Личностные и профессиональные качества врача, необходимые для эффективного сотрудничества с пациентом

Люди, жившие при Советском Союзе, хорошо помнят, что профессия врача была одной из самых почитаемых, уважаемых и престижных. В более ранние времена врачи также являлись едва ли не самыми важными людьми в обществе. Да и как могло быть иначе, если именно от них зависело здоровье и долголетие практически каждого человека. Поэтому никого не удивлял тот факт, что поступить в медицинский институт могли только лучшие из лучших.

Люди, жившие при Советском Союзе, хорошо помнят, что профессия врача была одной из самых почитаемых, уважаемых и престижных. В более ранние времена врачи также являлись едва ли не самыми важными людьми в обществе. Да и как могло быть иначе, если именно от них зависело здоровье и долголетие практически каждого человека. Поэтому никого не удивлял тот факт, что поступить в медицинский институт могли только лучшие из лучших.

Сейчас ситуация в нашей стране немного изменилась, и врачи уже не пользуются безоговорочным пиететом, да и зарплата современных врачей в России оставляет желать лучшего. Тем не менее, количество абитуриентов, желающих получить эту замечательную профессию, из года в год постоянно растет. Но некоторые из них совершенно не задумываются о том, что врач должен обладать определенными личностными качествами, которыми обладают далеко не все.

Кто такой врач?

Врач — одна из самых древнейших профессий, уходящих корнями во времена Гиппократа и Асклепида. Как это ни удивительно, но слов «врач» имеет славянское происхождение. Правда, установить точно от чего именно оно образовалось еще никому не удалось. По одной версии «врач» означает «волшебник», «заговаривающий». Согласно другой версии, это слово образовалось от «ворчать» (то есть, опять таки заговаривать). Ну а третья версия гласит, что оно образовано от слова «вьрати» («говорить», «врать»).

Если в давние времена один врач (он же знахарь и лекарь) лечил от всех болезней, то в современном обществе эта профессия включает в себя огромнейшее количество узких специализаций, которые выделяются по тем заболеваниям или системам органов человека, лечением которых и занимается доктор (хирург, гастроэнтеролог, стоматолог, офтальмолог, терапевт и т.д.).

Необходимо отметить, что помимо выполнения основных должностных обязанностей (непосредственной работы с больными: обследование, диагностика, лечение, оказание экстренной помощи, санитарно-просветительная работа и т.д.) врачам необходимо часть своего рабочего времени уделять ведению документации, обмену опытом с коллегами и регулярному повышению квалификации.

Разновидности

Различают различные направления деятельности врача:

  • в терапевтической сфере задействованы специалисты, которые осматривают больных и назначают им необходимые медикаменты, прием которых будет способствовать выздоровлению пациентов. В тяжелых случаях врач назначает обследование или дает направление в хирургическое отделение;
  • хирургия всегда связана с оперативным вмешательством с целью устранить паталогические зоны и процессы, которые происходят в человеческом организме. Люди этой профессии спасли множество человеческих жизней;
  • патологоанатомическая направленность необходима для выяснения причины смерти умершего;
  • психологическая специализация позволяет контролировать эмоции, как стандартные, так и патологические, управлять ими.

Если вести речь о классификации врачебной деятельности, то можно выделить:

  • аптекарей, провизоров, фармацевтов, фельдшеров;
  • косметолог, массажист, проктолог;
  • санитарок, сиделок, психотерапевтов;
  • фтизиатров, ветеринаров, вирусологов;
  • токсикологов, бактериологов, офтальмологов;
  • гинекологов, акушеров, дерматологов;
  • окулистов, терапевтов, кардиологов;
  • рентгенологов, психоневрологов.

Отдельного внимания заслуживаю педиатры. Эти люди лечат детей с самого их рождения до совершеннолетия. Ведь следует наблюдать за психомоторным развитием, правильной осанкой, весом и ростом малышей.

