Профессиональная направленность в преподавании русского языка и литературыстатья по русскому языку (10 класс) на тему

Человеку, которому нравится работать с детьми, стоит попытаться связать свою жизнь со сферой образования. Существует много различных профилей, по которым готовят будущих педагогов, но остановимся на профессии учителя русского языка и литературы.

Учителем-предметником можно стать, сдав ЕГЭ и поступив в вуз по выбранному профилю, либо написав вступительные экзамены внутри учебного заведения. Будущим учителям предстоит сдавать русский язык, литературу и обществознание. Но нужно учитывать, что требования к испытаниям у каждого университета разнятся.

Характеристика специальности

Учитель русского языка и литературы – тот человек, который формирует личность ученика, его коммуникативные навыки, прививает любовь к слову. Он использует многовековое наследие мировой и отечественной литературы, богатство языковой культуры.

Он занимается решением таких задач, как:

  • создание и развитие у учеников мотивации изучать русский язык и литературу;
  • выработка теоретических знаний посредством анализа литературных произведений и языковых явлений;
  • построение хода уроков, вовлечение учеников в научную и творческую деятельность;
  • передача социокультурного опыта.

Преподаватель русского языка и литературы может работать в педагогической сфере, например, в государственных и частных школах, гимназиях или иных учебных заведениях. Также эта специальность позволяет получить место журналиста, редактора, библиотекаря. Профессионалов ждут в крупных компаниях, ведь грамотные люди нужны везде.

Как стать преподавателем русского языка в университете?

Итак, вам больше интересно работать с более взрослой аудиторией и вы хотели бы попробовать себя в качестве преподавателя русского языка в ВУЗе?

Тогда вам необходимо иметь высшее образование не ниже специалиста или магистра, чтобы чтобы претендовать на должность преподавателя ВУЗа. Однако, в исключительных случаях на должность университетского преподавателя могут взять и с дипломом бакалавра при наличии большого опыта работы по вашей специальности.


Интересные лекции — это залог успешного обучения студентов. По возможности преподаватель должен стараться не читать свои конспекты, поскольку студенты быстро потеряют интерес не смогут слушать их на протяжении всего занятия. (источник: Unsplash)

Должен ли преподаватель в университете обладать какими-то определенными качествами?

Разумеется! В профессиональном и интеллектуальном плане преподаватель должен быть на голову выше аудитории, ведь авторитет преподавателя является необходимым условием установления творческого контакта со студентами.

«Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека. Педагог — это инженер человеческих душ.» Михаил Иванович Калинин

Как же можно этого добиться?

В первую очередь, советуем вам постоянно изучать литературу по вашей специальности, чтобы быть в курсе последних достижений в своей области, а также не жалеть времени на подготовку к занятиям. Ведь интересные лекции — это залог эффективного обучения студентов.

Ещё один ключ к продуктивному обучению — это правильно подобранные домашние задания.

Стоит ли поступать в вуз на специальность?

Любовь к литературе и к языку – хорошие качества, но этого мало. Задача педагога заключена не только в том, чтобы любить эти предметы, но и в том, чтобы грамотно передавать знания младшему поколению. С детьми нужно уметь находить общий язык, владеть различными методиками обучения. Часто попадаются проблемные ребята, с которыми тоже придется работать. Существует большой объем работы, связанный с разработкой планов, проверкой тетрадей и составлением отчетов. В любом случае, профессия престижна и ценится в обществе. Педагог данного профиля получит качественное гуманитарное образование.

Рынок труда и заработная плата

Оплата работы по профессии учитель русского на 3-5 % выше средней на рынке труда. Причина – возраст преподавательского состава более 45 лет. Новые кадры приходят редко, методики образования устаревают. Средняя заработная плата по России – 32 000 руб. Минимальный оклад составляет 14 600 руб., максимальный – 78 000 руб.
Способы дополнительного заработка – ведение внеклассных индивидуальных занятий, помимо основного профиля освоить другие педагогические специальности. Размер зарплаты повышается со стажем, есть надбавки за классное руководство.

Перспективы профессии

Преподаватель русского языка и литературы может стать завучем или директором школы. Или же перейти в управление образования по району, краю. Отличная перспектива – открытие собственной школы. Для этого стоит отточить профессиональное мастерство, собрать портфолио, получить категорию. За активную работу учителей награждают премиями, медалями, званиями и многими другими знаками почета.

Можно преподавать гражданам из других стран, получив сертификат о прохождении курсов преподавания русского языка как иностранного. Это позволит расширить область специализации, работа обеспечит хороший заработок и даст новые возможности взглянуть на язык в контексте всех тонкостей. Русская литература очень богата, разнообразна, насыщена устаревшими словами и историзмами, что вызывает сложности в ее изучении иностранцем. Задача педагога – передать национальный колорит речи.

Профессия учителя русского языка и литературы включает в себя решение большого спектра задач. Особенность работы кроется в непрерывном взаимодействии с обществом – детьми, их родителями, коллегами. Учителя выполняют важную функцию – передачу знаний языка, на котором говорит огромная страна. Очень непросто пробуждать интерес к своему предмету, решать организаторские задачи по улучшению методики преподавания, взаимодействовать с широким кругом людей, но если ко всему этому есть готовность – школа обязательно откроет двери целеустремленным и бескорыстным профессионалам.

