиться новостями. Я не могу уснуть, я жду, когда меня возьмёт читатель, волнуюсь, понравится ли ему моё содержание, я здесь недавно, маленькая невзрачная книжка. Здесь так много книг… Меня, наверное, даже не заметят, ведь рядом со мной стоят книги толще и ярче меня, но ведь о книге судят не по обложке и объёму? Неужели, я так и не смогу поговорить с человеком, открыть ему свой фантастический мир только из-за того, что я скромно стою в уголочке? Читатели проходят мимо меня, берут любовные романы, детективы… И тут… приходит библиотекарь, предлагает меня почитать одинокому молодому человеку. Теперь он не будет одинок, я утешу его. Но… что это за существа, библиотекари? Хранители бумажных душ? Откуда они знают мысли книг, угадывают вкусы читателей? Они поддерживают в нас жизнь, ведь, если нас не читают, наши души гаснут… В последнее время люди с нами так редко общаются. Я помню, как библиотекари искали одну старую книгу, потому что она нужна была читателю, а значит, у неё появился шанс ожить в его руках. Представляю, как эта книга радовалась, когда о ней вспомнили, возможно, она хранилась в запасном фонде уже несколько лет, вся запылившаяся, одинокая, никому не нужная. А тут – читатель. И он её искал. Искал в Интернете, у друзей, и только здесь, в библиотеке, он её нашёл. Когда он уходил с книгой в руках, счастливы были и книга и читатель. Счастливы. Если библиотекари – это такие люди, которые пытаются сделать наши души (и бумажные, и человеческие) счастливее, то почему некоторые книги шепчут о том, что библиотекари неприятные «серые мыши»? Потому что люди, такие же, как и книги? Есть люди красивее, ярче, например звёзды эстрады, о которых постоянно шелестят журналы. Да, они красивые и яркие, но как звёзд можно оценить «по обложке»… Библиотекари как книги, тоже неотъемлемая часть библиотек, без них никак, путеводители в нашем бумажном мире, они и экскурсоводы, и хранители, и психологи. Они похожи на меня, не сразу заметны, не обладают яркими кричащими «обложками», однако читатель обычно общается сначала с ними, а потом уже предлагают общаться с одной из нас. Он всегда знает, какая книга какого читателя ждёт. А мы никогда не откажем нашим читателям в помощи и понимании.

Можегова Снежана
Я – Библиотекарь
Библиотекарь сегодня – кто он? Давно в прошлом времена, когда библиотекарь занимался исключительно учетом и выдачей печатных изданий. В век стремительно развивающихся информационных технологий библиотекарь выполняет массу дополнительных функций. Сегодня библиотекарь – это и учитель, и массовик-затейник, и психолог, и дизайнер, и маркетолог, и оператор ПК. Не секрет, что в настоящее время интерес к чтению стремительно падает, молодое поколение предпочитает проводить время в социальных сетях. Всевозможные современные гаджеты все больше вытесняют книгу. Для того, чтобы поддерживать интерес к чтению, современной библиотеке необходимо идти в ногу со временем и учитывать интересы нынешней молодежи. Именно поэтому библиотека становится сегодня не только местом выдачи книг и читальным залом, но и досуговым центром, клубом по интересам, местом получения любой информационной помощи. Всевозможные мероприятия, выставки, встречи с авторами, конференции, тематические вечера и обсуждения помогают привлечь и заинтересовать читателя. А активное внедрение и использование информационных технологий делает библиотеку доступной для широкого круга пользователей, облегчает работу и библиотекарю, и читателю, а также позволяет людям с ограниченными возможностями тоже пользоваться услугами библиотеки. Роль библиотекаря в жизни читателя может играть значимую роль. Часто посетители библиотеки – одинокие старики или дети из неполных и неблагополучных семей – очень нуждаются в общении. И если библиотекарь любит свою работу и стремится помогать людям в трудной ситуации, то для таких посетителей библиотека станет вторым домом. Я не библиотекарь по образованию, и опыт работы на этой должности у меня небольшой. Я пока не могу сказать, что я библиотекарь по призванию, но мне нравится, что мои знания приносят пользу как библиотеке, так и посетителям, что я вношу свой вклад в очень важное, на мой взгляд, дело – популяризацию чтения. Чтение дает неограниченную возможность духовного и творческого развития, а работа библиотекаря не позволит деградировать, потому что современные технологии заставляют постоянно совершенствоваться в своей профессии.

