Этнограф кто это такой, особенности профессии, чем занимается

Для людей, интересующихся историей народов и его бытностью, расскажем о профессии «этнограф». Вы узнаете, в какой сфере трудится такой специалист, чем занимается, где проходит обучение. Для того, что бы дать максимально точное определение этнограф кто это такой, обратимся к википедии.
В ней сказано, что этнограф — это человек, имеющий специальное образование, занимается изучением культуры и бытности различных народов земли.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130 Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130 Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

Объекты исследования

Объектом исследования для специалиста этнографа являются следующие явления в жизни и культуре народов:

  • Ведение хозяйства и обустройство быта (способы добычи еды, приготовление пищи, опыт содержания и приручения животных, одежда аксессуары, предметы домашнего обихода и утварь, жилище);
  • Социальная сторона (создание семьи, внутренний устой, рождение и воспитание детей, власть);
  • Духовность (нравственные порядки, религия, искусство, музыка, поэзия).

Для того, что бы знать, чем занимается конкретно этнограф, читайте следующий раздел статьи.

Похожие материалы:

Korres | Payot | SEPHORA COLLECTION | коррес | Пайо | сефора | Миклухо-Маклай | Лев Гумилев | Карлос Кастанеда | этнография | Путешествия | Исследования | экспедиция | приключения

Статьи

  • Невидимый защитник: дезодорант 01 декабря 2012, 00:00
  • Улыбка на миллион: секреты белоснежных зубов 03 июня 2015, 00:00
  • Водостойкий карандаш для бровей 12 июня 2022, 00:00

Видео

  • Лев Гончаров: Правильное начало тренировки 13 марта 2010, 00:00
  • Красота по-корейски 24 октября 2016, 12:00
  • Новогодняя коллекция FROSTED PARTY от SEPHORA COLLECTION 18 ноября 2022, 00:00

Функциональные обязанности специалиста

Здесь расскажем, чем занимается этнограф и в чем суть его работы.

  • Исследование социальной стороны этноса, а именно хозяйства и поведения в социуме;
  • Изучение бытового уклада и культуры этноса;
  • Просчет эмиграции народа, его первобытность и историю возникновения;
  • Изучение религиозности народа и его духовность;
  • Познания языка и его изменение с ходом времени;
  • Наблюдения за бытом и домашней жизнью народа, внутренним укладом семьи;
  • Составление карт (этнографических), где указано взаимодействие народа с определенной территорией;
  • Проведение опроса современных представителей изучаемого этноса.

Как строить карьеру

Карьерный рост этнографа невозможен без ведения научных исследований и получения ученых степеней. Начальная ступень такой лестницы – лаборант или младший научный сотрудник. Затем, набравшись опыта, специалист может стать старшим, ведущим и главным научным сотрудником.

Вырасти представителю этой профессии можно и в вузе. Начинают здесь с того же лаборанта или преподавателя кафедры. Следующие ступеньки – заведующий кафедрой, декан факультета, ректор вуза.

Строить карьеру этнограф может не только в науке. Такой специалист станет хорошим гидом в туристической компании. Знания, которыми он обладает, позволят ему проводить интереснейшие историко-этнографические экскурсии. Альтернативный вариант профессионального развития – в сфере СМИ.

Требования к личности этнографа

Нет смысла говорить о том, что любой специалист должен любить свою профессию. Этнограф не является исключением.

А так же будущий профессионал должен обладать набором личных качеств, которые помогут ему более успешно развиваться в этой профессии.

  • Любознательность, желание к долгому и кропотливому научному труду;
  • Целеустремленность и само мотивация;
  • Желание делать свою работу, невзирая на материальное вознаграждение;
  • Обладать аналитическим складом ума;
  • Стремиться к исследовательской работе;
  • Быть усидчивым и уметь концентрироваться;
  • Иметь хорошую память;
  • Обладать высоким уровнем ответственности;
  • Быть коммуникабельным, иметь тягу к общению с новыми людьми.

Знания, умения и личностные качества

Для успешной работы и карьерного роста этнографу нужно обладать отличными знаниями своей профессии. В частности ему следует очень хорошо разбираться в таких сферах:

  • история (в том числе – мировых цивилизаций, конкретных народов) и география;
  • этнология и древние языки, этнография и археология, антропология;
  • обычаи исследуемого этноса;
  • журналистика.