Особенности профессии

Преподавание родного языка учащимся – сложный процесс. Учитель должен знать профильный предмет, владеть психологически-педагогическими приемами, уметь оценивать знания по различным критериям. Зазубривание правил и выработка автоматического правописания не дадут нужный результат. Особенности работы преподавателя в школах и колледжах:

  • желание учеников принимать участие в учебном процессе, диспутах, стремление в развитии;
  • анализ уровня знаний каждого учащегося, использование дополнительных материалов для повышения заинтересованности;
  • создание на уроках хорошего психологического климата;
  • нестандартный подход изучения предмета в виде игр, дополнительных внеклассных занятий.

Уровень знаний проверяется методом проведения контрольных, промежуточных тестов и личного анализа подготовки учащегося. Возможна разбивка программы обучения на несколько уровней зависимости от сложности.

# Как составить грамотное резюме учителя

Упор в анкете преподавателя стоит делать на опыте работы, полезных педагогу навыках и достижениях учеников. Отдельное внимание уделите грамматике и лаконичной подаче информации, поскольку прежде чем обучать – необходимо позаботиться о собственном имидже в глазах комиссии по подбору персонала

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ГОТОВЫХ АНКЕТ РЕЗЮМЕИдеального резюме не существует! Важно предоставить информацию, которую желает увидеть начальник – удобным для восприятия способом.

Создай идеальное резюме онлайн

# Профессиональные навыки

Как работодателю понять, что вы хороший специалист? С помощью упоминания в резюме профессиональных навыков конечно же. Ведь ими должен обладать каждый педагог:

  • Владение технологиями проектной и исследовательской деятельности;
  • Знание специализированных компьютерных программ;
  • Опыт разработки уроков в рамках проекта “МЭШ”;
  • Опыт классного руководительства;
  • Навыки репетиторства;
  • Грамотная письменная и устная речь;
  • Знание делового этикета;
  • Использование собственных методик проведения занятий;
  • Навыки организации учебного процесса;
  • Знание педагогики и психологии преподавания;
  • Умение заинтересовать учеников;
  • Опыт подготовки к ГИА, ЕГЭ, олимпиадам, конкурсам;
  • Владеть методологией проведения лабораторных занятий;
  • Навыки составления календарных планов, расписания уроков;
  • Навыки работы с младшими классами;
  • Опыт проведения семинаров;
  • Знание методики преподавания;
  • Опыт ведения учебной документации;
  • Навыки проведения контроля знаний учеников;
  • Индивидуальный подход к ученикам;
  • Свободное владение национальным языком страны преподавания.

Для учителей иностранных языков требуется высокое владение языком их специализации, а также устная и письменная грамотность.

# Личные качества учителя, преподавателя

Пожалуй главные качества любого педагога – стрессоустойчивость и искренняя любовь к ученикам, будь то дети или взрослые люди. Но только на этих двух особенностях далеко не зайти. Работодатели ищут педагогов, владеющих следующими личными характеристиками:

  • трудолюбие, работоспособность;
  • дисциплинированность, ответственность;
  • целеустремленность, настойчивость;
  • организованность, наблюдательность;
  • систематическое повышение своего профессионального уровня;
  • стремление постоянно повышать качество обучения.

Мнение эксперта

Екатерина Троицкая

Менеджер по подбору персонала

Не стоит упоминать ВСЕ свои качества. Для хорошего и органичного резюме достаточно упомянуть 3–8 профессиональных качеств, которые помогают вам в работе.

# Резюме педагога без опыта работы

Не существует педагога с совершенно нулевым опытом работы. Благодаря современной системе образования, абсолютно все студенты педагогических ВУЗов обязаны пройти педагогическую практику длительностью в несколько недель. Она проводится с отрывом от учебных занятий.

Студенты полностью погружаются в условия работы педагога. Практика проходит в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, колледжах, профессиональных училищах, лицеях, гимназиях, дошкольных образовательных учреждениях и котируется как полноценный опыт работы.

Составляя резюме стоит упомянуть любую педагогическую практику, будь то вышеупомянутая практика от университета или репетиторство. При недостатке опыта – отдельное внимание уделяется достижениям.

# Достижения в резюме педагога

Выделите несколько измеримых, конкретных и соответствующих должности фактов из вашей карьеры, которые демонстрируют профессиональную квалификацию и умения преподавателя, например:

  • Количество учеников.

Пример: опыт преподавания своего предмета ученикам 5 – 11 классов в 3-х параллелях (более 500 учеников)

  • Результаты классного руководства.

Пример: была классным руководителем у 3-х классов. В результате успеваемость класса выросла на 30%, а количество неудовлетворительных оценок снизилась в 1.5 раза “

  • Участие учеников в олимпиадах, их результаты.
  • Наличие лично-разработанных методик обучения.

Пример: благодаря новой методике преподавания качество знаний обучающихся по итогам мониторинга, проводимого образовательной организацией в 2022 – 2022 учебном году, выросло с 53% до 69%.”

  • Обучение, стажировка или практика за границей, наличие подтверждающих документов.
  • Результаты ЭГЕ / ОГЭ / ВНО учеников после индивидуальных занятий.