Довольно востребованной считается профессия стоматолога – эта сфера является отдельным направлением в медицине. Зубная боль или кариес рано или поздно возникают у всех и тут без помощи врача просто не обойтись. Чтобы предупредить проблемы пациентам необходимо через определенный период показываться специалисту.

Среди стоматологов также можно встретить лекарей более узких направленностей: хирургов, терапевтов, ортодонтов, ортопедов, пародонтологов. Детский стоматолог заботится о правильном прикусе малыша, пломбирует зубки, взрослым врач делает операции на деснах, восстанавливает зубы

Здоровье пациента – главная задача врача, каким бы родом врачебной деятельности он не занимался.

Какими личностными качествами должен обладать врач?

Главным личностным качеством, которым должен обладать настоящий врач, является любовь к людям, независимо от их социального или материального статуса. Кроме того, врач должен иметь такие качества, как:

  • самоотверженность — готовность посвятить свою жизнь во благо людей (и порой в ущерб себе);
  • самообладание — спокойствие врача в критических ситуациях зачастую является основополагающим фактором благоприятного исхода;
  • коммуникабельность и чуткость — умение расположить к себе и внимательно выслушать больного помогает выявить даже незначительную симптоматику того или иного заболевания;
  • храбрость — достаточно часто врачам приходится оказывать помощь в достаточно экстремальных ситуациях (в том числе, на поле боя или в районах эпидемий), где правильно оценить обстановку и принять единственно верное решение может только отважный человек;
  • решительность — способность не только принимать быстрые и верные решения, но и нести ответственность за них.

Нужно сказать, что некоторые медицинские специальности предъявляют к врачам дополнительные требования. Например, хирург должен иметь развитое зрительно-пространственное воображение (способность объемно представлять внутренние органы человека) и уметь точно координировать мелкие движения.

Правила составления

Общие требования

Профессиональные характеристики и должностные обязанности слесаря-сантехника
К документу предъявляются следующие требования:

  • текст оформляется на листе формата А4, на фирменном бланке или обычном листе с указанием всех реквизитов компании;
  • изложение ведется от третьего лица или в прошедшем времени;
  • структура документа включает в себя анкетные данные работника, его профессиональные способности, личные качества и заключительную часть;
  • все данные должны быть правдивыми, объективными и отражать информацию о человеке в достаточном объеме;
  • информация подается сдержанно, без эмоций;
  • текст должен быть ясным и достаточно содержательным;
  • запрещена разговорная и ненормативная лексика;
  • нельзя сокращать слова (кроме общепринятых) и целые выражения;
  • подписывает документ руководитель или иное уполномоченной лицо.

Анкетная часть

Указываются персональные данные работника, наличие образования, ученых степеней, перечисляются учебные заведения, настоящее место работы и ранее занимаемые должности.

Профессиональные способности

Указывается, когда и кем работал человек, с какого времени и кем трудится в нынешней организации, приводятся основные сведения о его должностных функциях: что они в себя включают и насколько успешно реализуются в повседневной деятельности.

В этой графе указывают трудовые «подвиги» сотрудника, что он сделал значимого для организации. Здесь же имеет смысл отразить шаги по повышению квалификации — учеба, переподготовка, курсы.

Личные качества

Их описание производится в контексте профессионально-производственных отношений. Указываются сведения о том, насколько человек конфликтен, коммуникабелен, дисциплинирован, какие у него сложились отношения с руководством и рабочим коллективом. Имеет ли он выговоры, нарушает ли дисциплину и т. д.

Для медработника профессионально важную значимость имеют коммуникативные навыки, отзывчивость, внимательное отношение к людям. В характеристике могут быть отражены сведения из книги отзывов или жалоб лечебного учреждения, оставленных пациентами в адрес конкретного работника. Можно сделать акцент на трудолюбии человека, его стремлении к личностному и профессиональному развитию.

В этот же раздел включаются профессиональные достижения: победы в конкурсах, публикации научных работ, наличие наград и поощрений.

Заключительная часть

Здесь делают вывод о соответствии занимаемой должности, о наличии (либо отсутствии) оснований для поощрения, повышения в должности.

