Многих выпускников привлекает профессиональный мир кино и театра. Актёрская игра, создание фильмов или постановка спектаклей интересуют амбициозных и творческих личностей. Но перед тем, как готовиться к поступлению в профильные вузы, стоит узнать, какие профессии есть в кино и театре. Мы приведём перечень самых популярных специальностей, расскажем о плюсах и минусах некоторых из них.
Больше советов по поступлению и выбору специализации абитуриенты найдут в нашем справочном телеграм-канале. Ещё один посвящён скидкам и выгодным предложениям.
РУКОВОДЯЩИЙ СОСТАВ
Продюсер
Продюсер — художественный и финансовый руководитель проекта. Формирует проект, выбирая сценарий и режиссера, и осуществляет производство и контроль.
Примечание. Различные подтипы продюсеров — «линейный продюсер», «исполнительный продюсер», «креативный продюсер» и т. п. — как правило, не являются продюсерами в общепринятом смысле этого слова, и представляют собой административных работников, которым продюсер делегирует какие-либо свои полномочия. Под креативным продюсером нередко понимают редактора, а линейный и исполнительный продюсеры в России занимают промежуточную позицию между собственно продюсером (генеральным продюсером) и директором картины. Термин «исполнительный продюсер» в России появился как неверный по смыслу перевод термина «executive producer», который в США, на самом деле, означает «генеральный продюсер».
Продюсер (англ. producer, от produce — производить) в кинематографе — это доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Он также принимает активное участие в подборе актёров, технического персонала. Продюсерами бывают также режиссёры, актёры, сценаристы.
Система продюсеров зародилась в конце 1910-х годов в Голливуде и стала естественным шагом к введению персональной ответственности за комплекс творческих, организационных и финансовых вопросов, без решения которых невозможны производство и прокат игрового кинофильма. Облик довоенного американского кино продюсеры определяли в гораздо большей степени, чем режиссёры. Хрестоматийным примером продюсера в классическом Голливуде был Ирвинг Тальберг; сразу после его смерти Американская киноакадемия учредила награду его имени, которая вручается лучшим кинопродюсерам.
Неизбежной издержкой деятельности продюсеров стали их претензии на диктат в творческих и кадровых вопросах (хрестоматийный пример — деятельность Д. Селзника на проекте «Унесённые ветром», где в процессе создания одного фильма сменилось четыре режиссёра). Вместе с тем, известно немало случаев, когда продюсер не просто способствует реализации режиссерского замысла, но и выводит в жизнь целую плеяду молодых талантливых режиссёров. К числу продюсеров-режиссёров относятся Р. Корман и С. Спилберг.
Различают продюсеров
- Театрального продюсера
- Музыкального продюсера («music producer»)
- Продюсер игры (в индустрии компьютерных игр)
Продюсера фильма или телевизионного продюсера, которые могут подразделяться на:
Продюсер — создает условия для создания фильма. Инициирует, координирует и управляет вопросами увеличения бюджета, найма ключевого персонала и соглашений с дистрибьюторами. Продюсер участвует во всех стадиях создания фильма, от начала разработки до начала проката. Исполнительный продюсер — в крупных проектах это обычно представитель или один из руководителей студии, хотя звание могут присвоить и просто крупному инвестору. Наблюдает за финансовыми, административными и творческими аспектами производства, но не участвует в технических. В небольших компаниях или независимых проектах исполнительным продюсером может называться создатель/сценарист.
Сопродюсер — продюсер, который отчитывается перед исполнительным продюсером и предоставляет деньги для финансирования фильма. Больше вовлечен в ежедневное производство, чем просто продюсер.
Ассоциированный продюсер — обычно исполняет роль представителя продюсера, который может отвечать за часть его финансовых, творческих или административных функций. Звание зачастую присваивается опытному в делах кинопроизводства человеку, который выступает как консультант, или тому, кто внес крупный финансовый или творческий вклад в проект.
Ассистирующий продюсер — обычно работает под управлением ассоциированного продюсера.
Линейный продюсер — следит за бюджетом фильма и ежедневным производством.
Административный продюсер — докладывает Совету директоров и нанимает внештатных работников для различных стадий производства.
Веб-продюсер или Продюсер веб-сайта — создаёт условия и реализует идею создания веб-приложения или веб-сайта.