Одних знаний для работы такому специалисту будет маловато. Без ряда важных для этой профессии личных качеств не обойтись. Этнограф должен быть:

  • педантичным;
  • исполнительным;
  • инициативным;
  • самостоятельным;
  • предусмотрительным.

Кроме того, ему понадобятся способности:

  • к ведению исследований;
  • работать с документацией;
  • коммуницировать с людьми и налаживать с ними контакт;
  • продолжительно заниматься кропотливым трудом;
  • запоминать большие объемы информации;
  • анализировать и сопоставлять;
  • мыслить пространственно и образно;
  • грамотно и четко выражать мысли.

Карьера и место работы

Для того, что бы иметь полное представление о профессии этнограф имеет смысл рассказать о то том, как строить карьеру в этом направлении, где предстоит работать и каково материальное вознаграждение.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130 Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130 Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

После получения образования молодой специалист может начать свою трудовую деятельность в таких организациях, как туристические компании, музеи, средства массовой информации, а так же книжные издательства.

Что касается материальной стороны, то заработная плата такого сотрудника в нашей стране оставляет желать лучшего и варьируется от 25 000 до 35 000 рублей в месяц.

Учеба и ЕГЭ

Чтобы стать профессиональным этнографом, необходимо для начала получить высшее образование. Выбирая вуз, обратите внимание на исторический, филологический, географический и культурологический факультеты. Направление журналистики тоже подойдет. Все они представлены во многих высших учебных заведениях России. Приведем в качестве примера некоторые из них:

  1. Алтайский госуниверситет. Географический и исторический факультеты.
  2. Северо-Восточный федеральный университет им. М. Аммосова. Институт естественных наук.
  3. Российский педагогический госуниверситет им. А. Герцена. Факультет географии.
  4. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Факультет исторических и политических наук. Геолого-географический факультет.
  5. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону). Институт наук о земле.
  6. Санкт-Петербургский госуниверситет. Восточный факультет. Институт наук о земле.
  7. Кубанский госуниверситет. Факультет истории, социологии и международных отношений.
  8. Московский госуниверситет им. М. Ломоносова. Институт стран Азии и Африки.
  9. Государственный академический университет гуманитарных наук. Восточный факультет.
  10. Казанский федеральный университет. Институт международных отношений.
  11. Омский госуниверситет им. Ф. Достоевского. Исторический факультет.
  12. Российский гуманитарный госуниверситет. Историко-архивный институт.

Для поступления в любой из приведенных в списке или какой-либо другой вуз абитуриенту нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, истории, обществознанию и иностранному языку. В некоторых заведениях могут потребоваться результаты экзамена по литературе или географии.

Плюсы и минусы профессии

Для того, что бы максимально взвешенно и серьезно подойти к выбору профессии, необходимо максимально хорошо изучить все плюсы и минусы профессии, с которыми сталкиваются специалисты в ходе выполнения своих должностных обязанностей.

Данный раздел статьи будет актуален для детей, которые стоят перед выбором дела своей жизни.

Основными положительными чертами этнографии можно назвать следующие пункты:

  • Возможность делать открытия;
  • Исследовательская работа всегда считалась очень интересной;
  • Отсутствует офисная руина;
  • Официальное трудоустройство;
  • Возможность знакомства и общения с интересными людьми;
  • При построении карьеры за границей, отличное материальное вознаграждение.

А теперь разберемся с негативными сторонами данного профессионального направления:

  • Имеются противопоказания к профессии;
  • Необходимо постоянно пополнять свой багаж знаний;
  • Низкая оплата труда.

Заработная плата

На уровень заработной платы этнографа влияют занимаемая им должность и место работы. Доход такого специалиста обычно стартует от 20 тысяч рублей. Столько зарабатывает ассистент кафедры в высшем учебном заведении. Директор музея и государственный служащий могут получать до 80 тысяч рублей.

Размер зарплаты различается также в зависимости от региона. Например, в Москве доход этнографа может составлять порядка 58 тысяч рублей. Оклад квалифицированного специалиста в Санкт-Петербурге – примерно 35 тысяч рублей. В других регионах – от 30 тысяч рублей.

Кому подойдет профессия

Для тех, кто испытывает глубокую жажду к новым познаниям, путешествиям и общению с представителями различных этнических групп отлично подойдет данная профессия этнограф.

Ему предстоят долгие экспедиции в самые отдаленные уголки страны, общение с самыми малочисленными народами, а возможно и проживание в условиях их быта.

