Экскурсоводы, смотрители, научные сотрудники. Кто работает в музее?


Designed by cristina-gottardi/Freepik

Кто работает в музее? На этот вопрос любой человек, который хоть раз посещал это культурное заведение, скажет: «экскурсовод». А еще? «Ну, там, тетеньки на стульчиках сидят». А между тем в каждом таком учреждении трудится целый штат сотрудников, и это отнюдь не «тетеньки на стульчиках», а высококвалифицированные специалисты разного профиля. Кто же они?

Куратор

Фото: ©️ Музей современного искусства «Гараж»

Кажется, уже все знают, кто такой куратор. Но стоит вспомнить, что это сравнительно новая должность для музеев. А в российских государственных бюджетных культурных учреждениях такой штатной единицы пока и вовсе нет.

В частных музеях, галереях и арт-центрах куратор является своего рода проводником между профессиональной и более широкой аудиторией. Он ведёт научную и исследовательскую деятельность, проводит лекции, занимается отбором и интерпретацией произведений искусства, готовит тексты и каталоги и планирует выставки. Кроме того, куратор должен лично взаимодействовать с прессой и участвовать в фандрайзинговых кампаниях, в том числе приёмах для спонсоров, вечеринках для коллекционеров.

Где учиться? Совместная магистерская программа НИУ ВШЭ и «Гаража» «Практики кураторства в современном искусстве», магистерская программа «Кураторские исследования» в СПбГУ.

Научные сотрудники


Designed by ijeab/Freepik

Этих специалистов гости музея в основном не видят – их деятельность проходит не в выставочных залах, а в тех помещениях, куда посетителей не допускают.

Чаще всего научные сотрудники занимаются «движением экспонатов» – проверяют их наличие и состояние, регистрируют поступление новых экспонатов, занимаются организацией выставок и экспозиций в плане соблюдения правил хранения ценностей и их перевозки. А еще следят за соблюдением правил консервации и хранения предметов, требующих особых режимов содержания. Должность человека, который этим занимается, называется «хранитель музейных ценностей».

Но нужно понимать, что музеи ведут и серьезную научную и аналитическую работу: изучают и каталогизируют экспонаты, занимаются поиском новых артефактов, разрабатывают концепцию развития учреждения и его экспозиций.

В обязанности научных сотрудников входят и популяризация деятельности музея, и участие в научных исследованиях, а также конференциях, семинарах, экспедициях. Они же отвечают на вопросы посетителей и экскурсоводов, зачастую – разрабатывают для них цикл лекций и выступлений, а иногда и сами ведут лекционную деятельность.

В зависимости от профиля музея в нём могут работать научные сотрудники разных профессий: реставраторы, краеведы, археологи и даже инженеры, если культурное учреждение имеет техническую направленность.

Но самое главное, научный сотрудник – это обязательно специалист с высшим профильным образованием (как правило, искусствовед или историк). На многие должности принимаются только обладатель ученой степени и стажа работы по специальности.

Координатор музейных проектов

Фото: ©️ Музей современного искусства «Гараж»

Координатор отвечает за полный цикл выставочного проекта. Бюджет, сроки, подрядчики, документы, транспортировка, монтаж и демонтаж, страховка, общение с художником — вот лишь часть вопросов, которые должен держать в голове координатор. В традиционных государственных музеях этот функционал берут на себя куратор коллекции, младший научный персонал и сотрудник выставочного отдела, но в современных культурных институциях этим занимается один специалист.

Где учиться? Любые программы по управлению проектами, например в НИУ ВШЭ или МГУ. Совместная магистратура НИУ ВШЭ и «Гаража» также подойдёт в этом случае.

Чем занимаются музейные работники

Средняя зарплата работников музея минимальна и составляет примерно 20-25 тысяч рублей, но здесь все зависит от научных регалий, специальности и должности.

Хранитель музея

Экспонаты нашего музея — отдельная тема для разговора. Есть экспонаты, связанные с Великой Отечественной войной, с историей Челябинска и всего нашего региона. Есть уголок, посвященный строительству железной дороги. Можно сказать, что наш музей даёт людям возможность почувствовать историю Южного Урала в её чистом виде. Помимо постоянных экспонатов, мы регулярно проводим выставки с местными художниками.

Специалист службы фандрайзинга

Фото: ©️ Музей современного искусства «Гараж»

В России с каждым годом снижается государственное финансирование музеев, а спонсорские контракты заключаются лишь на определённое время. Музеи вынуждены постоянно искать доноров и патронов и разрабатывать новые способы финансирования своих проектов. Обычно этим занимаются службы фандрайзинга, которым всегда нужны опытные специалисты.