В этой графе следует указать цель и место требования характеристики.

Преимущества профессии врача

Прежде всего, это чувство собственной значимости основанное на реальных действиях и поступках (спасение тяжелобольных, помощь в экстренных ситуациях, посильный вклад в общее оздоровление нации и т.д.). Помимо этого, профессия медицинского работника обладает такими преимуществами, как:

  • востребованность — независимо ни от чего врачи всегда были и будут нужны (особенно хорошие врачи);
  • почет и уважение — как бы ни ругали в обществе «людей в белых халатах», их нелегкий труд невольно вызывает почитание;
  • большие возможности для карьерного роста — правда, для этого придется трудно и упорно трудиться;
  • возможность добиться финансового благополучия — помимо заработной платы (которая, чего уж греха таить, не слишком высока) можно оказывать услуги частным образом или работать одновременно в нескольких медицинских учреждениях
    .

При решении вопроса о наказании

Образец заполнения характеристики условий труда для мсэ

При решении вопроса о дисциплинарном взыскании положения Трудового кодекса предписывают работодателю учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен

Так же стоит поступить и при применении мер административного воздействия, должностное лицо или судья обратят внимание на трудовой путь человека. Положительная характеристика на медработника с работы способна повлиять на выбор более мягкой меры наказания — предупреждения (если эта санкция предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях)

Важно отразить в документе:

  • профессиональные качества человека;
  • отношение его к работе;
  • отношение коллектива к самому человеку;
  • наличие благодарностей и иных поощрений;
  • отношение к проступку.

Обязательно указать, впервые допущен этот проступок или нет.

Образец характеристики на медработника с места работы

  • 2020-11-24 18:19:48 В характеристике Образец характеристики медработника маленько отрицательная характеристика))))))))))))
  • 2021-02-01 21:16:35 Фрезеровщик, а не фризеровщик.
  • 2020-12-08 10:45:04 Какая есть… что поделать))

Недостатки профессии врача

Как уже говорилось выше, работа врача очень трудная, а потому имеет существенные недостатки:

  • ненормированный рабочий график — помощь врача может понадобиться при любой погоде и в любое время суток;
  • огромный груз моральной ответственности — врач, как и сапер, не имеет права на ошибку, поскольку именно от его решения зависит жизнь людей;
  • невысокая заработная плата — особенно это касается государственных медицинских учреждений;
  • высокий уровень риска «подхватить» инфекцию — врачам приходится практически ежедневно лично сталкиваться с носителями самых разных заболеваний (в том числе, неизлечимых и смертельных), а также часто работать в местах скопления массовой инфекции.

# Сопроводительное письмо для доктора

Мнение эксперта

Николай Бороздин

Директор кадрового агентства

Если резюме – официальный документ, то сопроводительное письмо – относительно вольная форма.

Кратко расскажите о себе и личной жизни. Выразите мнение о месте работы, на которое стремитесь устроиться и поблагодарите работодателя за время уделённое на рассмотрение резюме. Можно намекнуть на желаемый трудовой график.

Здравствуйте (напишите имя работодателя если известно

)! Меня зовут (
впишите свое Имя и Фамилию
).

_________

Я практикующий врач хирург с 9 летним стажем, имею большое желание работать в вашей клинике (адрес и название клиники). Хорошо разбираюсь в анатомии человека, умею быстро реагировать в экстренных ситуациях, неоднократно оперировал (лечил) пациентов с серьезными диагнозами.

Так же, постоянно повышаю квалификацию на курсах, посещаю медицинские семинары, увлекаюсь психологией и тяжелой атлетикой.

Прилагаю резюме к письму (либо ссылку на скачивание). Спасибо за уделенное время!

_________

Пожалуйста, свяжитесь со мной по контактам:

Имя Фамилия Телефон Email Ссылка на профиль в соц.сетях (по желанию)

Влияет ли сопроводительное письмо на трудоустройство?

ВлияетНет

Где можно получить профессию врача?