Поэтому, для тех, кто на первое место ставит свою деятельность и возможность новых открытий, наука этнография всегда готова распахнуть двери.

Преимущества и недостатки

Этнография — это наука, которая изучает особенности различных народов и других этнических образований. В этой области трудятся квалифицированные специалисты, работа которых имеет свои положительные и отрицательные моменты.

В число преимуществ профессии входит:

  • возможность проведения собственных исследований;
  • шанс сделать великое открытие и стать знаменитым на весь мир;
  • участие в разнообразных этнографических экспедициях;
  • общение с единомышленниками.

Не следует забывать и о минусах профессии. Они негативно сказываются на популярности этого рода деятельности и востребованности на рынке труда.

Главные недостатки:

  • сложность обучения;
  • отсутствие большого количества вакансий;
  • невысокая заработная плата;
  • частые командировки.

Подведем итоги

Благодаря этой статье, которая написана как для детей, так и для взрослых, можно подробно ознакомиться с информацией о том, что за профессия этнограф, чем занимается он и кому подходит данный вид деятельности.

Для тех, кто намерен прийти в эту профессию, мы рассказали, где и как пройти обучение, чтобы иметь возможность вести данную исследовательскую деятельность.

Теперь можно с уверенностью сказать, что мы рассказали о том, этнограф кто это такой.

Возможно вам будет интересна статья: Электрик кто это такой и что он делает, особенности профессии

Необходимые качества

Учёный-этнограф должен обладать определёнными чертами характера. Только в этом случае он сможет хорошо справляться со своей работой и добиваться разнообразных успехов.

Важные личные качества:

  • коммуникабельность;
  • хорошая память;
  • вежливость;
  • усидчивость;
  • пунктуальность;
  • ответственность;
  • любознательность;
  • стрессоустойчивость;
  • скрупулёзность.

«Древняя Ассирия и Древняя Русь»

Это произведение Платона Акимовича посвящено дешифровке первого языка мира, которым автор видит славянский. В издании он исследует три главные темы — ассирийские языки, мистерии Древнего Вавилона и славянский культ Солнца.

Данная книга существенно дополняет «Чаромутие», более подробно и основательно объясняет приведенные там доводы. Платон Акимович здесь снова убеждает читателя, что славянский язык — истинный, первый, священный. Это именно то наречие, на котором говорили древние волхвы, жрецы, маги всех народов Земли.

Что же касается научной стороны, то она выражается в приведении ряда вавилонско-славянских соответствий. В книге также раскрываются не только филологические, но и философские, мировоззренческие черты Исконного языка.

Досье

Платон Акимович Лукашевич — один из русских этнографов. Кроме того, он считается в научных кругах автором ряда маргинальных теорий, лингвистом-любителем.

Вам будет интересно:Социология: список литературы и актуальные новинки. Понятие, основы, цели, задачи и применение науки в социуме

Вот досье Платона Акимовича Лукашевича:

  • Дата рождения: точно неизвестна. Предположительно, он появился на свет в 1809 году.
  • Подданство: Российская империя.
  • Место смерти: Полтавская губерния, Переяславский уезд, Березань.
  • Год смерти: 1887.
  • Основная деятельность: лингвист, этнограф.

День этнографа — день познания народов

17 июля — День этнографа. Этот профессиональный праздник выпал на дату рождения русского путешественника, великого антрополога и этнографа Николая Миклухо-Маклая. Он создал более двухсот научных работ, оберегал колониальные народы и был ярым противником расизма и колониализма. Говорят, что впервые событие отметил Р.Ф. Итс, заведующий кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ.

Активным образом событие отмечалось с 1970-х годов. Популярность событию обеспечивает тот факт, что большинство экспедиций попадает на первую половину месяца июля. Особых традиций при праздновании Дня этнографа на сегодняшний день не существует. Хотя его последователей становится с каждым годом всё больше.

В сегодняшнем мире, где постоянно вспыхивают межнациональные конфликты, крайне важно понимать тех, кто тебя окружает и поэтому необходимо уделять внимание и изучение межэтническим взаимоотношениям. Вот поэтому так и важны знания в области этнографии.

Лев Гумилёв любил повторять слова Ивана Никитича Болтина:

«У историка, не имеющего в руках географии, встречается претыкание».