Контактные данные

У человека, который владеет и преподает основы грамотной речи, не должно быть проблем с корректным оформлением источников связи. Но все же напомним: все телефоны должны быть действующие, социальные сети актуальны, а электронный адрес отражать сферу профессиональной деятельности или фамилию, имя соискателя.

ВерноНеверно
[email protected][email protected]

Пример контактных данных:

Личные характеристики педагога

Без любви к детям не состоится ни один педагог. Чтобы стать наставником, недостаточно только осведомленности в предмете. Нужно еще иметь талант передать эти знания ученикам. А это с детьми проделать гораздо сложнее, чем с взрослыми. Многое зависит от личных качеств педагога, среди которых:

Если вам назначили собеседование в школе, нужно обязательно рассказать обо всех этих качествах. Вашим козырем должно стать желание преподавать детям и мечта быть учителем. Вам нужно продемонстрировать, как вы умеете излагать школьную программу, насколько доходчиво и интересно это поучается. Профессию педагога не относят ни к женской, ни к мужской. Она одинаково подходит всем.

Сколько лет нужно учиться на учителя начальных классов?

5 лет в вузе; 3 года 10 месяцев, если учиться заочно в колледже на базе 11 классов или очно на базе 9 классов; 2 года 10 месяцев при очном обучении в колледже на базе 11 классов; 5 лет 4 месяца, если учиться в колледже заочно после окончания 9 классов.

Интересные материалы:

Как узнать номер телефона на Билайне Казахстан? Как узнать номер телефона неизвестного абонента? Как узнать номер телефона пользователя одноклассники? Как узнать номер телефона профиля Авито? Как узнать номер телефона своего Лайф? Как узнать номер телефона своего участкового? Как узнать номер телефона в Имо? Как узнать оператора сотовой связи по номеру телефона? Как узнать последнее местоположение телефона? Как узнать расчетный счет Сбербанк на телефоне?

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению.

Задача школы — подготовить выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Педагогический коллектив Сампурского филиала МБОУ Сатинской СОШ работает над темой «Индивидуализация как средство повышения эффективности обучения и воспитания школьников». В соответствии с темой составлен методический план школы, МО, проводятся административные совещания, семинары, организовано самообразование учителей.

Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями и задачами образовательного учреждения, в котором я работаю: воспитание творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации.

В своей учебной деятельности опираюсь на Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепцию о правах ребенка, Закон «Об образовании в Тамбовской области», Устав школы, локальные акты, регламентирующие организацию образовательной деятельности школы.

Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению, так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность обучающегося, что является условием его развития.

Таким образом, задачи, стоящие передо мною, следующие:

  • дать учащимся качественное образование;
  • развивать их творческий и интеллектуальный потенциал;
  • подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;
  • прививать навыки самостоятельной работы;
  • относиться к ребенку как к личности, способной учиться без принуждения;
  • использовать новые образовательные технологии;
  • развивать и укреплять интерес к предмету;
  • повышать свой образовательный и профессиональный уровень.

Как учитель и заместитель директора по воспитательной работе я принимала участие в разработке и реализации Программы развития школы и школьных подпрограмм «Человек. Личность. Гражданин», «Здоровый образ жизни», «Экологическая программа», «Наша надежда», программа деятельности ресурсного центра по патриотическому воспитанию «Наследие» (являюсь руководителем центра с 01.09.2013 года (Приложение 18)), проектов «Школа без наркотиков» и «Растим патриотов России».

В рамках реализации Программ осуществляю:

  • подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации;
  • использую элементы здоровьесберегающих технологий на своих уроках;
  • провожу работу по организации взаимодействия семьи и школы;
  • активно участвую в работе РМО, ШМО, семинаров различного уровня, творческих конкурсах и научно-практических конференциях, вхожу в состав жюри районной предметной олимпиады, даю открытые уроки, выступаю на родительских собраниях.

В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Старюсь в своей работе слабых учащихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся. Пытаюсь всячески заинтересовать детей в своем предмете, использую дополнительный материал, провожу уроки КВН, фреймы, семинары, лекции, практикумы, использую приемы составления кластеров, синквейнов, алгоритмов. Дети с удовольствием работают на таких уроках.

За период, прошедший после последней аттестации, удалось решить следующие проблемы:

  • расширить и углубить запас знаний учащихся;
  • развить и совершенствовать психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний;
  • поддержать и воспитать веру в свои силы у слабоуспевающих учеников по русскому языку и литературе; выявить и поддержать одаренных учеников;
  • повысить активность и результативность участия учащихся в олимпиадах школьного и муниципального уровней;
  • привлечь детей к выполнению творческих заданий (докладов, мультимедийных презентаций).

Приняла участие в общественно-государственной экспертизе федеральных учебников. Отзыв об учебнике «Русский язык» под редакцией В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чеснокова отправлен на сайт fsu-exprt.ru. (март 2010г.).

Мои ученики являются призёрами олимпиад школьного и муниципального уровней.

Ежегодно до 40% обучающихся принимают активное участие в конкурсе –игре «Русский медвежонок – языкознание для всех».

В 2013 -2014 учебном году мои ученики сдавали экзамен по русскому языку в форме ОГЭ. Результаты итоговой аттестации показывают, что большинство учащихся подтвердили свою годовую оценку, двое — улучшили свой результат.