МУИР приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки на врача. Программа обучения составлена на основании соответствующих образовательных и профессиональных стандартов

МАДПО приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки на врача. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.

МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки для врачей. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.

.

Получить профессию врача можно только в специализированных медицинских ВУЗах, при этом потратить на обучение придется намного больше усилий и времени, чем принято в других высших учебных заведениях. Обучение в медицинском ВУЗе занимает 6 лет. Но даже получив диплом об окончании института, молодой специалист еще не имеет права практики.

Чтобы получить такое право, ему необходимо получить медицинскую специализацию и пройти ординатуру или интернатуру (а это еще около 2 лет). Ведущими медицинскими ВУЗами России сегодня являются:

  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова (РНИМУ им. Н.И.Пирогова)
  • Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (МГМУ им. Сеченова)
  • Сибирский государственный медицинский университет (СибГМУ)
  • Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова (СПбГМУ им. И.П. Павлова)
  • Рязанский государственный университет им. Павлова (РязГМУ им. И.П. Павлова)

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Москва

[31.05.01] Лечебное дело

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная400 000,00 ₽

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Казань

[31.05.01] Лечебное дело

ТипФормаСтоимость
Бакалавриат315 000,00 ₽
Бакалавриат169 800,00 ₽

Российский университет дружбы народов

Москва

[31.05.01] Лечебное дело

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная310 000,00 ₽

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова Минздрава РФ

Москва

[31.05.01] Лечебное дело

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная290 000,00 ₽

Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет им. Павлова

Санкт-Петербург

[31.05.01] Лечебное дело

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная245 000,00 ₽
БакалавриатОчная245 000,00 ₽
БакалавриатОчная245 000,00 ₽
БакалавриатОчная245 000,00 ₽

[31.05.02] Педиатрия

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная230 000,00 ₽
БакалавриатОчная230 000,00 ₽

Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова

Санкт-Петербург

[31.05.01] Лечебное дело

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная240 000,00 ₽

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Якутск

[31.05.01] Лечебное дело

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная233 000,00 ₽

[31.05.02] Педиатрия

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная233 000,00 ₽

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Санкт-Петербург

[31.05.01] Лечебное дело

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная200 000,00 ₽

[31.05.02] Педиатрия

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная190 000,00 ₽

Дальневосточный федеральный университет

Владивосток

[31.05.01] Лечебное дело

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная195 000,00 ₽

Казанский государственный медицинский университет Минздрава РФ

Казань

[31.05.01] Лечебное дело

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная175 000,00 ₽

«Не жду вау-эффекта»

Как проходить психологические тесты

– Почему вы зашли на hh.ru в апреле, что стало точкой отчета?

– Наш отдел не так давно работает в здравоохранении, ему недавно только исполнился год. Наш основной функционал – это оценка и подбор в кадровый управленческий резерв. Занимаемся подбором руководителей в медицинские организации, их обучением и развитием.

Но я вижу, что есть нехватка врачей в наших медорганизациях. И не могу пройти мимо, когда понимаю, что не все ресурсы и возможности используются.

Я не жду от размещения на hh.ru или «Работе в России» вау-эффекта и того, что мы закроем все вакансии, потому что есть вещи, которые на это влияют. Во-первых, мы работаем пока только с размещением и просмотром откликов на сайтах. Если искать, например, хирурга прямым поиском, мониторить кандидатов по всему СФО, изучать зарплаты, то это уже платная услуга, и пока не все медицинские организации используют эту функцию.

Но даже если придут всего несколько врачей в год в медицинскую организацию, это уже будет хорошо. Те больницы, которые вышли на работные сайты и разместили вакансию у себя на страницах, уже работают с откликами даже из других регионов.

29 марта, 6:04

«Как черти проклятые»: как кардиолог проработал год в главном ковидном госпитале

Врач барнаульского госпиталя в РТП Константин Гатальский рассказал о спорах с пациентами, парадоксах течения коронавируса и доплатах медикам

Я считаю, что надо использовать разные возможности размещения вакансий, и пусть отклик будет небольшой, но он будет!

