Лоббист кто это такой. Профессия лоббист. Описание, качества и навыки

Автор: ПрофГид

Лоббист — профессиональный агент или организация (в лице специальной фирмы или ассоциации), который реализует интересы заказчика в политической сфере. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

  • Оплата труда
  • Ступеньки карьеры и перспективы
  • Знаменитые лоббисты
  • Лоббизм (англ. lobbyism, от англ. lobby — кулуары) — давление на парламентарии путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта. Используя налаженные деловые контакты, лоббист влияет на принятие решений в пользу интересов «своей» группы.

    История профессии

    Влияние на власть с целью принятия нужных решений существовало всегда. Возле каждого правителя возникали противостоящие друг другу группировки, которые конкурировали за его благосклонность. Но официально лоббизм зародился в конце XVIII – начале XIX века в США. Термин происходит от английского слова «lobby», что означает кулуары, т.е. место, где удобно вести переговоры с глазу на глаз.

    В США и ряде других стран (Канада, Великобритания, Франция, Австрия) вопрос лоббизма законодательно урегулирован. При этом введена обязательная или добровольная регистрация лоббистов и прописано построение общения с ними чиновников. В России было несколько попыток принять соответствующий закон, однако все они закончились неудачей. Это привело к тому, что лоббизм в РФ реализуется двумя способами: негласным влиянием на власть различных группировок или открытым влиянием общественности и авторитетных людей.

    Разрешено ли лоббирование в РФ

    Юридического и правового понятия «лоббизм» в России не существует.

    Но есть конституционное право иметь свою точку зрения, создавать союзы для защиты своих интересов, подавать петиции (ст. 30, 33 Конституции РФ).

    Петиции — это один из методов легального лоббизма, следовательно, лоббизм (речь идет о его законных методах) в РФ не запрещен.

    Но специальных учреждений, осуществляющих лоббистскую деятельность на профессиональной основе (как в Канаде и США), в нашем государстве нет.

    Лоббизм в России существовал с середины 19 века. Союзы предпринимателей выносили свои проблемы и требования на заседания высших правящих структур.

    В СССР лоббизм осуществлялся по территориально-профессиональному принципу: руководители областных комитетов партии «продвигали» интересы своих территорий. Так, руководитель Ставропольского края лоббировал интересы аграрного сектора, секретарь обкома Сахалинской области — интересы рыбопромышленного комплекса и т.д.

    После 2000 года и до настоящих дней было предпринято несколько попыток четко регламентировать лоббизм в РФ, но успеха эти попытки не имели.

    Описание и характеристика профессии

    Лоббирование, вопреки распространенному общественному мнению, – это не банальный подкуп депутатов или чиновников. Это установление с ними диалога по различным важным вопросам и способ донесения через своего агента (лоббиста) позиции по этим вопросам определенной группы заинтересованных лиц, которую называют «группой давления».

    Влияние на политиков и органы власти, которые выступают объектом лоббирования, может производиться разными законными методами, как то:

    • личные переговоры;
    • общение на различных публичных мероприятиях;
    • направление в органы власти петиций;
    • рассылка писем с предложениями о принятии или отклонении какого-либо нормативного акта;
    • поддержка избирательных кампаний политиков, финансирование их благотворительных проектов и др.

    Подкуп политика относится к незаконной деятельности, хотя такие случаи и нередки, что вызывает отрицательную реакцию общества на явление лоббизма.

    В связи с этим термин «лоббизм» все чаще заменяют другими терминами, не имеющими негативной окраски: Government Relations (GR), Policy representation, Public Affairs, Policy marketing. Также бывают случаи, когда закон формально не нарушен, но с моральной точки зрения продвижение законопроекта не принимается обществом.

    Чаще всего лоббисты специализируются на каком-либо вопросе, в котором глубоко разбираются и при этом имеют хорошие связи в соответствующих кругах. Это может быть металлургия, химическая промышленность, строительство, автомобилестроение и др. В США, например, существует очень сильное оружейное лобби, которое блокирует проекты законодательных актов, направленных на ограничение прав американских граждан на владение огнестрельным оружием.

    Цепочка действий лоббиста

    А сейчас обсудим, что именно и в какой очередности делает лоббист, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов.