Режиссёр
Режиссёр-постановщик — ключевой творческий руководитель, автор проекта, главное лицо на съёмочной площадке. Руководит работой актеров и всех остальных участников съемочной группы (оператора, звукорежиссера, художника-постановщика и др.).
Кинорежиссёр — одна из основных профессий в искусстве кино, руководящий участник процесса создания фильма, отвечающий за художественную и сценическую составляющие картины. Существует три направления кинорежиссуры: игровое, документальное и анимационное кино. Первое пошло от режиссера Жорж Мельес. Документалисты берут свое начало с братьев Люмьер. До появления звукового кинематографа основной задачей режиссера была постановка гэгов и пантомим. Известные кинорежиссеры того времени: Чарли Чаплин, Бастер Китон, а в СССР — Сергей Эйзенштейн. С появлением звукового кино у режиссера добавилась работа по постановке диалоговых сцен, музыкального оформления, которое он делал при участии композитора.
В типичном случае в обязанности режиссёра входит:
- определение общего художественного стиля фильма;
- реализация сценария;
- руководство актёрами, как с точки зрения мизансцены, так и с точки зрения манеры игры и других выразительных средств;
- руководство работой оператора;
- руководство монтажом фильма
Актёр
Актёров узнают на улицах, они мелькают в рекламе и откровенничают на интервью, эффектно появляются на фестивалях и модных вечеринках. Но на самом деле актёрская работа — это кастинги и долгое ожидание роли, миллионы репетиций и прогонов, бесконечные пересъёмы одной и той же сцены, долгие рабочие смены и порой непростые условия съёмок.
Актёру нужны харизма, эмоциональная пластичность и психологическая устойчивость. А чтобы быстро перевоплощаться в персонажа, пригодятся хорошая память, чистая речь и навыки сценического движения. Стоит также подготовиться к длительному ожиданию роли мечты: режиссёры куда чаще ищут не главных героев, а массовку, и первое появление в кадре может продлиться всего несколько секунд.
Где научиться
- Программа «Актёрские практики и современные коммуникации», HSE Art and Design School. Занятия проходят очно и онлайн. Программа длится 6 месяцев и стоит 120 тысяч рублей. По словам организаторов, цель обучения — дать конкретные инструменты, которые можно будет применить в реальной жизни.
- «Актёрская лаборатория», «Гоголь-центр». Занятия длятся 3 месяца, стоимость ― 59 тысяч рублей. Будущие актёры учатся управлять своим телом и эмоциями.
- Курс «Основы актёрского мастерства», студия «Постскриптум». Стоимость занятий в группе ― 9 500 рублей в месяц. В основе курса лежат программы театральных вузов на основе системы Станиславского.
- Курс актёрского мастерства Константина Райкина, платформа «Уроки Легенд». 12 уроков в формате видеолекций стоят около 15 тысяч рублей. На занятиях рассказывают, как создавать образы героев, работать с партнёрами по площадке и режиссёром.
- 30-дневный онлайн-курс актёрского мастерства для начинающих, школа «Лёгкие люди». Марафон стоит 990 рублей, пакет с обратной связью от ментора ― 4900. Марафон проходит в Telegram и VK. Каждое утро ученики получают задание, выполнение которого займёт 15 минут: так можно познакомиться с профессией постепенно.
- Бесплатные уроки в базах 4brain и Sol‑x. Можно узнать о системе Станиславского, способах управлять эмоциями и приёмах сценической речи.
Что почитать о профессии
1. «Полный курс актёрского мастерства», Константин Станиславский, Сергей Гиппиус
2. «Тренинг Forever», Юрий Альшиц
3. «О технике актёра», Михаил Чехов
4. «Мастерство актёра: Техника Чаббак», Иван Чаббак
РЕЖИССЁРСКАЯ ГРУППА
Режиссёрская труппа, как правило, возглавляется режиссёром постановщиком. Второй режиссёр в российском кинопроизводстве выполняет функции аналогичные First Assistant Director в западном. Обрабатывает сценарий после режиссёра-постановщика. Занимается тем, что корректирует (проверяет) правильность (отсутствие ошибок в сценарии).
Как правило, на производстве кинокартины задействованы два вторых режиссёра, собственно второй режиссёр и второй режиссёр по планированию.