Если брать работные сайты, то у нас много откликов из Сибири в том числе. Из Иркутска, Красноярска, Омска. Много откликов из Центральной части России, в том числе из Москвы, есть кандидаты из Краснодара.

Этика и деонтология в отношениях участников лечебного процесса

Отношения «медсестра — пациент»

Этические и деонтологические принципы в медицине предполагают выстраивание отношений с пациентом по следующим правилам:

  • В общении с больным медработник должен быть приветливым и выдержанным. Не допускается панибратство и фамильярность, нежелательна и излишняя официальность
  • Медицинская сестра обращается к пациенту по имени и отчеству, на «Вы»
  • Перед процедурой, особенно если она болезненная и технически сложная, пациенту необходимо разъяснить ее суть, успокоить пациента, снять его излишнее напряжение
  • В присутствии пациента нельзя обсуждать других больных, их диагнозы, планы лечения, также не стоит обсуждать своих коллег
  • Запрещается в присутствии пациента подвергать сомнению его диагноз и правильность лечения

Отношения «медсестра — родственники пациента»

Этический кодекс медсестер затрагивает и вопрос общения с родными пациента. С ними также необходимо выстроить взаимодействие по следующим правилам:

  • Родственникам, которые ухаживают за пациентом, необходимо показывать правильность выполнения различных процедур
  • Следует проявлять тактичность, спокойствие и сдержанность
  • Разговор с родственниками пациентами должен строиться в пределах компетенции медсестры. Вопросы прогноза болезни, лечения и тому подобные обсуждать с родными может только врач
  • На вопросы родственников пациента следует отвечать неторопливо и спокойно

Отношения «медсестра — врач»

Этика и деонтология медицинской сестры содержит в себе также правила профессионального общения. Это общение с врачом, другими медицинскими сёстрами и санитарками. Как строить отношения с врачами:

  • Недопустимо проявление неуважения и грубости
  • Все назначения врача должны выполняться профессионально, четко и своевременно
  • Следует немедленно сообщать врачу обо всех внештатных ситуациях с пациентом (внезапное изменение состояния, поведения)

Отношения «медсестра — медсестра»

В профессиональной деятельности отношения медсестер друг с другом должны строиться со следующими особенностями:

  • следует проявлять уважение и вежливость
  • замечания по работе должны доводиться до сведения коллеги без пациентов
  • более опытные медсестры должны передавать свой опыт более молодым коллегам
  • в затруднительных ситуациях медсестры должны стремиться помогать друг другу

Отношения «медсестра — младший медперсонал»

  • Ненавязчивый и тактичный контроль работы санитаров и младших медицинских сестёр
  • Не допускается высокомерное и фамильярное отношение
  • Работа по принципу взаимоуважения
  • Запрещается делать замечания друг другу в присутствии других коллег и посетителей

Идейность

Есть ли что-то дороже человеческой жизни? Сколько нужно заплатить, чтобы купить жизнь? Осознание того, что жизнь каждого человека — это прекрасное сокровище, позволяет увидеть, как именно к этому чуду относиться. Наверное, именно поэтому на многих форумах о том, какими качествами должен обладать врач, так часто говорят про идейность.

Стать врачом — не должно быть решением родителей. Это ни в коем случае не семейный бизнес, не привычка и, тем более, не возможность заработать большие деньги. Стать хорошим врачом — это призвание. Меркантильный и мелочный человек никогда не сможет проявить ту самоотверженность, которая необходима для достижения поставленных целей.

Ответственность медицинской организации за несоблюдение профессионального стандарта

Минтруд России указывает на то, что если работодатель не соблюдает требования профессиональных стандартов в той части, в которой их применение является обязательным, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, в ряде случаев несоблюдение профессионального стандарта может повлечь юридическую ответственность для работодателя.