Толмачева Ольга

«…Память о замечательной книге, прочитанной нами в Детстве, навсегда связана в нашей душе с воспоминаниями о человеке, который снял ее для нас с книжной Полки и многообещающе улыбаясь, сказал: – Прочтите эту, не пожалеете!» С.Я.Маршак

У многих людей сложился стереотип о работе библиотекаря: сидит человек и выдает и записывает книги. Вроде бы, так просто! Но это далеко не так. Хорошо, если в библиотеку приходит человек и просит определенную книгу, допустим «Война и мир» Л.Н. Толстого. Здесь нужно только знать, где находится книга. А если читатель сам толком не знает, что ему нужно? Вот здесь и начинается творческая работа библиотекаря. Нужно помочь читателю подобрать самую интересную, самую полезную, самую нужную ему книгу. И такая радость в душе, если читатель ушел с книгой, которую подобрал ему ты. Люблю беседы с читателями «по душам», эти беседы тоже помогают выявить вкусы, потребности читателя. А массовая работа в библиотеке? Это так чудесно и ответственно делиться своими знаниями с неокрепшими детскими душами. Дать им новые знания так, чтобы детям было понятно и интересно, побудить потребность взять в руки книгу и прочесть ее. Нужно работать так, чтобы не загасить огонек Добра, желания к познанию нового в детских душах. Мне нравится подбирать и использовать в своей работе игровые моменты. Приемы театрализации. Отрадно, когда это все находит отклик в детской душе, когда дети начинают задавать вопросы по теме занятия, приводят примеры из литературы и из жизни. Как важно все это не потерять. К сожалению, культура чтения утрачивается. И наша забота – привлекать Читателей в библиотеку. Обидно бывает, когда спрашивают: «А, что, разве еще кто-то ходит в библиотеку? Когда все можно прочесть в интернете». И приятно видеть их удивление, когда им рассказываешь о современных возможностях библиотеки. Высокая миссия библиотек – сохранить культурное наследие. Просвещение людей, их духовное обогащение.

Янситова Елена

Я – библиотекарь

«Вселенная — некоторые называют ее Библиотекой…» БорхесХ. Л. «Вавилонская библиотека»

Я никогда в детстве не мечтала стать библиотекарем. Школьную библиотеку я совершенно не помню, более того, оказавшись недавно в своей школе, вообще не смогла вспомнить, где она находилась. В средних классах на уроках внеклассного чтения нас водили в детскую библиотеку. Пожилые тетеньки-библиотекари вели с нами беседы о книгах, это было скучно до зубовного скрежета… Да, никакого удовольствия от посещения библиотек я не испытывала, хотя читать очень любила. Мне повезло – у моих родителей была (и есть) неплохая библиотека. И именно их я хочу поблагодарить за мою любовь к книгам. Позже я посещала филиал рядом с домом. Здесь мне нравилось: небольшие комнаты, заставленные стеллажами, почти домашняя обстановка, возможность самой взять книгу с полки, пролистать («Буквы есть и на корешке книги, но они не определяют и не предвещают того, что скажут страницы. Это несоответствие, я знаю, когда-то казалось таинственным» (Борхес Х. Л. «Вавилонская библиотека»),