Качество знаний в 9 классе в 2013 году по результатам ОГЭ составило 75% (Текинский филиал), а в 2014 году (Сампурский филиал) – 63%.

Результаты итогового контроля по русскому языку и литературе (Приложение 9) показывают стабильное качество знаний, а также то, что ученики сами выбирают русский язык в качестве предмета для итогового контроля.

В реализации образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения Сатинской средней общеобразовательной школы являюсь исполнителем (выполняю образовательные программы по русскому языку и литературе в соответствии с образовательным стандартом основного общего и среднего общего образования), активным участником, инициатором педагогических идей, начинаний. Так в рамках реализации образовательной программы мною разработаны и апробированы программы элективных курсов: «Коварные знаки препинания» (17 часов), «Стилистика русского языка» (17 часов), «Сложные случаи орфографиии»

Для достижения поставленной цели строю обучение на основе развития универсальных учебных действий, провожу занятия по предметам в соответствии с требованиями к современному уроку, отрабатываю и внедряю в учебный процесс новые технологии, добиваюсь стабильного качества знаний по русскому языку (2010 -2011 – 61%, 2012-2013 – 65%, 2013-2014 – 67%), литературе (2010-2011 – 84%, 2012-2013– 86%, 2013-2014 – 87%), принимаю участие в районных олимпиадах по русскому языку, творческих конкурсах, организую внеклассную работу по предметам, принимаю участие в методической работе учебного заведения. Динамика успеваемости учащихся стабильна. Ежегодно уровень обученности составляет 100%. Качество знаний по русскому языку с 61% выросло до 67%, по литературе – с 84% до 87%. (Приложение 5)

Учитель и ученик образуют такую систему отношений, где каждый для другого выступает в качестве источника импульсов для его личностного саморазвития. Путем анкетирования, устных и письменных опросов я выявляю образовательные потребности детей и учитываю их в своей профессиональной деятельности.

Для тех учеников, которые имеют желание изучать предмет на более высоком уровне, получить более глубокие и прочные знания, провожу индивидуально-групповые занятия, занятия на элективных курсах, кружках. Эти школьники выполняют больше самостоятельных работ, творческих заданий, используя Интернет – ресурсы, дополнительную литературу.

Темы для сообщений, докладов, презентаций, проектов ученики выбирают самостоятельно во время нашего совместного обсуждения, где применяется метод кластеров и показываются возможные пути и направления изучения, исследования. Кроме того, учитывая большую учебную нагрузку школьников, особенно в старшем звене, стараюсь готовить учащихся к олимпиадам, конкурсам на уроках, выстраивая урок, ориентируясь на сильного ученика, подходя дифференцированно к домашним заданиям.

С помощью отдельных приёмов развиваю творческое воображение. На уроках часто использую приём «Сформулируй вопрос», так как считаю, что конструирование вопросов – сложная умственная деятельность. Она требует от ученика использования всего ранее усвоенного, умения вычленять главное, сопоставлять и обобщать факты, явления, эпизоды.

Развитию творческого мышления способствует диалогическая форма общения, которая позволяет быть каждому ученику не просто потребителем знаний, но и активным соучастником их добывания, побуждает учащихся отстаивать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, приучает уважительно и терпимо относиться к точке зрения других участников диалога.

Все эти методы и приёмы помогают мне формировать познавательный интерес и развивать творческие способности.

Готовясь к урокам, помню, что большая часть детей стремится к знаниям, способна усваивать материал достаточно высокого уровня сложности. Поэтому в своей работе использую разноуровневую дифференциацию, которая позволяет обеспечить активное участие на уроке каждого ученика, повышая авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма.

Но есть дети, которые отстают в учении, не овладевают на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой. Особое внимание уделяю работе с такими учащимися. При проведении контрольных срезов знаний класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения определяю фактический уровень знаний детей, выявляю в знаниях учеников пробелы, которые требуют ликвидации.

Работа со слабоуспевающими учащимися строится по отдельному плану, составленному совместно с психологом школы, классным руководителем и родителями. В результате такой работы за последние пять лет, по итогам года нет ни одного неуспевающего, уровень своих успехов некоторые учащиеся подтвердили на ОГЭ.

Развитию творческих и познавательных способностей помогают занятия в кружке «История русского языка». На уроке русского языка учащиеся получают минимум теоретических сведений о языке, включённый в раздел «Лексика». Программа кружка направлена на языковое развитие, нравственно-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьника, формирование у него ценностной ориентации – на осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; на формирование любви и уважения к русскому языку, предполагается решение языковых задач, лингвистический и филологический анализ текста, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии, самостоятельная исследовательская работа с языковым материалом, выразительное чтение.

Как учитель стараюсь идти в ногу со временем, поэтому в своей работе использую элементы современных образовательных технологий, активные формы и методы ведения урока.

Технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов мною освоена и широко применяется.

Технология формирования учебной деятельности школьников направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются в течение учебного времени, а в конце урока, согласно этим задачам проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.

Технология дифференцированного обучения, учитывающая личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Технология проблемного обучения.

Компьютерно-информационные технологии очень актуальны и необходимы.

Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить с помощью компьютера. Я уверена: использование новых информационных технологий значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации многих учащихся. С развитием мультимедийных технологий компьютер стал средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Как следствие, происходит развитие творческого потенциала обучаемого, навыков экспериментально-исследовательской работы; культуры учебной деятельности; повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.

Использование ИКТ в обучении обеспечивает:

  • возможность эффективно использовать время урока;
  • интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;
  • многоаспектное развитие школьника;
  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;
  • значительное сокращение времени подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в Интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке;
  • повышается актуальность получаемой информации;
  • учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации

ИКТ в своей работе я использую несколько лет.

Использование электронной почты, личного сайта преподавателя (https://yanichru.wordpress.com) предоставило возможность внеурочной деятельности и индивидуальной работы как со способными учащимися, так и с отстающими: консультации при подготовке научно-исследовательских работ, проектов. На личном сайте размещены материалы для учащихся: инструкции по выполнению различных заданий для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

После прохождения курсов я стала использовать в своей деятельности метод проектов. Создаю компьютерные презентации о писателях и поэтах для использования на уроках и во внеурочное время и приучаю к этой работе детей. Использую DVD-диски по различным темам русского языка и литературы и видеофильмы по произведениям художественной литературы. Прибегаю к помощи компьютерного диска по русскому языку «Электронный репетитор-тренажер», содержащий более 600 заданий по всем темам орфографии и пунктуации, ряд заданий которых направлены на развитие творческих способностей детей, репетитор – «Тесты по пунктуации», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Наша школа использует сервис Дневник.ру для работы с электронным журналом. Вся деятельность сосредоточена вокруг него: оценки, домашнее задание, привязка файлов к домашним заданиям. Для учителя электронный журнал — это полный доступ к школьной жизни ребенка и возможность ведения диалога с родителями, педагогическим коллективом и самим ребёнком.

Всё больше стараюсь использовать в учебном процессе «социальные сервисы» или «сервисы Web 2.0». С помощью Web 2.0 организую следующую коллективную деятельность:

  • совместный поиск;
  • совместное хранение закладок;
  • создание и совместное использование медиа-материалов (фотографий, видео, аудиозаписей).

При подготовке к урокам делаю ссылки на дидактический материал Интернет-ресурсов в BobrDobr или MoeMesto, что позволяет оперативно применить цифровые образовательные ресурсы в школе.

Экономить время учителя и учащихся позволяет мне тестовая проверка знаний.

Не отказываюсь и от «старых» технологий, например, технология

В. Ф. Шаталова, основополагающим принципом которой является составление опорных схем. Она позволяет убыстрить процесс усвоения нового материала и привести в систему ранее полученные знания. Обращаюсь я и к технологии перспективно-опережающего обучения С. Н. Лысенковой. При использовании этой технологии учащиеся лучше и быстрее усваивают даже самый трудный материал.

Для эффективного использования времени детей и своего как педагога использую следующие методы и приемы обучения на уроке:

  • логику построения урока;
  • научность, доступность изложения учебного материала;
  • развитие наблюдательности на уроке;
  • самостоятельную творческую деятельность;
  • последовательное применение знаний;
  • индивидуальные и дифференцированные задания.

Наряду с традиционными уроками, использую нетрадиционные: зачёты, викторины, игровые («Счастливый случай», «КВН»), уроки – конкурсы, семинары, конференции. Большой интерес вызывают внеклассные мероприятия, в том числе в рамках предметной недели.

Всю работу строю на основе педагогики сотрудничества. Ведь важно понять каждого, уметь видеть их глаза, не терять ход их мыслей, шагать вместе с ними, обучать, воспитывать каждым своим уроком, учить учиться, включать каждого в мыслительную деятельность. Вместе с детьми я радуюсь и удивляюсь новому, наблюдаю, воспринимаю, осмысливаю, анализирую, оцениваю, делаю выводы, подвожу итоги. На уроке мы единое целое, заинтересованы и работоспособны, целенаправленно идём к решению поставленных задач. Как педагог я довольна взаимоотношениями с ребятами: меня понимают, мои уроки считают интересными, полезными. Считаю, что всегда необходим диалог между учителем и обучающимся, основанный на принципах уважения, сотворчества.

В качестве организационной формы работы использую традиционные и нестандартные уроки, а во внеклассной работе – индивидуальную, групповую и коллективную формы. Особое место в работе уделяю проектно-исследовательской деятельности.

Уровень познавательного интереса обучающихся на своих уроках считаю высоким.

Знания, умения и навыки, которые дают мои уроки, остаются социально необходимыми, поскольку только на уроках русского языка и литературы перед детьми раскрываются тайны родного слова.

Большие возможности развития интереса заложены в разнообразных педагогических приемах и формах обучения.

Однако в процессе обучения нельзя уповать только на интерес. Очень важно одновременно формировать волю, долг и чувство ответственности учащихся. При этом надо помнить, что не нотации, наставления и запугивания вызывают действительные мотивы учения, а подлинная убежденность и доходчивость аргументов.

Уровень познавательного интереса поддерживается активными формами обучения: современной информационной технологией и проектной деятельностью, которые создают условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения. Это продиктовано временем, в котором мы живём.