Первым этнографом в истории человечества принято считать Геродота. Именно он начал заниматься историческими исследованиями в их контексте с анализом жизни народов. Впоследствии аналогичные изучения проводили Страбон, Юлий Цезарь, Марко Поло, Миклухо-Маклай и многие другие учёные, благодаря которым сегодня мы знаем такую науку, как этнография. Что это за дисциплина? Что она изучает и какие задачи ставит перед собой?

В 1990 году в Алма-Ате прошла Всесоюзная конференция, в рамках которой участники решили унифицировать термины данной науки (наверно, на волне «перестройки») и стали официально называть этнографию этнологией. Тем не менее, первоначальное понятие сохранилось до наших дней и активно используется во всех сферах жизни.

По поводу терминологии Р. Ф. Итс (1928—1990) писал:

Предлагаемое некоторыми советскими исследователями изменение названия «этнография» на «этнология» либо выделение на основе теоретических аспектов этнографии той же «этнологии» не оправдано и не способствует терминологической ясности, так как под термином «этнография» давно уже понимается не столько «народо (этнос) — описание (графо)», сколько «народоведение», что практически является русским переводом термина «этнология»

Коренной сдвиг в употреблении как термина, так и самой науки происходит в 1990-е годы. После принятия решения о переименовании Института этнографии АН СССР в Институт этнологии и антропологии, происходит фактически раздвоение понятия, образование двуязычия. Во-многом это связано с деятельностью директора института В.А. Тишкова, сторонника западной науки:

«Не так-то просто было решиться на переименование института и дисциплины в целом из этнографии в этнологию, если несколько поколений формировалась идентичность учёных как этнографов, а само слово «этнография» сохраняло своё достойное содержание. Критиков и обидных высказываний на этот счёт было много до и после того, когда Президиум РАН в 1990 году принял постановление переименовать институт, а союзников было очень мало. Мне было важно модернизировать дисциплину, вписать её в мировое этнологическое и антропологическое знание, сохранив при этом цеховую основу нашей науки — её этнографический метод»

Конец 1980-х — начало 1990-х годов были временем разброда и даже раскола в некогда казавшемся дружном сообществе советских этнографов.

Двуязычие сохранилось, что ярко выражено в наименовании кафедр — Кафедра археологии, этнографии и источниковедения АлтГУ, Кафедра этнографии и музееведения ОмГУ, Кафедра антропологии и этнографии СПбГУ.

В последние годы в России всё чаще науку, изучающую народы Земли, их культуру и бытовой уклад, традиции и обычаи, начинают называть не этнография, что буквально означает «народоописание», как это было принято в нашей стране в XIX и в первой половине XX века, а этнология, т.е. «народоведение», как это принято в ряде научных школ Запада. Кафедра Петербургского университета и своим наименованием и своей учебной программой стремится продолжать традиции отечественной науки, заложенные в городе с самого его основания. В понятие этнография кафедра по-прежнему, как это было в российской науке XIX века, вкладывает как эмпирическое, описательное содержание процесса изучения народов, так и теоретическое, этнологическое, осмысление закономерностей их развития и взаимодействия. Сегодня основным объектом внимания этнографии (этнологии) является биосоциальная общность — этнос (народ), а основной задачей этнографов — исследование вопросов, связанных с образованием этносов, их расселением, внутренними и внешними особенностями, их региональными и глобальными взаимосвязями.

Тюркская кухня

Согласно Толкового словаря русского языка под редакцией Ушакова:

«Этнография, этнографии, мн. нет, ж. (от греч. ethnos — народ и grapho — описываю). 1. Наука, изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру. 2. Самый предмет изучения этой науки — особенности быта, нравов, культуры той или иной народности. Этнография края, области».

Согласно Большого Энциклопедического словаря (БЭС):

«Этнография (от греч. ethnos — племя — народ и …графия) (этнология), наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Становление этнографии как науки во 2-й пол. ХIХ в. связано с эволюционной школой (Э. Тайлор, Л. Г. Морган и др.), исходившей из идей единства культуры человечества. С конца ХIХ в. исследует региональные культуры и их взаимовлияние (диффузионизм, культурно-историческая школа). Развитие теоретической этнографии в ХХ в. связано с концепциями Э. Дюркгейма, З. Фрейда, Л. Лени-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Радклифф-Брауна, К. Леви-Стросэ».

Таким образом, этнография — это раздел истории, который изучает народы и другие этнические образования в контексте их развития, состава, культурных и бытовых особенностей. В процессе сравнения исторических фактов с современными данными этнографы получают возможность воссоздать картину происхождения и существования этносов, а также описать их культуру, традиции и обычаи.