Стремление к знаниям

Действительно, хороший сотрудник фирмы не только решает ее насущные проблемы и четко выполнят свои должностные обязанности. Кроме этого, он всегда стремится узнать что-то новое, просто потому что в нынешнюю эпоху постонных инноваций необходимо всегда быть в курсе основых тенденций развития своей отрасли, если не хотите остаться не у дел. Обучаться можно и дома, и на специальных курсах, где угодно, лишь было желание. Ваш работодатель, несомненно, оценит, если вы не будете ждать, пока он вас заставит пойти на очередные курсы повышения квалификации, а сами проявите инициативу в этом вопросе. Помните, что технологии все время развиваются, а вы должны развиваться вместе с ними, и, желательно, раньше всех остальных. Это станет вашим явным конкурентным преимуществом в борьбе за повышение и благосклонность работодателя.

Спокойствие

Все описанные качества врача станут ничем в руках у неуравновешенного человека. Работа в медицинской сфере всегда очень напряженная

Именно поэтому врачу важно при любых обстоятельствах сохранять не только внешнее спокойствие. Ему нужно следить за тем, чтобы спокойствие было изнутри

Настрой врача очень часто передается больному. Если пациент будет видеть, что доктор взвинчен и не может сдерживать своих эмоций, велика вероятность того, что лечение будет длиться гораздо дольше и менее результативно.

Плюс спокойствие нужно для того, чтобы оставаться хорошим врачом даже для невоспитанных людей. К сожалению, в силу разных обстоятельств, даже когда все качества врача идеальны, есть люди, которые не умеют себя вести. Именно с ними доктор должен быть мягким и тактичным, а без внутреннего спокойствия это невозможно.

Квалификационные требования и квалификационные характеристики должностей

Как мы разобрали выше в разделе «Должности» квалификационных требований приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист.

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н.

Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.

Приказ 541н является разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Согласно п.2 Приказа 541н наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравом России, то есть в соответствии с приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. При этом по общему правилу наименование должности соответствует наименованию медицинской специальности.

В соответствии с п.4 Приказа 541н квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». При этом в разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с законом об образовании и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, на наш взгляд, Приказ 541н не устанавливает самостоятельных требований к квалификации, а приводит их для каждой должности медицинского работника в соответствии с иными нормативными правовыми актами. То есть требования к квалификации в Приказе 541н должны соответствовать Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, утвержденным приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. В случае правовой коллизии между Приказом 541н и Приказом 707н в части требований к квалификации применению, на наш взгляд, подлежит Приказ 707н.

В тоже время п.6 Приказа 541н устанавливает имеющий важное практическое значение правовой механизм занятия должностей медицинских работников в случае неполного соответствия квалификационным требованиям. Так, лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы

Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.

Стоит отметить, что согласно статье 57 Трудового кодекса РФ существует два вида документов, содержащих квалификационные требования к должностям, профессиям, специальностям, которыми руководствуется работодатель – квалификационные справочники и профессиональные стандарты. Анализ ст.57, 143, 144 Трудового кодекса РФ позволяет говорить о том, что в настоящее время применяются как квалификационные справочники, так и профессиональные стандарты. Однако, несмотря на возможность по-прежнему применять квалификационные справочники, законодатель создает правовую возможность перехода в перспективе именно на профессиональные стандарты, утверждая для этих целей инструменты, позволяющие соотносить положения справочников со стандартами.

Исходя из этого, применение Приказа 541н как квалификационного справочника постепенно сойдет на нет по мере утверждения и внедрения в медицинских организациях профессиональных стандартов. В тоже время, как указывалось выше, квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием установлены именно приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Проблемы в медицинском образовании и риски, связанные с изменениями в медицинском образовании

1. Несовершенство системы подготовки и повышения квалификации врачей в РФ приводит к снижению качества медицинской помощи пациентам.

2. Профессиональные стандарты, в соответствии с которыми должны быть сформированы все остальные нормативные документы, регулирующие кадровую политику и медицинское образование, пока практически не разработаны. Эту работу необходимо ускорить и проводить совместно с работодателями и профессиональными НКО.