Насыщенная учебная атмосфера стимулирует и побуждает обучающихся к участию в дополнительных развивающих мероприятиях – олимпиадах и конкурсах.

Мои ученики принимают участие в конкурсах, в предметных олимпиадах. Участвуют в Интернет-конкурсах (проекты, исследовательские работы, презентации) размещены на сайте www.uchportfolio.ru, www.proshkolu.ru

Оценка учебной деятельности обучающихся выполняет большую воспитательную роль, так как она способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Выявление знаний учащихся осуществляется методами устной и письменной проверки. Письменные работы активизируют проверку знаний, умений и навыков, дают возможность следить за уровнем знаний всех учащихся. Большое внимание уделяю тематическому контролю знаний. Мною разработаны наборы тестовых заданий по всем разделам русского языка и литературы для 5-9 классов.

Оценку выставляю не только сама, но практикую и взаимооценку и самооценку – «самодиагностику» учащихся. Для этого, начиная с 6 класса, формирую у школьников умение оценивать свои результаты, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Обязательно провожу мониторинг индивидуальных достижений обучающихся – повышение (или снижение) их уровня знаний, количества правильных ответов в тестах, количества и качества творческих работ и т.д. Ведение постоянного мониторинга позволяет планировать индивидуальную работу с учеником, корректировать планирование учебного материала в зависимости от успеха – неуспеха учащихся, выстраивать повторение, учитывая наибольшие затруднения.

Использую оценку в воспитательных, стимулирующих целях, чтобы показать достижения учеников. Для этого организую выставки лучших тетрадей, докладов, систематически анализирую контрольные и творческие работы.

Уровень психологической атмосферы в классе положительный. Стараюсь создать обстановку взаимного доверия, уважения, открытости. С этой целью провожу систематическую индивидуальную работу с отдельными учениками, отличающимися трудным, неуравновешенным характером. Изучаю психологические особенности каждого учащегося.

Характеризуя ребёнка, отмечаю прежде всего его положительные качества. Изучаю семейно — бытовое положение учеников. Провожу индивидуальные консультации для родителей по вопросам образования и воспитания. Организую для школьников коллективные творческие дела, конкурсы, вечера, праздники, театральные представления. Как классный руководитель в своей работе использую экскурсии и походы по родному краю, которые на новый уровень выводят экологическую, патриотическую работу. Я работала классным руководителем в 9з классе (2013-2014 учебный год), между детьми сложились дружеские взаимоотношения. Вместе мы были с пятого класса, у нас определился общий язык, взаимопонимание. На данный момент ведётся активная переписка практически со всеми выпускниками, продолжается тесное сотрудничество с учениками, перешедшими в 10 класс, хотя классным руководителем в этом классе уже не являюсь.

Регулярно определяю уровень воспитанности учащихся по методике Н. П. Капустина (Приложение 7), а также выявляю уровень удовлетворённости учащихся 9 класса школьной жизнью по методике А.А.Андреева. (Приложение 8).

В своей работе мне приходится общаться с родителями учащихся. С ними веду беседы на родительских собраниях школы, класса и в частном порядке, индивидуально как в школе, так и вне школы. В беседах не делаю упор на отрицательные качества учеников, а в деликатной форме прошу обратить внимание на конкретные недостатки, приобщаю родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении русского языка и литературы. Довожу до сведения родителей требования, предъявляемые к изучению моих предметов, по проведению мониторинга, ЕГЭ. Мои родители всегда в курсе успеваемости детей. Все мнения родителей относительно успеваемости и прогресса детей я принимаю к сведению, но с педагогической точки зрения вырабатываю свою тактику отношений.

Одна из главных задач работы с родителями для меня – сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Для ее осуществления в плане работы предусматриваю следующие направления деятельности и формы работы:

Регулярно провожу опрос для родителей с целью выявления уровня удовлетворённости работой учебного заведения по методике А.А.Андреева Родители учащихся моего класса показали следующие результаты : уровень удовлетворённости родителей 9 класса остаётся стабильно высоким и значительно выше уровня удовлетворенности среднего балла по школе за последние 2 учебных года.

Я опираюсь на педагогику сотрудничества как с детьми, с их родителями, так и с коллегами по работе.

Свои взаимоотношения с коллегами оцениваю как положительные, открытые, основанные на добропорядочности, честности, взаимопомощи.

Коллектив школы творческий, работоспособный, ищущий, дерзающий. Между мной и коллегами доверительно-деловые отношения, всегда присутствуют взаимопонимание и взаимопомощь. Уровень развития эмпатии – средний. В коллективе осуществляется постоянно обмен опытом, мы разрабатываем с коллегами новые технологии, совершенствуем свое мастерство. В этом большую помощь оказывает администрация школы.

В портфолио отзыв о моей работе коллеги. Высоких наград, грамот не имею, была о главы администрации района в 2009 году.

Для повышения своего профессионального уровня я регулярно принимаю участие в работе районного методического объединения учителей русского языка и литературы, где выступала с докладами. Прохожу курсы повышения квалификации, организуемые ТОИПКРО.