Несмотря на то что этнография является частью исторической науки, на самом деле она выходит далеко за рамки истории, поскольку занимается изучением народов с самых разных сторон, в том числе в сочетании с экологией, политикой, искусством, смыкаясь тем самым с социологией.

Поскольку День этнографа напрямую связан с именем Миклухо-Маклая, то мы решили рассказать об этом удивительном человеке и его вкладе в этнографию.

Портрет Миклухо-Маклая, выполненный К. Маковским. Хранится в Кунсткамере (Санкт-Петербург)

14 апреля 1888 года ушёл из жизни знаменитый русский этнограф, биолог, антрополог и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай, большую часть своей жизни посвятивший изучению коренного населения Австралии, Океании и Юго-Восточной Азии, в том числе папуасов северо-восточного побережья Новой Гвинеи, называемого сегодня Берегом Маклая.

Его исследования были высоко оценены ещё при жизни. Учитывая его заслуги, день рождения Миклухо-Маклая 17 июля неофициально отмечается в России как профессиональный праздник — День этнографа.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился 17 июля 1846 года (5 июля по старому стилю) в селе Рождественском (сегодня это Языково-Рождественское Окуловского муниципального района Новгородской области) в семье инженера. Его отец Николай Ильич Миклуха был железнодорожником. Мать будущего этнографа звали Екатерина Семёновна Беккер, она была дочерью героя Отечественной войны 1812 года. Вопреки достаточно распространённому заблуждению, Миклухо-Маклай не имел каких-то существенных иностранных корней.

При этом историки так и не смогли прийти к единому мнению о том, по какой причине возникла эта двойная фамилия Миклухо-Маклай. Рассуждая о своей национальности, в предсмертной автобиографии этнограф указывал на то, что он представляет собой смесь элементов: русского, германского и польского.

Гимназию будущий знаменитый путешественник покинул по собственному желанию, а из университета его просто не могли отчислить, так как он находился в нём на правах вольнослушателя. Он не закончил учёбу в Санкт-Петербурге, уехав в Германию. В 1864 году будущий этнограф учился на философском факультете Гейдельбергского университета, в 1865 году — на медицинском факультете Лейпцигского университета. А 1866 году перебрался в Йену (университетский город в Германии), где на медицинском факультете занимался изучением сравнительной анатомии животных.

Эрнст Геккель и Миклухо-Маклай

В качестве ассистента немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля он посетил Марокко и Канарские острова. В 1868 году Миклухо-Маклай закончил обучение в Йенском университете. Во время первой экспедиции на Канарские острова будущий исследователь изучал морские губки, обнаружив в результате новый вид известковой губки, назвав её Guancha blanca в честь коренных обитателей данных островов. Любопытно, что с 1864 по 1869, с 1870 по 1882 и с 1883 по 1886 годы Миклухо-Маклай проживает за пределами России, никогда не оставаясь на своей родине больше чем на один год.

Во время своих путешествий Миклухо-Маклай проводил и ценные географические наблюдения. Он склонялся к версии о том, что культурные и расовые признаки народов мира формируются под влиянием социальной и природной среды. Для того чтобы обосновать данную теорию, Миклухо-Маклай решил предпринять дальнее путешествие на острова Тихого океана, здесь он собирался изучить «папуасскую расу».

В конце октября 1870 года при содействии со стороны Русского географического общества путешественник получил возможность выехать в Новую Гвинею. Сюда он отправился на борту военного судна «Витязь». Его экспедиция была рассчитана на несколько лет. 20 сентября 1871 года «Витязь» высадил Маклая на северо-восточном побережье Новой Гвинеи. В будущем данный район побережья назовут Берегом Маклая. Вопреки ошибочным представлениям, он путешествовал не в одиночку, а в сопровождении двух слуг — юноши с острова Ниуэ по кличке Бой и шведского матроса Ольсена.

Рисунок Миклухо-Маклая

При этом при помощи членов экипажа «Витязя» была сооружена хижина, ставшая для Миклухо-Маклая не только жильем, но и подходящей лабораторией. Среди местных папуасов он прожил 15 месяцев в 1871—1872 годах, своим тактичным поведением и дружелюбием он сумел завоевать их любовь и доверие.

