Поговорим о продажах и способностях администратора вашего салона. Многие руководители, стремясь сделать работу салона красоты эффективнее, сосредотачиваются на одних областях, полностью упуская и даже запуская другие.
Как таковая, работа администратора предполагает и решение задач по привлечению и удержанию клиентов. Разумеется, он не должен выполнять обязанности директора салона красоты, но он должен быть заинтересован в увеличении количества клиентов и, соответственно, прибыли!
Наверное, всем знакома картинка: заходим в салон красоты, а там сидят сотрудники и о чем-то заинтересованно общаются. Вы, как потенциальный клиент, о чем-то спрашиваете, и получаете односложный ответ, не предполагающий развития разговора. «Здравствуйте! А можно прямо сейчас сделать укладку?» «Нет!».
Или: возможный клиент интересуется ценой услуги. Администратор салона красоты выдает ему цифру и все! Ни объяснений, что входит в услугу, ни попыток заинтересовать. Это продажам явно не способствует.
Как все должно быть на самом деле? В идеале: посетитель, зашедший в салон, видит улыбку и слышит «Добрый день».
Администратор:
- представляется,
- спрашивает: «Как к вам можно обращаться»,
- отвечает на все вопросы,
- выясняет, что его интересует клиента.
Разумеется, предлагает записаться на процедуру.
Задачи, которые выполняет форма одежды администратора
Руководителю, который думает, как должен выглядеть администратор, нужно решать несколько задач:
- сотрудник должен быть заметным, вызывать доверие клиента и желание общаться;
- одежда для ресепшен должна соответствовать корпоративному стилю, подкреплять ожидания от компании, оставлять хорошее впечатление в памяти клиента;
- имидж администратора должен отражать те функции, которые выполняет сотрудник в организации.
Наличие дресс-кода внутри фирмы — показатель качественного сервиса, заинтересованности в результате обслуживания.
Возможен ли карьерный рост?
Учитывая, что работа администратора предполагает получение многостороннего опыта, вполне возможно (при наличии финансов) открытие собственного салона с нуля.
При отсутствии финансовых возможностей карьерный рост выглядит примерно одинаково во всех салонах:
- Сначала младший помощник.
- Далее заместитель руководителя.
- После — директор салона или же руководитель одного из салонов при наличии сети салонов.
Требования к внешнему виду сотрудника, встречающего посетителей
Дресс-код — официально утвержденные требования к внешности сотрудников. При его разработке учитываются целевая аудитория, вид оказываемых услуг.
В большинстве серьезных организаций в дресс-коде прописаны цвета, фасоны одежды, украшения, модели обуви и даже цвет носков и колготок. Но общие требования к тому, каким должен быть администратор, примерно одинаковы:
- одежда сотрудника на ресепшен должна быть опрятной, аккуратной, скромной, без эротических элементов;
- длина юбок — до середины колена, в некоторых сферах допускается мини в разумных рамках;
- обязательное ношение бейджа с указанием имени и должности, наличие логотипа на униформе.
Пример формы администратора – на фото.
Должностная инструкция
Наконец-то ты нашла сотрудника с качествами, которые необходимы. Чтобы его труд был эффективным, а работа слаженной и четкой, нужно правильно составить должностную инструкцию и учесть все нюансы.
Должностная инструкция состоит из 4 разделов:
- общие положения;
- должностные обязанности;
- права;
- ответственность.
Общие положения
Информация о должности администратора, правилах подчинения, а также знаниях, которыми должен обладать сотрудник. Например:
Администратор должен знать:
- о внутренних приказах, распоряжениях и других нормативных документах, издаваемых директором;
- о структуре салона, правах и обязанностях сотрудников, а также их штатных расписаниях;
- о видах услуг салона, тонкостях их проведения, ценах;
- об основах маркетинга, рекламы, экономики и организации труда;
- о принципах психологии, этики, эстетики;
- об основах мерчандайзинга, правилах оформления витрин;
- о правилах внутреннего распорядка;
- об изменениях, вносимых в законодательные документы, связанные с непосредственной деятельностью администратора, мастеров и салона красоты в целом – СанПиН, Трудовой кодекс.
Тут же можно перечислить, какими актами, нормами и законами должен руководствоваться сотрудник в работе. Кроме внутренних – графика работы, должностной инструкции и прочих, можно также указать:
- Трудовой кодекс РФ;
- СанПиН 2.1.2.2631-10;
- Закон о защите прав потребителей.