3. Отмена обязательного обучения в интернатуре и ординатуре для врачей первичного звена может привести к существенному снижению качества медицинской помощи в первичном звене. В этой связи необходимо принять меры по усиленной практической подготовке студентов старших курсов в медицинских вузах, а работодателям предусмотреть меры, направленные на повышение квалификации молодых врачей и внедрить институт наставничества.

4. Внедрение системы НМО может быть затруднено в связи с отсутствием выделенного времени у медицинских работников для повышения квалификации, с дефицитом средств у работодателей (нет защищенной статьи расходов), а также с недостатком мотивационных механизмов у работодателей для обучения врачей.

Для нивелирования возможных рисков и решения возникающих проблем необходимо учесть приведенные ниже рекомендации, которые были обсуждены на VI международной конференции «РОСМЕДОБР–2015. Инновационные обучающие технологии в медицине» с участием представителей большинства всех профессиональных медицинских обществ и вузов.

Медицинские интернет-конференции

Личностные качества современного врача

Мелкумян Э.Х.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

При подготовке медицинских кадров всегда большое внимание уделялось формированию не только профессиональных знаний и умений, но и его морально-нравственному развитию. В настоящее время личность врача рассматривается как центральный компонент системы врачебной деятельности, обеспечивающий ее направленность и успешность функционирования в решении гуманистической цели врачебного труда

Ключевым требованием к медицинскому работнику считается развитие у него гуманного отношения к больному и высокий уровень ответственности за свои действия. Выделяют комплекс личностных качеств, необходимых для полноценной работы врача: морально-этических: честность, порядочность, ответственность, интеллигентность, человечность, доброта, надежность, принципиальность, бескорыстие, умение держать слово; коммуникативных: личная привлекательность, вежливость, уважение к окружающим, готовность помочь, авторитет, тактичность, внимательность, наблюдательность, коммуникабельность, доступность контактов, доверие к окружающим; волевых: уверенность в себе, выдержка, склонность к риску, смелость, независимость, сдержанность, уравновешенность, решительность, инициативность, самостоятельность, целеустремленность; организационных: требовательность к себе и окружающим, склонность брать на себя ответственность, умение принимать решения, умение правильно оценить себя и пациента, умение планировать свою работу.

Эти положения подтверждают результаты социологического опроса студентов 1 курса СГМУ (N=50), целью которого являлось выявление отношения будущих врачей к необходимому набору личностных качеств специалистов-медиков. 16% респондентов считают, что наиболее важным для врача является комплекс волевых качеств, 20% — коммуникативный комплекс, а 64% — комплекс морально-этических качеств.

Таким образом, очевидно, что врач, как субъект медицинской деятельности, должен быть всесторонне развит, гуманен и мотивирован на помощь всем нуждающимся. Несомненно, врач должен не только обладать знаниями, навыками, аналитическим мышлением, но и высокой духовностью, благожелательностью по отношению к коллегам и пациентам, нести положительный эмоциональный заряд.

Литература

  1. Ермолаева Е.В.. Павлова Л.А Медицинская профессия: требования современного общества // Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития. М., 2013. С. 369-375.
  2. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Курс лекций. – М.: Феникс, 2005.

Зачем нужна

Развернутый отзыв о работнике необходим:

  • при объявлении взысканий;
  • для награждения или объявления благодарности;
  • для перевода на вышестоящую должность;
  • при решении вопроса о присвоении квалификационной категории.

Содержание этих документов будет незначительно отличаться, в зависимости от целей подготовки и причины для отзыва.

Кроме того, официальное заключение о трудовой и общественной деятельности сотрудника могут затребовать:

  • новый работодатель для трудоустройства (если человек сам не против);
  • правоохранительные и судебные органы для получения представления о личности человека;
  • органы опеки, в случае усыновления.

Попросить предоставить оценку личных и деловых качеств работника могут и другие организации, например банки, консульства, военкомат и т. д. Рассмотрим, как написать образец характеристики на медработника.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: tpkrostent@cp9.ru