Занимаюсь самообразованием. Я регулярно повышаю свой уровень за счёт работы в информационной сети Интернет, изучаю опыт работы коллег на сайтах «Педсовет», «Открытый класс» и сайте творческих учителей. Кроме того, я читаю новинки методической литературы, журналы « Русский язык в школе» и «Литература в школе», материалы периодической печати, научно-популярной и художественной литературы.

В профессиональной деятельности наряду с положительными моментами существует ряд трудностей:

  • несовершенство учебников;
  • проблема речевой культуры учащихся, неглубокое знание родного языка, отсутствие интереса к чтению.

Эта задача не из лёгких. Тем более в наше время, когда дети окружены словами-однодневками, когда живая речь подменяется жаргонизмами и бранными словами. Отсюда противоречие между целями и задачами преподавания предмета и низким уровнем образовательных потребностей учащихся. Поэтому свою задачу вижу в том, чтобы устранить это противоречие.

Оценивая работу учителя по результатам ЕГЭ и ОГЭ, необходимо учитывать контингент учащихся и условия, в которых работает учитель. Считаю, что очень мало часов выделяется на изучение русского языка в старших классах, отсюда проблема подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Проблемы:

  • Низкая учебная мотивация учащихся. (Это отличает современного школьника от обучающихся предыдущих поколений). Учёба перестала быть самоцелью и часто рассматривается исключительно с меркантильных позиций: имеют ли получаемые знания ценность на рынке труда? Особенно ярко проявляется эта позиция в старших классах.
  • Невысокая наполняемость классов в сельской школе, сравнительно небольшая доля талантливых и способных обучающихся, которые становятся «объектами дополнительных занятий» сразу у многих педагогов – предметников. Это, в свою очередь, вызывает перегруженность детей информацией и количеством домашних заданий.

В моих планах – изучение электронного курса «Технология интерактивного обучения», представленного на образовательном портале «Мой университет» (https://www.moi-universitet.ru/), участие в творческих конкурсах…

Самые главные, на мой взгляд, условия для успешной работы – быть постоянно в поиске, не опускать руки, если что-нибудь не получается; стремиться больше знать, чтобы лучше разобраться, глубже понимать, находить решения, дающие наилучший результат.

Как научится быть учителем?

5 простых способов стать хорошим учителем

  1. Помогайте другим и обменивайтесь опытом …
  2. Найдите надёжного наставника …
  3. Наблюдайте за коллегами …
  4. Объясните ученикам, зачем им ваш предмет …
  5. Покажите, что вы о них заботитесь …
  6. 4 признака, по которым учителя
    понимают, что ребенок списывает

Интересные материалы:

Как открыть приложение в окне Windows 10? Как открыть программу выполнить на Windows 7? Как открыть проводник во время установки Windows? Как открыть рабочий стол в Windows 10? Как открыть rar на Windows 10? Как открыть regedit Windows 7? Как открыть регистр в Windows 7? Как открыть скайп в Windows 10? Как открыть скриншот в Windows 10? Как открыть Skype на Windows 7?

Как стать?

Многие дети обожают играть в школу. Ребятня подражает взрослым учителям, вызывая к доске и не подозревая, что потом для некоторых это станет делом всей жизни. Рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут понять, на правильном ли вы пути.

Прежде чем пойти учиться в педагогический вуз или колледж, нужно серьезно подумать о готовности работать в школе.

Профессионализм учителя определяет не только специальное образование, но и проявление уважения к детям. Каждый ученик, получая знания, формируется как личность и учится жизни. Задача мудрого учителя – стать опорой, через доброжелательность заручиться доверием. Еще Антон Павлович Чехов писал о том, что дети – это святые и чистые создания, и их нельзя превращать в игрушку в зависимости от настроения.

Миллионы людей во всем мире ежедневно с неохотой идут к своему рабочему месту. Часто это происходит потому, что выбор профессии оказался неверным. Чтобы работа была в радость, в учителя нужно идти только по призванию, тогда удастся без проблем найти общий язык и с учениками. Уместно вспомнить слова Льва Николаевича Толстого, который был убежден в том, что если в педагоге есть любовь к делу и к детям, то он совершенный учитель.

Грамотность и знание предмета особенно актуальны для учителя русского зыка и литературы, который обязан соблюдать языковые нормы, грамотно писать и говорить.

Еще Конфуций в свое время призывал учиться так, словно постоянно есть нехватка знаний.

Получив филологическое образование в одном из вузов, важно уметь ориентироваться в современном поле информации, не упускать из вида новинки литературы, театра и кинематографа. Молодому специалисту еще многому придется научиться после вуза, уже работая в школе, ибо предстоят аттестации, после которых ему присвоят квалификационную категорию.

В общении с детьми нужен особый подход, ведь хороший педагог – это еще и психолог, готовый поддержать детей в трудноразрешимых ситуациях. Учитель ни в коем случае не поддерживает и не развивает конфликт, а лишь предотвращает его, повышая мотивацию учеников к получению знаний.

Надо признать, что не все педагоги могут увлечь своим предметом школьников. Не каждому ребенку так просто дается усвоение учебного материала, но с помощью творческого мышления учитель может превратить стандартное преподавание темы в увлекательное путешествие в страну знаний. Это особенно актуально для учителя языка и литературы.

Сократ учил в каждом человеке найти солнце и дать ему засветить.