Где учиться? «Академия фандрайзинга», онлайн-курс от фонда «Нужна помощь» и видеокурс от проекта «100 городских лидеров». Курс фандрайзинга есть в Московской школе профессиональной филантропии.

Специалист по разработке инклюзивных программ

Фото: ©️ Музей современного искусства «Гараж»

Люди с разными формами инвалидности должны иметь доступ к культуре — это не просто пожелание, этого требует российское законодательство. Тем не менее музейная среда в России остаётся малодоступной для многих категорий посетителей. В последние годы музеи пытаются исправить эту ситуацию и запускают отделы инклюзивных программ. Для этого требуются новые профессиональные сотрудники, которые знакомы с новейшими разработками в сфере инклюзии и знают, как работать с тем или иным сообществом.

Где учиться? Методические пособия Музея «Гараж» (1, 2, 3), вебинары общественной организации «Перспектива», Летняя школа инклюзивных практик ГМИИ им. А. С. Пушкина, образовательные программы института «Реакомп», курс повышения квалификации «Формирование инклюзивной среды в учреждениях культуры».

Профессия музейного работника – энтузиазм и сохранность национального наследия

Сохранение культурного и исторического наследия – одна из основных обязанностей государства. И лучшей формой их сохранения, особенно в период глобальных политических кризисов, экономической нестабильности и прочих масштабных перемен в государстве, бесспорно, являются музеи.

Данную функцию им приходилось выполнять на протяжении всего периода становления России, как современного государства – в период революций, войн и смен политических режимов, музейные работники единственные, кто понимал действительную ценность исторического наследия.

В разное время им приходилось сталкиваться с множеством проблем не только финансового, но и идеологического характера. И что самое прискорбное, многие из них сохранились и до сегодня.

Несмотря на то, что время наибольших государственных потрясений уже прошло, музейному сообществу постоянно приходится бороться со все новыми вызовами, такими как отсутствие государственного финансирования, пропажи экспонатов, необходимость ремонта хранилищ, низкие зарплаты – обо всем этом нам постоянно приходится слышать из СМИ.

Каково же действительно состояние музейного фонда сегодня? С какими проблемами приходится сталкиваться музейным работникам, и какие профессии сегодня актуальны в данной сфере? В Преддверии Международного дня музеев, отмечаемого 18 мая, Карьерист.ру даст ответы на эти вопросы.

Музеи существуют в России более 300 лет – их появлению предшествовал многовековой период, в рамках которого происходило накопление исторических реликвий, военных предметов, сакральных трофеев, старинных книг и рукописей, сохранение церквей и резиденций знатных особ. Постепенно в процессе их сбора появлялись элементы целенаправленного коллекционирования.

Первым в России музеем по праву считается Петровская Кунсткамера, созданная в 1714 года

, после которой произошел существенный музейный скачек, и предметы древности уже стали планомерно разыскиваться. Долгое время Кунсткамера оставалась единственным музеем в России, и так продолжалось до середины и даже второй половины 18-го века, когда свою бурную деятельность развили научные сообщества. В дальнейшем музеи начинали развиваться более бурно – появилась масса культурных, научных и художественных заведений, в том числе и известный всем Эрмитаж.

Дальнейшее осознание и развитие просветительских возможностей музеев привели к тому, что в 19 веке они стали уже не отдельными коллекциями, а группами естественно-научных и исторических музеев при университетах и ученых сообществах – произошел качественно новый виток. В этот же период произошло формирование публичных музеев, а большинство собранных частных коллекций признавались национальным наследием

. Это определило основные тенденции, в рамках которых музеи и развивались до конца 19-го века.

Дальнейший период характеризуется тотальным, но тем не менее стихийным открытием музеев. Набирали обороты также и местные, провинциальные музеи – вместе с ними в дореволюционный период подобного рода заведений насчитывалось по России более 200.

С приходом советской власти, музейная отрасль преобразилась. Произошел очередной и качественно новый виток сбора и сохранения культурного наследия, однако, в период революции много экспонатов было утеряно и разворовано. В то же время советская власть смогла систематизировать музеи как явление, популяризируя их роль для становления общества и используя в качестве инструмента просветительства.

Именно при советской власти впервые ввели платный вход, была развита широкая сеть местных краеведческих музеев, проводилось множество восстановительных и реставрационных работ, и произошло становление музейного дела, как важнейшего культурно-просветительского института общества.