В функциональные обязанности второго режиссёра входит:
В подготовительный период:
— создание режиссёрского сценария (совместно с режиссёром-постановщиком); хронометрирование сценария; — сбор и систематизация информации от департаментов съемочной группы (художники по костюмам, художника по гриму, ассистента по актерам, ассистенты по реквизиту, локейшен-менеджера и других); — планирование съемочного процесса (Календарно-постановочный План) и приведение плана в соответствие с графиками занятости актеров, задействованных в картине; — выбор подходящих под описание в сценарии объектов из списка предложенного Локейшн (location) менеджером или «Скаутом», и дальнейший осмотр выбранных объектов (совместно с — режиссером-постановщиком, оператором-постановщиком и художником); — разработка режиссерской экспликации (совместно с режиссером-постановщиком); — в отдельных случаях, второй режиссер может курировать работу художника-раскадровщика.
В производственный период:
- подготовка и рассылка Вызывных листов перед каждым съемочным днем;
- наблюдение и руководство по размещению объектов и группы на съемочной площадке;
- контроль за своевременным прибытием членов съемочной группы (в соответствии с временем проставленным в Вызывном листе);
- контроль за соблюдением съемочного графика составленного ранее для текущей смены;
- руководство действиями актеров второго плана и массовки;
- ведение отчетности по результатам съемочного дня — количество снятых сцен, количество дублей на каждую сцену (совместно с ассистентом режиссёра или «хлопушкой»), количество использованных метров пленки.
В современном кинопроизводстве существует следующее разделение — второй режиссер по планированию (1 ad) и второй режиссер на площадке (2 ad)
Еще одним помощником для второго режиссёра на площадке является помреж, или «Хлопушка» (Slate). Помреж (ассистент режиссёра) — это член съемочной группы, который проставляет номера сцен и дублей на нумератор-хлопушку, ведет хронометраж отснятого материала по секундомеру (контролируя точность хронометража с помощью видеоинженера или плэйбек оператора) и хлопает в кадре, перед объективом запущенной кинокамеры в начале (реже в конце) дубля.
Режиссёр по работе с актёрами — участвует в выборе актёров для кастинга. Знает все про актёров, обладает знанием про то, кто, с кем, как и когда может работать (на уровне подбора актёров). Он также предлагает актёров на роли. Решает вопросы взаимодействия режиссёра с актёрами.
Помощник режиссёра — человек, который лично передаёт указания режиссёра-постановщика той или иной группе лиц. Ведёт учёт отобранных дублей. Пишет рабочую версию того, что пишет камера.
Консультант — специалист в той или иной научной дисциплине, который консультирует режиссёра-постановщика и актёров по тематике сюжета фильма, историческим событиям, военной тактике и пр.
Обязанности видеомонтажера
Работа над видеоматериалом проходит в несколько этапов. Сначала нужно снять эпизоды, этим занимается оператор. После этого полученный материал обрабатывает видеомонтажер, именно он выбирает наиболее удачные кадры, накладывает музыку, титры, переходы, эффекты.
Качество полученного ролика во многом зависит от этого специалиста и того, насколько качественно он подберет видео с разными ракурсами и обстановками, приведет материал к единому стилю. По завершении работы видео готово к выпуску в широкие массы и оценке зрителями.
Профессия видеомонтажер обладает рядом популярных названий: видеоредактор, монтажер, режиссер или инженер монтажа. В профессиональном кинематографе монтажом видео может заниматься режиссер-постановщик.
Для успешной профессиональной деятельности в этой сфере нужно владеть большим багажом знаний. Сюда входят и специальные программы, приемы видеомонтажной работы, а главное то, чему научиться практически невозможно – творческий взгляд на вещи.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГРУППА
Директор фильма — решает организационные вопросы во время съемочного периода: локейшн-менеджмент (подготовка мест для съемок), договоры с владельцами государственных и частных учреждений и т. п.
Заместитель директора — выполняет распоряжения директора, замещает его, когда это необходимо.
Администратор по площадке — обеспечение съёмки на съемочной площадке. «Тишина на площадке» и любые организационные вопросы. Руководит рабочими (переноска, установка, действие работы).
Какая техника и программы нужны для работы
Если вы решили заняться видеомонтажом, то в первую очередь потребуется достаточно мощный современный компьютер. Программы для обработки видео “кушают” много оперативной памяти. Старенький ноутбук будет тормозить и не позволит вам полноценно работать.
Чтобы стать хорошим специалистом, надо осваивать профессиональный софт для обработки видеороликов. Самые популярные и многофункциональные продукты на сегодняшний день:
- Adobe Premiere Pro,
- Sony Vegas Pro,
- Adobe After Effects,
- Edius Pro,
- Pinnacle Studio.