потрогать корешки, найти чьи-то закладки… Не устраивали меня только два момента – выбор книг был невелик и самое главное, что мне больше всего не нравилось – книги надо было возвращать. Да еще и возвращать в срок! Пятнадцать лет назад я окончила институт и искала работу. В далёком 1998 году с работой было сложно. Мне предложили пойти библиотекарем в читальный зал моего родного пединститута. Я согласилась – временно. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Очень скоро я поняла, что люди за барьером, которые во время моей учебы так раздражали своей медлительностью и непонятливостью, стали моими друзьями, а почти бесконечные ряды стеллажей («
Вселенная — некоторые называют ее Библиотекой — состоит из огромного, возможно, бесконечного числа шестигранных галерей, с широкими вентиляционными колодцами, огражденными невысокими перилами. Из каждого шестигранника видно два верхних и два нижних этажа — до бесконечности» (Борхес Х. Л. «Вавилонская библиотека»
), моим вторым домом, моей работой, общением, развлечением. С тех пор – я библиотекарь. На мой взгляд, самое главное в библиотеке
(«…Библиотека существует abaeterno. В этой истине, прямое следствие которой – грядущая вечность мира, не может усомниться ни одинздравый ум» (Борхес Х. Л. «Вавилонская библиотека»
) – это все-таки книги, литература, информация. В какой бы форме она ни была бы представлена – книжной, электронной, виртуальной, жидкой, газообразной или плазменной. Я не знаю людей, которые не хотели бы читать, но бывает трудно найти «свою книгу». Поэтому, чем больше и разнообразнее фонд, чем в более разнообразных формах находится в нем информация, тем больше будет читателей, тем эффективней будет работать библиотека. А библиотекарем может стать… нет, не любой и не каждый, а могут быть совершенно разные люди, которые просто любят книги и хотят работать.

Николаева Ольга

Я библиотекарь!

Вся моя жизнь тесно связана с книгой. В детстве я очень много читала. Пожалуй, именно книги были моими лучшими друзьями. Каждая свободная минутка была заполнена чтением. Раньше дети отрабатывали в школе часы. Кто-то работал на участке: копал грядки, сажал цветы, поливал, полол и т.д. Кто-то убирал мусор возле школы. Кто-то помогал учителям красить парты. А я шла в библиотеку. Туда брали не каждого, а только самых лучших читателей. Мне очень нравилось общение с книгами, нравилось ремонтировать их и давать им вторую жизнь. Особенно радостно было, когда появлялись совершенно новые книги на полках, они манили своей неизвестностью, предвкушением новых впечатлений и увлекательных историй. В более старшем возрасте эта связь с книгой не потерялась, наоборот, она стала ещё более тесной, когда я училась в педагогическом училище, а затем в пединституте.Началась трудовая профессиональная жизнь. Много лет я работала учителем начальных классов, воспитателем в детском саду. Свою любовь к книге, к чтению, мне хотелось передать детям. Подготовка к урокам чтения занимала немало времени, но делалось это с удовольствием и заинтересованностью. Как бы ни складывалась моя жизнь, я всегда была читателем той или иной библиотеки. Сейчас моя дочь приняла «эстафетную палочку». Ей была вручена грамота в филиале № 13 как самому лучшему юному читателю. И вот я стала библиотекарем! В библиотеке я чувствую себя очень комфортно, мне нравится здесь работать. Нравится живое общение с читателями, как маленькими, так и пожилыми. И, конечно, нравится то, что меня окружает огромное количество знакомых и незнакомых книг.

Ячменёва Белла
Назад

Описание

Библиотечное дело предполагает в основном бумажную работу, связанную с постоянным поиском и сортировкой книг, а также работу с каталогами – в первую очередь электронными, поскольку большинство библиотек (исключая те, что находятся в мелких населенных пунктах) оснащены компьютерами. Спектр обязанностей сотрудника:

  • Поиск требуемых изданий. Специалист должен хорошо ориентироваться на просторах подконтрольной библиотеки, точно знать расположение каждого типа карточек и каждого раздела фонда.
  • Учет и классификация. Это не такое уж и простое дело. Изданий может быть большое количество – сотни и даже тысячи. Библиотекарь должен их рассортировать таким образом, чтобы любую книгу было легко найти.
  • Составление библиографических указателей. Это особые справочники, в которых книги и периодика сгруппированы по определенному признаку, чтобы читателю было легче их найти.
  • Контроль состояния книг. Сотрудник библиотеки не только следит за сохранностью изданий, но и выполняет при необходимости легкий ремонт – например, подклеивает порванные страницы. Это довольно кропотливая работа, которая требует усидчивости, аккуратности и внимательности.
  • Правильное хранение изданий. Бумага подвержена старению и разрушению. Библиотекарь знает все о том, как нужно хранить новые и старинные книги.
  • Общение с посетителями, выявление их потребностей, помощь в поиске нужной литературы. Для этого нужно не только прекрасно ориентироваться в огромном подчас разнообразии книг, но и обладать развитыми коммуникативными навыками, уметь вести грамотный диалог.
  • Прием новой литературы. Библиотекарь вносит данные нового экземпляра в картотеку и помещает само издание на полку в соответствии с каталогом. Это требует времени, ведь новую книгу нужно правильно оформить.

В целом работа библиотекаря довольно рутинная. Она требует внимательности, усидчивости, кропотливости, педантичности и подойдет далеко не каждому.

Соколова Валентина Андреевна

киномеханик, родилась в 1942 году в Кировской области. Имеет среднее образование. В 1961 году окончила Батайскую школу киномехаников в Ростовской области. Валентина Андреевна отработала киномехаником 2 года на своей малой родине. В 1964 году переехала в город Полевской. Несколько лет работала киномехаником в селе Курганово, где совмещала основную работу с должностью директора Дома культуры. В 1974 году Валентина Андреевна переехала с семьёй в Косой Брод. Помимо основной работы киномеханика она работала по совместительству директором Дома культуры, а также в течение трёх лет заведующей сельской библиотекой.

Биография написана зав. библиотекой Пономарёвой Л.В. 10 октября 2009 года.

Где учиться и на каких специальностях

Чтобы получить возможность работать библиотекарем, необязательно поступать в вуз. Соответствующую специальность можно получить в колледже или техникуме, но стоит иметь в виду, что у выпускника ссуза профессиональные возможности будут ограничены, и на руководящую должность он рассчитывать вряд ли сможет. Специальностей, на которые стоит поступать, не так мало, как может показаться. Вот лишь несколько примеров: «библиотечно-информационная деятельность», «документоведение и архивоведение», «информационно-аналитическая деятельность», «технологии автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов», «современные технологии управления документацией», «библиотековедение», «документационное обеспечение управления и архивоведение». А вот примеры высших и средних специальных учебных заведений, где эти специальности можно получить:


  • Московский государственный институт культуры;

  • Санкт-Петербургский государственный университет культуры;
  • Алтайский государственный институт культуры;
  • Белгородский государственный институт искусств и культуры;
  • Колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации (Москва);
  • Свердловский колледж искусств и культуры (Екатеринбург);
  • Новосибирский областной колледж культуры и искусств.

Макушева Евдокия Павловна (1932-2010 гг.)

Макушева Евдокия Павловна родилась 9 марта 1932 года в деревне Корюково Катайского района Курганской области. Её мать Екатерина Алексеевна родилась в 1906 году в деревне Шевелёво. Отец Павел Иванович родился в 1907 году в деревне Корюково. Родители Евдокии Павловны были репрессированы. Мать с двумя детьми увезли в Шабры Свердловской области. Екатерина Алексеевна работала на тальковом комбинате. Евдокия Павловна училась в школе с 1939 по 1949 г. Поступала в институт, но не закончила его. Заочно окончила Уфалейский библиотечный техникум. С 1953 года работала в вечерней школе №6 на Октябрьском посёлке учителем русского языка и литературы.