Вот что писал учёный:

«Они не умели даже добывать огня. Несмотря, что такая примитивная жизнь туземцев, во всех её мелочах подробностях, представлялось интересным предметом исследования для всякого естествоиспытателя. Сверх того, эта степень развития туземцев Берег Маклая — переходная и должна бы измениться уже вследствие одного моего пребывания между ними. Так, они познакомились с употреблением железа и целого ряда других предметов, которых прежде совершенно не знал; целый ряд идей явился в их умственном кругозоре. В непродолжительном, быть может, времени вследствие развития торговли в Тихом океане жители Берега Маклая войдут в сношения с другими народами, и тогда их примитивность вполне исчезнет, а вместе с тем исчезнет большая часть того научного интереса, который представляют дикари в их первобытном состоянии». (Из дневников Миклухо-Маклая)

Иллюстрация к дневнику Миклухо-Маклая

В 1873 году Миклухо-Маклай посетил Филиппины и Индонезию, а уже в следующем году побывал на юго-западном берегу Новой Гвинеи. В 1874—1875 годах он вновь дважды путешествовал по полуострову Малакка, изучая местные племена сакаев и семангов. В 1876 году совершил путешествие в Западную Микронезию (острова Океании), а также Северную Меланезию (посетив различные островные группы в Тихом океане).

Рисунок Миклухо-Маклая

1876 и 1877 годах он снова побывал на Берегу Маклая. Отсюда он хотел вернуться назад в Россию, однако из-за тяжёлой болезни путешественник вынужден был поселиться в австралийском Сиднее, где проживал до 1882 года. Недалеко от Сиднея Николай основал первую в Австралии биологическую станцию. В этот же период своей жизни он совершил поездку по островам Меланезии (1879), а также осмотрел южный берег Новой Гвинеи (1880), а спустя год — в 1881 он второй раз побывал на южном побережье Новой Гвинеи.

Любопытным представляется тот факт, что Миклухо-Маклай занимался подготовкой российского протектората над папуасами. Он несколько раз осуществлял экспедицию в Новую Гвинею, составив так называемый «проект развития Берега Маклая».

Но офицеры русского флота, которые изучили местные условия, сделали заключение о том, что местное побережье не подходит для размещения военных кораблей. А уже в 1885 году Новую Гвинею разделили между собой Великобритания и Германия. Таким образом, вопрос о возможности реализации российского протектората над этой территорией был закрыт окончательно.

Миклухо-Маклай вернулся на родину после длительного отсутствия в 1882 году. После возвращения в Россию он прочёл некоторое количество публичных докладов о своих путешествиях перед членами Географического общества. За его исследования общество любителей естествознания, антропологии и этнографии присудило Николаю золотую медаль. Посетив затем европейские столицы — Берлин, Лондон и Париж, он знакомил публику с результатами своих поездок и проведённых исследований. Затем он вновь отправился в Австралию, побывав по пути уже в третий раз на Берегу Маклая, это произошло в 1883 году.

С 1884 по 1886 годы путешественник жил в Сиднее, а в 1886 году снова вернулся на родину. Всё это время он тяжело болел, но при этом продолжал заниматься подготовкой к публикации своих научных материалов и дневников. В том же 1886 году он передал Академии наук в Петербурге все собранные им с 1870 по 1885 год этнографические коллекции. Сегодня эти коллекции можно увидеть в Музее антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге.

Миклухо-Маклай скончался, когда ему был всего 41 год. Похоронен путешественник на Волковском кладбище в Петербурге.

Рисунок Миклухо-Маклая

Самой главной научной заслугой учёного стало то, что он поставил вопрос о видовом единстве и родстве существующих человеческих рас. Он опро­верг распространённый в то время взгляд на папуасов как на представителей якобы особого вида, глубоко отличного от других человеческих рас и в особенности от европеоидной расы. Русский учёный показал, что утверждения об особенном распределении волос на голове папуасов, о недоразвитости у них икроножной мускулатуры, об особенной сухости кожи и др. не со­ответствуют действительности. В частности, он устано­вил существование как долихоцефалии (длинная голова — наше прим.), так и брахице­фалии (укороченная голова — наше прим.) среди меланезийцев. При этом он доказал, что в пределах одной расы могут быть групповые разли­чия в головном показателе.