В этот раздел добавляется и другая информация, которая важна, но не вписывается в другие разделы. Например – требования к сотруднику и его образованию.
Должностные обязанности
В этом разделе подробно расписываются все обязанности, возлагаемые на работника салона красоты.
- обслуживание посетителей;
Как администратору салона красоты работать с клиентами - контроль сохранности материальных ценностей салона, в том числе – денежных средств, имущества, материалов и товаров;
- предотвращает или решает конфликтные ситуации;
- рассматривает претензии посетителей;
- информирует руководство о недостатках, поломках и других нештатных ситуациях, сказывающихся на репутации салона.
Список это может быть шире – все зависит о того, какие обязанности должен выполнять твой администратор. Некоторые работодатели, например, включают уборку крыльца. Не рекомендуем следовать их примеру, ведь «лицо салона», отбивающее ломом лед от крыльца – многое говорит об уровне салона, его владельце и сервисе.
Перед тем как отдать должностную инструкцию на подпись сотруднику – продумай все мелочи и пропиши даже очевидные обязанности вроде ответа на звонки или сообщения в социальных сетях.
Избегай в этом разделе формулировки «выполняет иные поручения руководителя». При попытке наказать сотрудника за неисполнение этих «иных» поручений, можно оказаться в суде и даже проиграть его – в судебной практике такие прецеденты имеются. Дело в том, что работодатель вправе требовать от работника исполнения обязанностей только по отраженным в трудовом договоре пунктам и только в пределах его компетенции.
Договоры с сотрудниками салона — составляем правильно
Простыми словами – ты не можешь посадить администратора на место мастера маникюра, прикрываясь «иным поручением» в должностной инструкции. Если при составлении инструкции ты не можешь предугадать всех возможных обязанностей, которые возникнут в процессе работы, добавь пункт примерно в такой формулировке:
«…выполнять иные поручения руководителя в рамках компетенции в соответствии с трудовым законодательством». В этом случае ты сможешь, например, поручить сотруднику рассылку СМС о назначенной процедуре или выкладку товара на витрину и не нарушишь закон.
Психология на службе мастера красоты
Права
Описание всех прав, которые имеет сотрудник в рамках профессиональной деятельности. Тут указываются общие формулировки типа:
- знакомиться с приказами и изменениями, вносимыми в штатные документы, касающиеся его деятельности;
- вносить предложения по улучшению работы и качества предоставляемых услуг;
- принимать решения по решению и предотвращению конфликтных ситуаций.
Права клиентов салона красоты и мастеров
Ответственность
Информация о том, за что сотруднику вменяется наказание, например:
- за неисполнение или не полное исполнение должностных обязанностей;
- за правонарушения в области административного, гражданского или трудового законодательства;
- за причинение материального ущерба, в том числе хищения.
По ситуации можешь добавлять в инструкцию и другие разделы, как например, этические нормы, правила поведения в конфликтных ситуациях и другие. Но при корректировке базовой должностной инструкции, проконсультируйся с юристом или опытным кадровиком, чтобы избежать неточных формулировок и нарушения требований действующего законодательства.
В конце должностной инструкции не забудь оформить место для подписи сотрудника, а также подписи, печати и даты.
Должностная инструкция подписывается в 2 экземплярах – одна для работника, и одна для тебя или отдела кадров.
Образец должностной инструкции администратора салона красоты
Интерьер салона красоты и зонирование пространства
Внешний вид хостес в ресторане и кафе
Как должна выглядеть хостес? Хорошо будет смотреться классика и обычные сочетания: блузка с юбкой или брюками, жилет с юбкой, жакет с брюками. Платье будет выглядеть менее строго, чем рубашка с юбкой. Одежда для хостес должна соответствовать идее заведения.
Возможные варианты:
- в ресторане с европейской кухней к месту будет темное классическое платье или комплект из юбки, блузки и жилета;
- в кафе с национальным колоритом подойдут платья или комплекты с элементами народного костюма;
- в кафе с креативной идеей можно носить и платье с принтом, повторяющим тему интерьера, и элементы исторического костюма.
На фото — примеры формы для администратора кафе или ресторана.
А где найти такого?