Также понадобится знание Adobe Photoshop. На профессиональных курсах в основном обучают использовать Adobe Premiere Pro. Это наиболее удачное решение, которое позволяет выполнять все необходимые действия с видео. Научиться работе с этой программой можно самостоятельно, на курсах или при помощи книг и самоучителей.
АКТЕРСКИЙ ЦЕХ
Актёрский цех — подчиняются режиссёру-постановщику, второму режиссёру, ассистенту режиссёра-постановщика.
Актёр и актриса — выразительное средство режиссёра. Различают актёров и актрис: первого (главная или ведущая роль) и второго плана и участников эпизодических ролей.
Дублёр и/или Дублёрша — те, кто подменяет собой актёра и/или актрису при выполнении тех или иных сцен. Например, эротические сцены, трюки и прочее. Иногда может быть задействован при озвучании фильма.
Массовка — участники массовых и/или сцен на улицах и в других общественных местах. Массовкой руководит обычно бригадир массовки.
Киновед-редактор
- Организатор: ВГИК
- Стоимость: 217 000 рублей
- Продолжительность: 1 год
Программа рассчитана на тех, кто хочет стать киноредактором или кинокритиком. Курс включает в себя такие дисциплины, как «Проблемы теории и истории кино», «Кинокритика» и «Редактирование». Студенты могут также прослушать цикл курсов по основам кинематографических профессий («Кинодраматургия», «Основы кинорежиссуры», «Монтаж», «Звукорежиссура», «Операторское мастерство», «Мастерство художника фильма», «Организация кинопроизводства», «Авторское право»).
ОПЕРАТОРСКАЯ ГРУППА
Операторская группа (вся целиком) подчиняются оператору-постановщику.
Оператор-постановщик он же главный (или ведущий) оператор — отвечает за изобразительное решение фильма (как художественно-качественное, так и технически-качественное). Подчиняется режиссёру. Руководит операторской группой. Разрабатывает художественное, а также цветовое, световое решение фильма. Совместно со вторым режиссёром и фотографом подыскивает подходящую съёмочную площадку (квартира, офис, бар и т п) и/или подходящий ландшафт для съёмок на открытой местности. Составляет список техники, которая ему понадобиться совместно со 2-м оператором. Впоследствии волю оператора до операторской группы доносит второй оператор.
Оператор-постановщик в художественной кинематографии — один из основных создателей фильма, непосредственно работающий над его изобразительным решением, осуществляющий его съёмку. Совместно с режиссёром-постановщиком оператор-постановщик определяет идейно-художественную направленность фильма, его изобразительную трактовку. Основное в творчестве оператора-постановщика — отбор и воплощение на экране наиболее выразительных композиционных, светотональных и колористических решений, точек зрения, ракурсов, оптической трактовки и освещения, способствующих максимально полной, глубокой передаче темы и идеи фильма. При подготовке к съёмке и в работе над фильмом оператор-постановщик совместно с режиссёром-постановщиком и художником на основе литературного сценария и творческого замысла будущего фильма разрабатывает постановочный сценарий, изобразительную трактовку сцен и эпизодов фильма, портретные характеристики основных персонажей, принципы освещения, выбирает места натурных съёмок, утверждает эскизы декораций, костюмов. В процессе работы над фильмом оператор-постановщик руководит работой оператора, ассистента оператора, и всей операторской группой.
Ближайшим помощником и исполнителем творческих и технических заданий оператора-постановщика является оператор. Он также руководит работой ассистента оператора и другого технического персонала. По поручению оператора-постановщика оператор самостоятельно проводит съёмки в павильоне и на натуре. Оператор несёт ответственность за техническое качество изображения, комплектует необходимую съёмочную технику, проводит испытания аппаратуры, плёнки, фильтров и другого операторского оборудования, наблюдает за качеством лабораторной обработки негативного и позитивного материала.
В хроникально-документальном кино оператор-постановщик выступает в роли киножурналиста, не только производящего съёмку и определяющего изобразительное решение будущего фильма, но и отбирающего соответственно теме и идейно-художественному замыслу фильма наиболее существенные, типичные и выразительные для съёмки явления и факты действительности. Особой подготовки в области специальных видов съёмки требует работа оператора-постановщика научно-популярного и учебного кино, использующих киносъёмку как метод научной документации и исследования. В работе над хроникально-документальными и научно-популярными фильмами оператор-постановщик часто выполняет функции автора-оператора.