Секретов того, как стать хорошим учителем, на самом деле гораздо больше, но без вышеописанных качеств даже не стоит пытаться поступать в педагогический вуз. И еще: нужно знать о том, что у педагога практически нет карьерного роста, директорами и завучами становятся единицы. Если вы готовы из года в год проверять тетради, решать задачи по совершенствованию методики ведения уроков, способны пробудить интерес и увлекать детей предметом, тогда вас ждут в школе.

Источник

Что нужно для того чтобы стать учителем?

Для того чтобы работать в должности учителя начальных классов необходимо получить диплом, подтверждающий получение высшего или среднего специального педагогического образования согласно данной специальности, также можно пройти обучение по смежному или похожему направлению.

Интересные материалы:

Когда ставить кулич в духовку? Когда ставится двоеточие примеры? Когда ставится перед как будто? Когда ставится запятая после если что? Когда ставится запятая при однородных прилагательных? Когда ставится запятая при так как? Когда ставится звездочка? Когда стричь газон осенью? Когда строили Роза Хутор? Когда суффикс Ыва?

Русский язык как средство достижения профессионального успеха

Язык есть драгоценнейшее сокровище народа, первое средство его развития и залог всех духовных успехов…
Действительно, язык человека, его речь – это точный показатель человеческих качеств, его культуры, степени интеллигентности. Опираясь на полученную в школе основу, знания, каждый человек продолжает строить свои отношения с родным языком всю жизнь. Это необходимое условие успеха в обществе, в семье, условие успешной работы, успешной жизни. По окончании школы молодые люди продолжают образование, выбрав отправной точкой какой-либо школьный предмет. Особая роль русского языка в том, что без постоянного совершенствования в языке невозможно глубокое изучение всех научных дисциплин – и гуманитарных, и естественных, и технических, так как язык – это один из способов передачи человеческих мыслей, чувств, эмоций. Язык бесценен и с эстетической точки зрения, но основная функция языка – быть средством общения.

Мы пользуемся речью в повседневном общении дома и на работе, на улице, в автобусе, магазине, слушаем радио или смотрим телевизор. Родной язык – важнейшее средство связи поколений, обеспечивающее передачу накопленного опыта. Первоначальные сведения об окружающем нас мире, основы наук мы постигаем в школе.

В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык“ занимает особое место: он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей человека, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Именно поэтому основные цели изучения предмета – языковое развитие личности, совершенствование умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными дисциплинами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Язык теснейшим образом связан с жизнью. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Поэтому современные выпускники вузов должны быть не только высоко профессиональны, но и глубоко понимать принципы общения, особенно речевого.

Культура речи является одной из составляющих профессиональной подготовки. Молодые специалисты должны владеть в совершенстве всеми видами речевой деятельности, уметь квалифицированно вести беседу, в общем, чувствовать себя вполне уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения. «Контакт – это нечто о двух или даже нескольких головах: чтобы выполнить коммуникативную роль, он должен быть двусторонним. Я избираю вас в качестве собеседника, но этого недостаточно: чтобы общение состоялось, вы также должны сделать меня своим партнёром. Односторонний контакт не несёт коммуникативной функции», – пишет известный известный российский психолог А. Е. Войскунский.

Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. Профессиональное общение – это речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами в ходе осуществления профессиональной деятельности. А каково происхождение слова «профессия»?

Обратимся к этимологическому словарю. Это слово происходит от латинского professio и означает «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично. Выступление перед аудиторией, перед определённым количеством людей – это не просто. Для этого необходимо в совершенстве владеть родным языком, навыками культуры речи. Сейчас под профессией понимают такое занятие человека, которое требует специальной подготовки, обучения, и конечно же, знания родного языка.

Русский язык лежит в основе профессий лингвиста, журналиста, переводчика, рекламного агента, преподавателя, писателя, поэта, редактора издательств и программ, корректора, логопеда, диктора радио или телевидения, специалиста по связям с общественностью. И это далеко не полный перечень!

Велика роль русского языка и в кругу языков современной науки и техники. На нём издаются научные и технические журналы, выходит новая научная литература. Научные публикации на русском языке по физике и математике, лингвистике и литературоведению пользуются международным признанием. Большой интерес за рубежом вызывают работы на русском языке в таких технических областях, как разработка космических аппаратов и приборов, электротехника. Потребности науки и технического описания изобретений инженерной мысли привели к формированию в русском литературном языке функционального развитого научного стиля, позволяющего чётко и определённо описать по-русски любые научные открытия и технические достижения. Общение на профессиональные темы в любой области предполагает не только точное употребление терминов и знание стоящих за ними понятий, но и соблюдение общих норм культуры речи.

Как же выглядит сегодня коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста? Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи и обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенциями в профессиональном общении.

Для этого необходимы следующие качества:

– знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи; – умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи; – владение профессиональной терминологией; – владение стилем профессиональной речи; – умение определять цель и понимать ситуацию общения; – умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения; – умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности; – знание этикета и чёткость выполнения его правил.

Таким образом, знание русского языка, то есть владение лингвистической, коммуникативной компетенциями – это необходимый инструмент, ключ к достижению профессионального успеха личности. Выбор будущей профессии – это серьёзный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий основательной подготовки и глубоких знаний.

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]