На сегодня в России насчитывается более 2,7 тыс. музеев

всех ведомств – это и местные, и архитектурные, и заводские музеи, музеи ВУЗов и многие другие. Общий фонд музеев насчитывает более 83 млн экспонатов.
Ежегодно российские музеи посещает свыше 102 млн человек
, и больше 2/3 из них – наши сограждане. Это наглядно показывает, что интерес к отечественному культурному наследию все же высок. В то же время 80% зданий, в которых размещены отечественные музеи, не приспособлены для хранения экспонатов, и это далеко не все их проблемы.

Сегодня, более 40% российских музеев размещены в старинных зданиях, которые даже теоретически невозможно оборудовать для правильного хранения экспонатов

. При этом они все чаще стали попадать в фокус отечественных СМИ вовсе не как герои рубрик культуры, а как пострадавшие от происшествий – постоянно приходится слышать про пожары, аварийное состояние хранилищ, кражи ценностей и т.д.

Касательно последних, проведенная недавно всероссийская ревизия показала, что за постсоветский период музейный фонд лишился около 50 тыс. экспонатов.

И по словам многих музейных работников, всему виной отсутствие должного внимания со стороны государства.

Несмотря на существование Союза музеев России, реальное решение насущных проблем получают только именитые галереи и музеи-заповедники, которые способны привлекать посетителей своей исторической ценностью.

Про проблемы самых масштабных российских музеев, таких как Эрмитаж, Третьяковская галерея, Оружейная Палата или Гранд Макет, говорить вообще не приходится – за счет находящихся в них экспонатов, они давно перешли в ранг прибыльных коммерческих предприятий и вовсе не нуждаются в дополнительной заботе. Для местных же и краеведческих музеев, основополагающей проблемой является привлечение посетителей – чем меньше популярности у учреждения среди населения, тем меньше внимания к нему со стороны государства

.

Не менее важной стала концептуальная проблема – сегодня, все больше пытаются актуализировать вторичные функции музеев, позиционируя их как среду для культурного досуга и прибыльного туризма, выводя эти функции на первый план.

Однако музейные работники акцентируют внимание государства на том, что первостепенной задачей музеев является, прежде всего, функция сохранения культурного ДНК нации

и возможность его передачи будущим поколениям
.
По мнению представителей музейного сообщества, музеи нельзя относить к разряду культурно-просветительских и тем более развлекательных заведений. Они изначально рассчитаны не на рентабельность, а на выполнение хранительских задач, переквалификация которых грозит музеям тотальным исчезновением.

Одной из самых масштабных проблем принято также считать вопрос материального обеспечения. В этой части особенно актуальными остаются вопросы строительства современных фондохранилищ и экспозиционных помещений, вложений в науку,

отсутствия государственной поддержки проведения исследовательской и собирательской деятельности, и, конечно же, финансирования оплаты труда. Последний вопрос особенно заботит работников провинциальных музеев – их средняя зарплата не превышает 12-13 тыс. рублей, что слишком мало даже по среднероссийским меркам.

И несмотря на такую массу проблем, за последнее десятилетие, численность музейных работников выросла почти в два раза – до 65 тыс. человек

. Более 70% из них — это женщины предпенсионных лет, средний возраст которых составляет 59 лет. В связи с этим, вопрос смены поколений и подготовки молодых сотрудников для музейной отрасли становится как никогда актуальным.

Так, за последние пару десятков лет в России было открыто более 30 музееведческих кафедр в институтах Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Поволжья и даже Дальнего Востока. При этом принципиально меняется понимание профессии музейного работника. Сегодня музейный специалист — это профессионал, обладающий новым мировоззрением, основанным на достоверной информации о культурном и историческом прошлом своей родины и понимающий глобальную необходимость всестороннего изменения и интеграции разнообразных культур.

В связи с этим увеличилось количество вакансий и стало впечатлять разнообразие востребованных музейных профессий, среди которых:

  • Хранители
    – специалисты, работающие в фондовых отделах, осуществляющие учет и описание экспонатов, обеспечивающие их научный оборот и составляющие музейные коллекции.
  • Научные сотрудники
    – специалисты, проводящие исторические исследования, организующие конференции и иные научные мероприятия, занимающиеся организацией тематических выставок, готовят публикации для СМИ и издательств.
  • Экскурсоводы
    – творческие и в то же время ответственные специалисты, проводящие экскурсии для посетителей музеев, отвечающие на интересующие вопросы и знающие историю представленных выставок «от и до».
  • Смотрители
    – работники, обеспечивающие сохранность экспонатов, следящие за чистотой залов и соблюдением правил посещения музеев.
  • Методисты музейной работы
    – более опытные сотрудники, в функции которых входит универсальное совмещение элементов труда научных сотрудников, экскурсоводов, организаторов экскурсий и других. Их деятельность имеет идеологический и одновременно педагогический характер, поэтому принимаются на такую работу только специалисты со стажем.
  • Экспозиционеры
    – специалисты, отвечающие за организацию тех или иных выставок, отвечающие за их прохождение и обеспечивающие их максимально продуктивное проведение.