В поисках хорошего администратора очень важно не впасть в ту же крайность, что и поп из известной сказки. В том смысле, что действительно классный администратор — это определенные расходы. И здесь возможны два варианта:
- Искать сразу готового специалиста, который сам все умеет и обладает такой высокой степенью личной ответственности, что необходимость его контроля отпадает. Плюсы: не надо тратить время и деньги на объяснения и обучение, не нужен постоянный контроль со стороны руководства. Но! Труд такого администратора обычно весьма дорог.
- «Вырастить» собственного профессионала. Плюс: при удачном стечении обстоятельств и высоких личностных качествах обучаемого получится преданный сотрудник с высокой лояльностью к вашему салону. Но! На обучение и контроль нужно время и соответствующие инструменты. Впрочем, такие инструменты можно найти, причем с адекватными затратами, которые быстро окупаются.
Как видите, у каждого варианта есть свои достоинства и каждый сопряжен с определенными издержками. Какой из путей выбрать — решение индивидуальное.
Как должен выглядеть администратор салона красоты
С одной стороны, индустрия красоты ассоциируется с творчеством, с другой — подразумевает соблюдение санитарно-гигиенических норм. Поэтому креативный стиль допустим, но в меру. За базу берется все тот же классический стиль, но допускаются женственные и модные детали: платья с запа́хом, туники интересного кроя с брюками, блузки со сборкой по окату рукава, юбки с басками. Можно выделиться цветом.
В дресс-коде салона красоты строго запрещаются эротические элементы в одежде: прозрачные блузки, мини-юбки, высокие каблуки. Такой стиль одежды может вызвать раздражение посетительниц салона.
Каким должен быть администратор магазина или бутика
Форма одежды для магазина определяется в зависимости от вида товара и целевой аудитории. В ювелирном салоне больше подойдет качественная классика. Для женщин это классические платья, юбки с блузками. Для мужчин — строгие брюки с сорочкой и жилетом. Допускается носить украшения, предлагаемые в магазине, для демонстрации их покупателю.
В салоне мебели фасоны могут значительно отличаться в зависимости от уровня предлагаемого товара. В магазине для людей среднего достатка можно одеваться в повседневном стиле: футболка-поло и темные брюки. Для салона элитной мебели больше подойдут классические брюки, светлая рубашка и галстук. В магазине натуральной косметики эко-стиль поддержат клетчатые рубашки, футболки-поло с логотипом, цвета природы.
Цвета одежды
Глаз человека сначала воспринимает цвет и только потом фасон одежды, поэтому цвет формы для сотрудника на ресепшен так важен. А так как работа по выбору оттенков бренда уже проведена, остается только следовать фирменной палитре. Но не смешивайте более трех оттенков в образе и очень умеренно используйте принты (допустимо — на галстуках и платках).
Черно-белое сочетание не всегда бывает приемлемо. Зачастую оно создает дешевый имидж, который не подойдет для салона красоты VIP-класса или фешенебельного ресторана.
Как выбирать курсы, и на что обратить внимание — наши рекомендации:
- Выбирайте специализированный учебный центр. Не тот , а именно специализированный, имеющий отношение к бьюти-бизнесу.
- Программа обучения должна охватывать не только повседневные моменты профессии, но и спец/блоки. То есть, клиентоведение, выходы из конфликтных ситуаций, организация системы отношений с сотрудниками, сервисное поведение, умение продавать и пр.
- Выбор формы обучения зависит только от вас. Можно обучиться заочно, можно — с посещением курсов лично, а можно и вовсе — онлайн. Безусловно, живой тренинг — он более легкий для восприятия, но дистанционные курсы более крепко «цепляются в голове», дешевле стоят и на долгое время становятся для вас практически настольной книжкой-руководством.
- Место обучения выбирайте такое, к которому не будет претензий у руководства салона — с хорошей репутацией. Также хорошей репутацией должен обладать мастер курса и сам выбранный курс.
- Поинтересуйтесь — все ли аспекты деятельности охватывает программа обучения, давно ли курс существует, хорошие ли отзывы о нем в Сети.
- Время обучения. Традиционно курс включает в себя около 40 учебных часов и выше. Есть и краткосрочные 5-дневные курсы, но программа будет «урезанной» и запоминать все придется «на бегу».
Гораздо проще будет разобраться в нюансах профессии, если имеется медицинское и экономическое образование.