Второй оператор — сидит непосредственно за камерой, управляет её движением в рамках установленной режиссёром и оператором-постановщиком композиции, следит за качественными параметрами.
Ассистент оператора — выполняет функции «фокусника», отвечает за чёткость изображения на необходимых по замыслу объектах. Измеряя заранее фокусное расстояние и переводя «фокус» в процессе съёмки. Устраняет внезапно возникшие помехи в кадре.
Бригадир светотехников с бригадой — человек, отвечающий за свет (в случае необходимости вызывается машина «лихтваген» с осветительными приборами и генераторами для съёмки).
Механик камеры или видео-инженер (если видео или телевидение) — Обеспечивает техническое обслуживание камеры и её установку. Перезаряжает плёнку, кассеты, меняет оптику и т. д.
Дольщик — (dolly — операторская тележка) человек, который отвечает за тележку. Ставит рельсы, везёт тележку с оператором.
Кранмейстер — человек, отвечающий за работу операторского крана. Он его монтирует, помогает устанавливать камеру и панорамирует с крана.
И ряд других.
Сценарист
Фильмы, в основе которых лежит захватывающая история, особенно цепляют. Именно за её создание отвечает сценарист: пишет с нуля или адаптирует существующее произведение. Нужно не только придумать сюжет, но и в деталях прописать характеры героев и диалоги между ними. Для этого сценаристу нужно знать законы повествования, понимать психологию людей и быть усидчивым человеком, чтобы довести работу до конца.
Где научиться
- Программа «Сценарист кино и телевидения», Академия коммуникаций Wordshop. Можно выбрать смешанный или онлайн-формат обучения. Программа длится год, стоимость ― 320 тысяч рублей. Студентов научат писать сценарии и адаптировать для экранизации литературные произведения.
- Курс «Сценарное мастерство. Драматургия короткого и полного метра», НИУ ВШЭ. Очное обучение в Москве. Курс длится 9 месяцев, стоимость ― 330 тысяч рублей. В итоге туденты сформируют профессиональное портфолио: напишут сценарии для двух короткометражек, сценарий в формате скрин-реалити и сформируют полный комплект документов по полнометражному фильму (заявка, синопсис, тритмент, первый драфт сценария).
- Курс «Сценарное мастерство», онлайн-школа «Нетология». Онлайн-обучение через вебинары, квизы и воркшопы. Четырёхмесячный курс стоит 80 тысяч рублей, годовой ― 200 тысяч рублей. По итогу студенты напишут сценарий пилотной серии и получат рецензию эксперта, а также смогут запитчить работу профессионалам индустрии.
- Бесплатные видеоуроки Высшей школы режиссёров и сценаристов. На сайте можно следить за объявлениями о мастер-классах.
- Мастер-классы и лекции на Youtube-каналах Московской и Санкт-Петербургской школы нового кино. Например, можно узнать о значении деталей в драматургии фильма.
- Подкаст «Поэпизодный клан». Здесь тонкости профессии раскрывают три сценариста — Роман Кантор, Николай Куликов и Константин Майер.
Что почитать о профессии
1. «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства», Блейк Снайдер
2. «Кино между адом и раем», Александр Митта
3. «История на миллион долларов», Роберт Макки
4. «Голливудский стандарт», Майкл Хейг
5. «Киносценарий: основы написания», Сид Филд
ГРИМЕРНЫЙ ЦЕХ
Художник-гримёр (подчиняется режиссёру, второму режиссёру). Делает выписку кого, как и когда гримировать. Следит за соответствием этого процесса. Кому какой парик и т. п. Изготовление накладных париков, усов и т. п. под соответствующий образ. Решает все вопросы, связанные с цветом глаз, старением, типом кожи, ранениями.
Ассистент художника-гримёра — занимается поправлением грима, выполняет все работы связанные с поддержанием внешнего вида. На нём — вся рутина художника-гримёра.
Гримёр — изготовление накладных париков, усов и т. п. под соответствующий образ. Гримирует: старением, типом кожи, ранениями.
Видеомонтаж сегодня
Рассмотрев основные аспекты профессии видеомонтажера, мы выяснили, чем он занимается, где обучают специалистов и как начать зарабатывать. Если вы владеете творческим мышлением, тонко чувствуете отснятый материал и всегда с удовольствием трудитесь над ним, то эта работа точно для вас и вам гарантированы высокие результаты деятельности.