В апреле 1955 года Евдокия Павловна приехала в село Косой Брод по направлению отдела культуры. В ноябре 1955 г. она вступила в брак с Макушевым Петром Самоновичем. В их семье родились две дочери: Ирина и Надежда. Евдокия Павловна работала заведующей сельской библиотекой 7 лет. Библиотека располагалась в клубе под кинобудкой. Книги лежали на полу. Книжный фонд Евдокия Павловна принимала от Зюзёвой Риммы Николаевны. До Риммы Николаевны в библиотеке работала Богатырёва Лидия Деомидовна. Библиотека обогревалась одной стороной печи, поэтому в ней было холодно. По просьбе Евдокии Павловны в библиотеке сделали стеллажи. Областное управление культуры присылало новые книги по почте. Евдокия Павловна сделала алфавитный каталог на книги. Она проводила для читателей громкие чтения, обзоры, литературные вечера, диспуты в читальном зале и в помещении клуба. Она организовала передвижку на ферме, для механизаторов проводила обзоры книг. В посёлке Подгорный Евдокия Павловна создала передвижку, ходила туда пешком и носила книги. Жительница Посёлка Подгорного Карманова Таисья Петровна выдавала книги населению. Евдокия Павловна избиралась два раза депутатом Полевского городского Совета от посёлка Подгорный. Благодаря её заботам был построен деревянный мост через Чусовую, новая линия электропередач до посёлка, организована остановка автобусов на дороге в Екатеринбург, организовано снабжение продуктами питания ОРСом СТЗ, проводились концерты художественной самодеятельности и отчёты депутатов.

16 февраля 1962 года Евдокию Павловну избрали председателем сельского Совета. После неё в библиотеке работали Месилова Анна Степановна, Темлякова Нина Григорьевна, Костарева Нина Александровна.

Биография написана зав. библиотекой Пономарёвой Л.В. со слов Макушевой Евдокии Павловны 14 марта 2007 г.

Востребованность и заработок

Профессия библиотекаря уже отходит в прошлое, и востребованной ее не назовешь. Но это все же не значит, что человек, искренне преданный делу просвещения, не сможет найти работу. Сегодня библиотеки зачастую выполняют функции еще и культурных центров: проводят встречи с интересными личностями, организуют интерактивные мероприятия для читателей – словом, делают все, чтобы вернуть угасающий интерес публики к книгам на бумажных носителях и к чтению как таковому. Это значит, что творческий, предприимчивый и вдохновленный просветитель вполне способен найти себе работу в библиотеке и реализовать там свои благородные стремления.

К сожалению, сыт одними лишь высокими идеалами не будешь, и с точки зрения заработка профессия библиотекаря в России – одна из бесперспективных. Если в Москве и Санкт-Петербурге опытный специалист теоретически может получать порядка 30 000 рублей, то в удаленных от центра регионах зарплата будет вдвое, а то и втрое ниже. Конечно с гуманитарным образованием можно найти себя и в более перспективных с финансовой точки зрения областях, но если вы намерены с библиотечным образованием работать по специальности, то от надежд на высокий достаток стоит отказаться сразу.

Костарева Нина Александровна

родилась в 1949 году в селе Косой Брод. Окончила Кособродскую школу и библиотечное училище в городе Верхний Уфалей. Устроилась на работу в Кособродскую сельскую библиотеку. Вместе с мужем Александром Волковым Нина Александровна уехала в Хабаровский край. Там работала в библиотеке посёлка Высокогорный Ванинского района, воспитывала сына и дочь. Нина Александровна похоронена в посёлке Высокогорном.
Биография написана зав. библиотекой Пономарёвой Л.В. в октябре 2009 года.

Перспективы карьерного роста

Как ясно следует из сказанного выше, библиотекарь – профессия не для карьеристов. Если вы будете жить и работать в крупном городе, то сможете устроиться в публичную библиотеку со множеством подразделений, и тогда кое-какие возможности для роста появятся. Что же касается жителей небольших населенных пунктов, то они, работая библиотекарями, вряд ли поднимутся выше должности заведующего. С другой стороны, если вы человек предприимчивый и активный, то сможете начать собственное дело, связанное, например, с книготорговлей, и тогда полученные в вузе или колледже знания вам, безусловно, пригодятся. Но если вы изначально нацелены на бизнес, пусть даже связанный с литературой, вам стоит выбрать другую специальность – например, «издательское дело».

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия библиотекарь подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Михеев Александр Никитич (1915-1986 г.г.)