Для этнографии и культурной антропологии боль­шое значение имеют обстоятельные описания Миклухо-Маклаем хозяйства, материальной культуры и быта папуасов и других народов Океании и Юго-Во­сточной Азии. Многие его наблюдения и в XX столе­тии оставались почти единственными материалами по этнографии некоторых областей Океании, особенно Северо-восточной Новой Гвинеи, Западной Микроне­зии. Описывая изобразительное искусство, начатки идеографического письма, обычаи коренных жителей Океании, их психологию и социальные отношения, русский учёный показал, что эти народы по умствен­ным и моральным качествам ни в чём не уступают европейцам.

Научные наблюдения Миклухо-Маклая сочета­лись с убедительным разоблачением британской коло­ниальной политики, дискриминационной по отноше­нию к коренному населению. В период колониальных захватов, которые нередко получали «оправдание» по­средством фашистских по их сути рассуждений о якобы имеющем место не­равенстве рас, выступления Миклухо-Маклая против грабительской колониальной политики имели особое значение.

«…Вы первый, несомненно, опытом доказа­ли, — писал ему Л.Н. Толстой, — что человек везде человек, т. е. доброе, общительное существо, в обще­ние с которым можно и должно входить только добром и истиной, а не пушками и водкой».

Многие наблюдения путешественника, отличающиеся большим уровнем точности, и в настоящее время остаются практически единственными материалами по этнографии некоторых островов Океании.

При жизни Николая Николаевича было опубликовано более 100 его научных работ по антропологии, этнографии, географии, зоологии и иным наукам, всего же он написал более 160 таких работ. В то же время при жизни учёного не было опубликовано ни одной его крупной работы, все они появились лишь после его смерти. Так в 1923 году впервые вышли Дневники путешествий Миклухо-Маклая, а ещё позднее — в 1950—1954 годах собрание сочинений в пяти томах.

Папуа — Новая Гвинея

Память исследователя и этнографа широко сохранена не только в России, но и по всему миру. Его бюст можно сегодня встретить и в Сиднее, а в Новой Гвинее в его честь названы гора и река, без учёта участка северо-восточного побережья, который носит название Берег Маклая. В 1947 году имя Миклухо-Маклая было присвоено институту этнографии АН СССР (РАН). А сравнительно недавно в 2014 году Российским географическим обществом была учреждена специальная Золотая медаль имени Николая Николаевича Миклухо-Маклая, как высшая награда общества за этнографические исследования и путешествия. О мировом признании данного исследователя говорит и тот факт, что в честь его 150-летия 1996 год был провозглашен ЮНЕСКО годом Миклухо-Маклая, тогда же он был назван Гражданином мира.

Актуализация этнических проблем в современном мире выступает как ответ на процессы глобализации, как проявление неоднородности цивилизаций. Чем сильнее «вызовы» глобализации, тем с большей настойчивостью народы стремятся сохранить свою культуру, язык, религию и традиции. Поэтому так остро сегодня стоят проблемы национальной идентичности. В подобной ситуации нужна новая стратегия, способная интегрировать в процесс глобализации общечеловеческое и этническое, обеспечить право народов на культурную и цивилизационную самобытность. Проблема идентификации и самоидентификации особенно актуальна для такой полиэтнической страны как Россия. И поэтому становится актуальными исследования и научные методы этнографии.

Этнография как самостоятельная научная дисциплина возникла на базе географической науки в России и ряде других стран или как наука о человеке (как, например, в Англии). Вместе с тем её данные задолго до выделения этнографии в середине XIX века в особую отрасль знаний использовались при исторических исследованиях. Такое положение давало повод рассматривать этнографию как своего рода вспомогательную дисциплину, относящуюся то ли к географии или биологии, то ли к истории. К сожалению, подобные взгляды не изжиты и по сей день, однако если прежде они могли быть объяснены ещё общей недифференцированностью наук, то сегодня — это результат научного невежества или неосведомлённости.

Если оставить за пределами исторического исследования эпоху первобытного стада и начинать его с того периода, когда мы можем более или менее объективно различать и отличать этносы, то окажется, что этнография значительно полнее во временном и пространственном отношении, чем история, способна дать картину этнических и социальных изменений, пережитых человечеством. Воссоздать историческое прошлое народов Земли — долг и обязанность современной науки. В этом кропотливом труде историку помогает письменный источник, а как восстановить бесписьменную историю, или прошлое бесписьменных народов?