Постоянно развивайтесь, не стойте на месте, осваивайте новые программы и совершенствуйте свои навыки, только прогрессивные, креативные, квалифицированные специалисты сегодня актуальны на рынке труда. Выведите свой доход на новый уровень в максимально комфортных условиях.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦЕХ
Композитор — Пишет музыкальные темы и музыкальное сопровождение для фильма.
Музыкальный редактор — Знает, как можно, с помощью музыки, музыкальных звуковых эффектов, создать определенную атмосферу и настроение сюжета фильма, создаёт единство музыки и изображения.
В музыкальных фильмах, фильмах-мюзиклах (таких как, например, Пиковая дама, Принцесса цирка и пр.) к этому цеху относятся также балетмейстер и/или хореограф, постановщик танцев и др. специалисты в области музыкального искусства.
Авторы и исполнители песен, исполняемых в фильме, дирижёр, музыкальная группа и даже симфонический оркестр, в исполнении которых звучат песни, композиции и иное музыкальное сопровождение фильма — все они также состоят в этом цехе.
Профессии в театре: список
Профессии театра и кино во многом схожи, но театральное искусство имеет свою специфику:
- В театре отсутствует продюсер, его роль выполняют директор и художественный руководитель.
- Режиссёр театра уделяет много времени репетициям, особенно при подготовке нового спектакля.
- Для фильмов обычно ищут свежие оригинальные сценарии, в театре сценаристы часто занимаются адаптацией классики.
- Театральные актёры и актрисы должны играть более эмоционально, чтобы весь зрительный зал поверили разыгрываемой истории.
- Осветители выполняют ту же задачу, что и в кино: подбирают оптимально освещение для разных сцен.
- В театральных спектаклях, как правило, не бывает сложных трюков, поэтому в каскадёрах тоже нет надобности.
- Костюмеры и гримёры, как и при киносъёмках, создают образы для актёров с помощью костюмов и визажа.
- Роль кинокомпозитора в театре обычно выполняет музыкальный редактор: он подбирает музыкальное сопровождение спектакля.
Оператор, монтажёр, специалист по спец.эффектам в театре отсутствуют. Зато работают хореографы (занимаются постановкой танцевальных сцен) и бутафоры (отвечают за изготовление декораций).
Теперь вы знаете, что профессии работников театра и кино. Сделать карьеру в этой отрасли в России легче с дипломом профильного вуза или колледжа. А учиться там на отлично помогут специалисты студенческого сервиса.
ЗВУКОРЕЖИССЕРСКАЯ ГРУППА
Звукорежиссер — Курирует все этапы звукопроизводства. Формирует концепцию звука. Создаёт художественные звуковые образы. Руководит всем департаментом.
Микрофонщик (англ.) — заведует микрофонным парком. Наводит (направляет) микрофоны на сюжетно-важные объекты. управляет их перемещением в соответствии с поставленной задачей.
Звукооператор — работает со звуком, с записями, отслеживает качественные параметры фонограммы, такие как например — уровни звуковых компонент, их частотную характеристику и соотношение сигнал/шум.
Дизайнер звука — занимается созданием звуковых спецэффектов (англ.), а также звуков, не имеющих соответствующего аналога в природе или которые невозможно записать, например, звук, издаваемый динозаврами.
Звукоинженер — специалист обслуживающий комплекс звукового оборудования.
Монтажер звука — монтирует звуковые компоненты. Раскладывает записанные реплики синхронно изображению.
Звукооформитель — специалист по записи синхронных шумов. Имитирует и воспроизводит синхронно изображению необходимые шумы. Например: шаги человека, пробег лошади, поцелуи и прочии шумы воспроизводимые человеком и живыми существами.
Звукорежиссер перезаписи (Post-production sound mixer) — важный специалист на финальном этапе формирования картины. Не стоит путать перезапись с переозвучиванием. Перезапись — это последняя стадия фильмопроизводства, во время которой происходит обработка, локализация, сведение и мастеринг всех многочисленных звуковых компонент.
Звукорежиссёр
Звукорежиссёр ― технический специалист с тонким слухом, а порой и музыкальным образованием. В его задачи входит подготовка оборудования, запись шума или голоса, создание новых звуков или мелодий.