Конечно, вполне очевидно, что востребованность специалистов на рынке музейного труда обусловлена довольно скромным уровнем заработной платы, который в условиях современных российских реалий довольно сложно восполнить романтизмом, принципиально новым подходом к профессии музейного работника и открытием множества новых кафедр.

Интерес молодого поколения можно вызвать

только популяризацией важности исторического наследия, как культурной составляющей общества и одновременным предоставлением достаточных социальных гарантий. Однако наблюдаемое нами сегодня игнорирование проблем музейного сообщества не позволяет говорить о светлом будущем данной отрасли. Вероятно, даже несмотря на огромную важность труда музейных работников, им и дальше придется выполнять свою работу в оставшихся с советского времени условиях, осуществляя функции хранителя культурного и исторического наследия на голом энтузиазме.

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru

.

Разместить резюме Добавить вакансию

Смотритель / Медиатор

Фото: ©️ Музей современного искусства «Гараж»

Образ строгого смотрителя, который сидит на стульчике в углу зала, уходит в прошлое. Современный смотритель — это в первую очередь помощник. Он знает всё о выставочном проекте, может обратить внимание на ключевые работы и готов показать, как пользоваться аудиогидом. Сейчас в музеях реже используют слова «смотритель» и «экскурсовод», на смену этим терминам пришла должность медиатора, то есть человека, который помогает посетителям взаимодействовать с экспозицией.

Где учиться? Освоить специальность смотрителя можно на курсах дополнительного образования, например в МГПУ, обучением медиаторов периодически занимается фонд V-A-C.

Предпочтительно, если медиатор имеет искусствоведческое образование. Классическое образование можно получить в МГУ или СПбГУ, а современному искусству учат, например, Институте «База» и организаторы Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Смотрители

Те самые «тетеньки на стульчиках» сидят не просто так – это смотрители, которые следят за тем, чтобы посетители музея не нарушали правил поведения: не сорили, не шумели, не заходили за ограничительные ленты, не портили имущество.

В обязанности смотрителей входит обеспечение сохранности экспонатов, – но понятно, что при возникновении угрозы для коллекций или оборудования они не вступают в неравный бой с ворами и хулиганами, а вызывает охранников.

Никаких особых знаний и навыков от них не требуется, поэтому на этих должностях могут работать специалисты без профильного образования и даже вообще без высшего образования. Как правило, молодежь эти должности не прельщают, и музеи с удовольствием берут на работу дам пенсионного возраста, обладающих интеллигентной внешностью.

Специалист по работе с аудиторией

Фото: ©️ Музей современного искусства «Гараж»

Современный музей должен хорошо знать и понимать своего зрителя. Работа с аудиторией — это активно развивающаяся область с крайне разнообразным функционалом. Сотрудники собирают входную информацию о посетителях, создают программы лояльности, готовят внутреннюю систему анализа «своей» аудитории, обеспечивают позитивный контакт с посетителями и выстраивают комфортные маршруты посещения экспозиций.

Комплексных академических программ, которые бы объединяли в себе все эти практики, пока не существует. Для работы непосредственно с посетителем потребуется опыт или образование в сфере сервиса и гостеприимства. Специалисту по исследованию аудитории пригодится степень бакалавра или магистра по социологии или музеологии. Для менеджмента программы лояльности музея желательно иметь маркетинговое образование.

Где учиться? Магистерская программа «Международное сотрудничество в сфере туризма» в РАНХиГС, магистерская программа «Социология публичной и деловой сферы» в НИУ ВШЭ.

Технический директор

Фото: ©️ Музей современного искусства «Гараж»

Произведение искусства — это, как правило, хрупкая и дорогостоящая вещь. На его сохранность влияет огромное количество факторов: от климатических условий и освещения до качества монтажных работ. Раньше эти вопросы распределялись между разными отделами, но в современных музеях и арт-центрах за них отвечает один человек — технический директор. Он должен быть внимательным к деталям, досконально знать планы инженерных сетей и при этом разбираться в более творческих вопросах вроде устройства мультимедийных инсталляций.

Где учиться? Для этой должности потребуется инженерно-строительное или техническое образование. Например, в Строительном университете, РУДН или Политехе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: tpkrostent@cp9.ru