Большинство народов не имело письменности, и поэтому их невозможно изучать традиционными методами истории, как нельзя изучать теми же методами самый большой период, прожитый человечеством,— эпоху бесписьменного общества. Традиционная историческая наука, к сожалению, и сегодня вольно или невольно отгораживается от этих народов и этой эпохи. В такой позиции как бы возрождается характерное для недалекого прошлого деление народов на «исторические» и «неисторические». К последним, как правило, относились все народы, не имеющие письменности, а в пору расцвета колониальных империй — и все народы — носители отличной от европейской культуры.

Вместе с тем история народа сохраняется не только в письменных данных, но и в его традициях и обычаях, его представлениях об окружающем мире и верованиях, орудиях труда, пище, одежде и жилище, в памятниках древности, которые встречаются на могильных полях и местах древних поселений, в легендах и эпических сказаниях, т. е. во всём комплексе культуры, созданном данным этносом и отличающем его от других.

Семья саамов перед своим жилищем, Норвегия, приблизительно 1900 год

Этнографическими методами можно по этим следам восстановить путь, пройденный народами. Очевидно, что в прожитом человечеством миллионолетье, где эпоха классового общества, возникшая всего каких-то 7 тыс. лет назад,— ничтожно малая величина, без истории не было и не могло быть ни эпохи, ни этносов. Следовательно, этнографии в создании подлинной всемирной истории отводится отнюдь не вспомогательная, а особая роль, что очень важно при изучении самой длительной прожитой человечеством эпохи — эпохи так называемого «доклассового общества», чья этническая и социальная история стала предметом научной дискуссии в современном учёном мире.

Современная этнография даёт всё новые и новые доказательства тому, что ни антагонистические классы, ни частная собственность, ни моногамная семья как социально-экономическая ячейка, противостоящая обществу, не являются спутниками человечества во всей его истории. Таким образом, этнографии следует придавать в общей системе исторических наук вполне самостоятельное мировоззренческое (методологическое) значение, не ограничивая при этом её общенаучную роль.

И в современном мире, и в обозримом будущем даже в условиях грандиозных социальных и научно-технических изменений на Земле сохранятся те особенности, которые отличают один этнос от другого, сохранятся сами этносы, осуществляя прогрессивную тенденцию к интеграции, а следовательно, сохранится, хотя и в изменённом виде, потребность их изучения, т. е. сохранится необходимость этнографической науки.

Источник

Современное переиздание

Долгие годы произведения русского лингвиста были непопулярны. По иным сведениям, их просто закрыли для ознакомления широкой публики. Ситуация изменилась в двухтысячных годах — в 2008-2009-х издательство «Белые альвы» перевыпустило два произведения Лукашевича:

  • «Дешифровка праязыков. Древняя Русь и Древняя Ассирия» (авторское название произведения — «Объяснения ассирийских имен»).
  • «Чаромутие или Священный язык…»

С некоторыми книгами, доступными сегодня современному читателю, мы познакомимся далее.

«Объяснение ассирийских имен»

Это уже пятая по счету работа Платона Лукашевича. Здесь автор продолжает развивать тему чаромутия. Что это такое? Разделение, замутнение, искажение Первобытного языка (им автор считает именно славянский) Единого человечества.

Как следует из названия, произведение посвящено исследованию собственных имен ассирийских народов. Притом автор берет для анализа самые древнейшие из них. Как он утверждает сам, 2600-4000-летней давности.

Книга также содержит в себе разбор множества туземных имен племен различных областей земного шара, исторических времен. На основе всего этого Платон Лукашевич утверждает, что славянскими в своей основе являются имена британских, французских, испанских, галльских, фракийских, германских и других европейских народов. Более того, автор пишет в своей книге, что ему удалось найти славянские корни в именах самых древнейших народов — египтян и ассирийцев!

Возможно, изложение взглядов Платона Акимовича покажется тут довольно резким. Но находятся современные исследователи, которые считают его доводы серьезными и научно доказательными. Поэтому появляются последователи его довольно одностороннего взгляда на лингвистическую теорию о происхождении и культуре всех ныне существующих народов. Так, последователи Лукашевича считают, что теория выпускника Ришельевского лицея «чаромутие» кажется доказательной, всеобъемлющей на фоне хаотических теорий, признанных современной наукой.

Обучение

Чтобы стать практикующим этнографом, необходимо получить профильное высшее образование. Данное направление представлено в Санкт-Петербургском государственном университете.

Ведущие вузы Москвы: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова.

Share this: Facebook Twitter Google+ Pinterest

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]