    • Создает обращения путем личного контакта с представителями органов власти, либо с применением официальных писем;
    • Сотрудничает со средствами массовой информации, обеспечивает громкие провокационные статьи в печатных или интернет изданиях;
    • Занимается написанием грамотных петиций;
    • С помощью грамотного подхода к неформальному общению вдалеке от посторонних глаз, создает выгодные коммуникации и договоренности.

    Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

    Каких-либо официальных требований к уровню образования лоббиста нет, однако человек должен быть экспертом в своем вопросе. Без одного или нескольких высших образований хорошему лоббисту не обойтись. Профессия «лоббист» предполагает глубокие знания в политике, экономике, финансовой сфере и юриспруденции. Поэтому человеку, который хочет стать лоббистом, лучше всего подойдут такие направления: «Право», «Экономика», «Финансы», «Государственное и муниципальное управление», «Публичная политика» и т.д.

    Поэтому стоит обращать внимание на ведущие вузы, которые не только дадут качественные знания, но и помогут наладить контакты с нужными людьми:

    • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
    • Московская государственная юридическая академия;
    • Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России;
    • Российский государственный гуманитарный университет;
    • Финансовый университет при Правительстве РФ;
    • Российский университет дружбы народов.

    На высший уровень законодательной и исполнительной власти имеют выход чаще всего выпускники именно элитных столичных или даже зарубежных университетов. Хотя этот путь не закрыт и для талантливых студентов региональных вузов. Кстати, на региональном уровне тоже существует лоббизм.

    В зависимости от избранного вуза и направления обучения будущему лоббисту нужно будет сдавать ЕГЭ по самым разным предметам, чаще всего это русский язык, обществознание, история, иностранные языки, математика.

    Закончив вуз, можно пройти обучение специальности «GR-менеджер» на курсах дополнительного образования или повышения квалификации.

    Требования к профессионалу

    Что бы стать лоббистом, одного желания мало. Это мы говорим для детей и взрослых, которые не знали об этом.

    Здесь не получится пройти специальное обучение, где всему научат. Но важным этапом является получение высшего образования и работа в органах государственной власти.

    Только при наличии достаточного количества полезных знакомств можно говорить о следующих шагах.

    К главным требованиям относятся следующие пункты:

    1. Быть максимально коммуникабельным;
    2. Уметь правильно заводить знакомство с законодательной властью, быть максимально терпеливым и сдержанным;
    3. Обладать отличными организаторскими способностями, уметь организовывать встречи и нужные для работы мероприятия;
    4. Иметь аналитический и пытливый склад ума;
    5. Обладать максимально жестким и твердым характером, выглядеть уверенно, всегда осознавать каждое свое слово;
    6. Уметь излагать мысли на чистом русском языке.

    Профессиональные обязанности

    Поскольку профессия лоббиста не утверждена в России законодательно, то и четкого перечня обязанностей у него нет. Агент должен выполнить задание заказчика, например, обеспечить принятие закона об уменьшении пошлины на металлопрокат. А каким образом он это будет делать – уже секреты профессии.

    Но в любом случае хороший лоббист обязан:

    • быть всегда в курсе последних событий, которые происходят в мире и стране;
    • отслеживать все законодательные и нормативные акты по интересующему его вопросу, начиная с создания, прохождения согласования в комитетах и комиссиях, до принятия;
    • наблюдать за работой различных государственных учреждений и анализировать их деятельность;
    • знакомиться и постоянно поддерживать хорошие отношения с чиновниками, их заместителями, помощниками и секретарями, а нередко и членами их семей;
    • знать специфику рынка, на котором работают заказчики;
    • генерировать идеи, писать и продвигать законопроекты;
    • работать с избирателями, если дело касается политики;
    • сотрудничать с общественными организациями и отдельными деятелями;
    • вести деловую переписку в интересах заказчика;
    • обращаться к общественности за поддержкой, если это необходимо.

    Чтобы приобретать полезные знакомства и поддерживать связи, лоббисту приходится вести активную общественную и светскую жизнь. Это дает возможность побеседовать с влиятельными людьми в неформальной обстановке.

    Важные качества

    Хорошие коммуникационные способности — основа деятельности GR-специалиста. Причем поддерживать связи нужно не только с представителями власти, но и с общественными организациями, СМИ, внутренним миром компании. Для реализации крупных GR-проектов, включающих множество мероприятий, потребуется талант организатора. Также необходимо обладать общим видением и пониманием ситуации на рынке, перспектив развития компании, знать специфику организации бизнес-процессов и основы управления компаниями.