Кроме звукорежиссёра, в саунд-команде могут быть и другие специалисты. Первично звук записывает звукооператор или бум-оператор (его же называют«держателем микрофона») во время съёмок. Затем происходит озвучка: актёры перезаписывают неудачные дубли. На этапе постпродакшена в работу вступает саунд-дизайнер. Он создаёт звуковой фон, который максимально погрузит зрителя в происходящее на экране и обеспечит эффект присутствия.
Где научиться
- Курс «Звукорежиссура и саунд-дизайн», Moscow Film School. Занятия проходят очно и онлайн. Программа длится год и стоит 355 тысяч рублей. По итогу выпускники сформируют портфолио: поработают над звуком к тизеру сериала и рекламному ролику, а также создадут саунд-дизайн к фрагменту игрового или анимационного фильма.
- Курс «Звукорежиссёр, 1‑я ступень», Международная школа профессий. Онлайн-обучение в группе 21 300 рублей, индивидуально ― 27 700 рублей. Курс длится 13 академических часов. На время обучения в школе выдаётся профессиональная техника.
- Курс «Саунд-дизайнер», онлайн-школа «Нетология». Онлайн-курс длится 6 месяцев и стоит 72 500 рублей. По итогу студенты напишут несколько треков, сделают подборку звуков для мобильного приложения, подготовят звуковое и музыкальное оформление для фрагмента фильма и компьютерной игры.
- Бесплатные мастер-классы и вебинары от звукорежиссёров и композиторов в школе музыкального продюсирования Musicheads. Занятия проходят время от времени, информацию можно найти на сайте школы.
- Уроки от Rochester University. Студенты могут познакомиться с основами работы со звуком.
- Подкаст «Шум и яркость». В нём музыкальный критик и радиоведущий Лев Ганкин говорит о музыке в кино: саундтреках, композиторах, режиссёрах и о том, как звук дополняет изображение. Можно расширить кругозор и узнать больше о разных приёмах звукорежиссёров.
Другие варианты
Существуют также и некоторые малоизвестные профессии, связанные с кино, которые мало у кого на слуху.
- Существует такая профессия, как киновед, она подразумевает под собой узкопрофильное направление. Киноведы могут писать рецензии, как и критики, а также работать консультантами в кино и даже заниматься преподаванием. Киноведы обычно обладают обширными знаниями в индустрии кино и истории кинематографа.
- Кинодистрибьюторы. Обычно это компания или же доверенное лицо, которое берет на себя ответственность за прокат киноленты. Они помогают продвинуть кинопроект в массы, например, через кинотеатры.
- Кинокритики – это те люди, которые занимаются рецензией фильмов, они высказывают свое мнение насчет того или иного произведения, что значительно влияет на рейтинг фильма или сериала в дальнейшем, особенно если кинокритик заслуженный.
- Бутафоры в кино играют важную роль, но о них мало кто знает. Обычно эти люди могут сымитировать любую поверхность на декорациях.
Важные личные качества
Видеомонтажеры – люди с колоссальной усидчивостью, педантичностью и повышенным уровнем внимательности. Еще они исполнительны, достаточно требовательны к себе и окружающим, склонны к однообразной и кропотливой работе. В их работе важны умение нейтрально реагировать на критику и способность искать компромисс. Видеомонтажеру надо быть готовым к необходимости постоянно осваивать новый софт и отслеживать модные тренды. Для успеха в профессии нужны творческие навыки, развитый вкус и понимание специфики индустрии.
Востребованность
Сейчас мы наблюдаем, как буквально на наших глазах происходит трансформация модели медиабизнеса. Большую значимость обретает экспертиза контента (содержания). Например, раньше основной акцент делали на доступе к эфирным сетям или (в идеальном варианте) владении ими. Сегодня намного важнее умение производить интересные и качественные передачи и продавать их конечному потребителю – зрителю.
Профессии продюсера, редактора, сценариста, менеджера по продажам и управлению ресурсами вряд ли исчезнут в ближайшем будущем. Могут измениться методы создания контента и даже тематические сегменты, но суть его производства останется той же. Мир «по ту сторону экрана» существенно не поменяется. А это значит, что можно утверждать: практически все профессии, которые сегодня есть на телевидении, будут востребованы. Но учтите, что их представителям придется регулярно повышать свой уровень мастерства и наращивать скорость реакции на запросы аудитории.
Автор: Юлия Заблоцкая
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии телевидения подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>