Участник Великой Отечественной войны родился 10 апреля 1915 года в городе Камышлове. Получил образование 7 классов. Молодым человеком приехал вместе с родителями в Косой Брод. Отсюда он уходил служить в армию. Его воинское звание – старший сержант. До войны Александр Никитич работал секретарём сельского Совета. В годы Великой Отечественной войны был помощником командира танкового взвода, воевал на втором Украинском фронте. После ранения он обучал молодых бойцов на танкистов. В 1948 году с ним произошёл несчастный случай. На железнодорожной станции в Свердловске ему отрезало ногу поездом. После травмы он устроился работать заведующим клубом, а также работал и в библиотеке. В пятидесятые годы Александр Никитич устроился в железнодорожный цех Северского металлургического завода. Он ходил на протезе каждый день 2 километра до железнодорожной станции и доезжал до завода на теплушке. В последние годы он был дежурным по депо. Когда пошёл на пенсию, работал сторожем. Александр Никитич с супругой Серафимой Алексеевной воспитали двоих сыновей Юрия и Валерия. Семья проживала на улице Ленина, дом 40. Умер Михеев А.Н. 14 мая 1986 года.

Биография записана со слов сына Михеева Юрия Александровича 19 октября 2009 года.

# Как составить грамотное резюме библиотекаря

В резюме должны быть включены сведения о предыдущем опыте работы, образовании и навыках. Не забудьте о сертификатах, которые у вас имеются. Для библиотекаря очень ценным является исследовательский навык, поэтому его обязательно следует отразить в соответствующей графе.

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ГОТОВЫХ АНКЕТ РЕЗЮМЕИдеального резюме не существует! Важно предоставить информацию, которую желает увидеть начальник – удобным для восприятия способом.

Создай идеальное резюме онлайн

# Профессиональные навыки библиотекаря

Специфика работы библиотекарем в школе и читальном зале несколько отличаются. Поэтому следует разбираться в особенностях тематики учреждения или читательской аудитории.

Библиотекарь должен обладать следующими профессиональными знаниями и навыками:

  • Библиотекарю нужно уметь прогнозировать и знать основы управления.
  • Необходимо иметь организаторские качества.
  • Знать историю культуры, русскую, советскую и зарубежную литературу.
  • При работе с читателями пользоваться техническими средствами и работать с копировальной техникой.

# Личные качества библиотекаря

  • Библиотекари – это чуткие, отзывчивые, внимательные и вежливые люди. Они не должны быть равнодушными к читателю.
  • Специфическая черта библиотекаря – любовь к книгам. Люди этой профессии уделяют внимание систематическому, организованному и последовательному чтению.
  • Специалисту свойственны коммуникативные качества: контактность, общительность, эмоциональность, умение слушать и понимать читателей.
  • Библиотекарь должен правильно выражать свои мысли и уметь объективно подискутировать.

Те люди, которые выбрали профессию неправильно – ощущают скуку, апатию и у них проявляется раздражительность.

# Опыт и образование библиотекаря

Не каждый библиотекарь обладает специальным образованием, тем более не у всех есть детская специализация. Но большая часть работников библиотеки ограничиваются самообразованием.

  • Большинство библиотекарей получили высшее образование или имеют среднее специальное образование с педагогическим уклоном.
  • Хороший библиотекарь не ограничится высшим образованием. Многие для работы библиотекарем оканчивают аспирантуру.
  • Работники оканчивают курсы повышения квалификации или переподготовки с целью поднять свое профессиональное мастерство.

Темлякова Нина Григорьевна

родилась 20 января 1942 года в селе Косой Брод. Окончила 8 классов Кособродской школы, 10 классов окончила в Мраморской школе. Нина Григорьевна окончила курсы токарей в Новоуткинске, работала токарем один год. В 1960 году вышла замуж и вернулась в Косой Брод. С марта 1964 года по август 1966 года работала в сельской библиотеке. В те годы в читальном зале было много школьников и молодёжи, они играли в шашки и шахматы, читали журналы и книги. Совместно с работниками Дома культуры школьники ставили спектакли. Нина Григорьевна проводила литературные вечера с молодёжью и со школьниками.

Биография написана 5 октября 2009 года.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]