    Кому подходит

    Работать лоббистом может далеко не каждый. Как правило, в эту профессию попадают бывшие политики или люди, которые получили хорошее образование и имеют опыт работы в государственных структурах: отраслевых министерствах, аппарате Госдумы, Правительства или Президента.

    Кроме того, лоббисту должны быть присущи такие личные качества:

    • коммуникабельность и умение вести переговоры;
    • способность убеждать собеседника в своей правоте;
    • безупречная деловая репутация и авторитет в различных органах власти;
    • аналитические способности, умение видеть как отдельные моменты, так и картину в целом;
    • организаторские таланты, без которых невозможно провести даже обычное мероприятие, не то что реализовать масштабный проект;
    • терпение и выдержка;
    • трудолюбие и настойчивость;
    • готовность работать в режиме 24/7 в самые ответственные моменты;
    • выдержка и умение контролировать эмоции.

    Плюс профессии – это ее престижность и редкость, а также высокие заработки. Каждый лоббист является уникальным мастером своего дела. Но здесь кроется и минус, поскольку войти в эту профессию очень сложно даже опытному человеку, а выпускнику вуза нужно неустанно трудиться несколько лет, чтобы только приблизиться к мечте.

    Подведем итоги

    Мы подробно рассказали об относительно новой профессии в нашей стране. Теперь вы знаете, лоббист кто это такой, для чего нужен такой человек и какие плюсы и минусы имеет данный вид деятельности.

    Теперь дети и взрослые, которые не прочь посвятить время этой специальности, могут принять взвешенное решение, так как теперь знают, что необходимо для того, чтобы прийти в это течение.

    Возможно вам будет интересна статья: Лифтер кто это такой, особенности профессии, чем занимается

    Как построить карьеру

    Карьера в понимании лоббиста – это повышение авторитета и получение высокооплачиваемых заказов. Поскольку попасть в профессию очень трудно, молодому кандидату придется постараться, чтобы стать профессиональным лоббистом. Несколько советов начинающему агенту:

    • Сначала нужно определиться, обладаете ли вы необходимыми для этой работы качествами, в первую очередь, в общении с людьми.
    • Если да, то нужно поступить учиться в хороший вуз и вести активную общественную деятельность, интересоваться политикой и экономикой, а также налаживать связи.
    • Параллельно можно устроиться на бесплатную практику в местную администрацию или мэрию, чтобы разобраться в процессах изнутри.
    • Начинать свою деятельность желательно с решения актуальных местных проблем, при этом проекты должны быть интересны как жителям, так и бизнес-группам.

    Если претендент покажет себя с положительной стороны, то к нему могут обратиться за платными услугами. Если же с лоббизмом не получится, полученные знания и навыки можно применить для политической или административной карьеры.

    Место работы

    GR-специалисты нужны в компаниях, чья деятельность так или иначе зависит от органов государственной власти. В первую очередь, это компании-лидеры федерального или регионального уровня. А также те, кто заинтересован в получении государственных ресурсов или желает быть поставщиком для госорганов. Прибегают к помощи лоббистов и организации, которым требуется регулярное продление различных лицензий и сертификатов. Поэтому спрос на таких специалистов всегда стабильно высокий.

    Существует несколько видов организации GR-деятельности. В одних случаях это самостоятельное подразделение бизнеса (отдел, департамент), в других — часть юридического или PR-блока. Иногда GR может быть вынесен за скобки бизнеса и отдан маленькому GR-агентству, основанному каким-нибудь бывшим депутатом. Кроме того, имея профильное образование, можно попробовать устроиться в отраслевую лоббистскую организацию. Больше всего услугами лоббистов пользуются компании, занимающиеся строительством, девелопментом и розничной торговлей.

    Чтобы работать в международном GR, нужно очень хорошее базовое образование — юридическое, в сфере международных отношений или внешней экономики. Но российским образованием здесь не обойтись: кандидат на должность лоббиста международного уровня должен быть выпускником европейского вуза. Еще одним важным плюсом станет профессиональная стажировка — либо в госструктуре, либо в транснациональной корпорации, либо в консалтинговом агентстве.

    Перспективы профессии

    На сегодня лоббист – не самая востребованная на рынке профессия, особенно учитывая ее законодательную неурегулированность. Попасть в число профессионалов очень сложно, но те, кто смог пробиться, хорошо зарабатывают и обладают авторитетом, который сам по себе служит инструментом продвижения нужных решений.

    Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия лоббист подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]