Автор: Флюра Ягофарова
Гейм-дизайнер (game designer, геймдиз) – это создатель игр в широком смысле этого слова. Его можно назвать режиссером игр, ответственным за весь цикл создания проекта. Кстати, в 2022 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
В современном мире создание компьютерных игр – это четко отлаженный поэтапный процесс. В игровом бизнесе существует два типа компаний: разработчик (developer) и издатель (publisher). Часто бывает так, что разработчик и издатель – это одна и та же студия. Это идет на пользу созданию игры: разработчику не надо будет убеждать издателя в целесообразности капиталовложений.
Этапы создания типичной компьютерной игры:
- Первый этап разработки игр называется Pre-production, или подготовка к производству. Он включает в себя составление концепт-документа, подбор средств для реализации проекта, составление плана работ, работу с художниками для определения графического стиля игры, решение финансовых вопросов.
- На втором этапе – Pre—alpha – составляется и утверждается подробный дизайн-документ, в котором детально расписана вся игра. Это основной документ, которым руководствуются в работе все специалисты. План работ согласовывается с компанией-издателем. Как правило, все современные игры разрабатываются для конкретного издателя, который вкладывает в разработку свои средства. На этом этапе в работу включается сценарист.
- Третий этап – альфа-версия – ключевой этап в создании игры, в процессе которого разработчики занимаются реализацией плана, заполняют игру содержанием. Гейм-дизайнер ведет постоянную работу с дизайнерами уровней и художниками/моделлерами, контролируя соответствие концепции и обеспечивая целостность и единый художественный стиль игры. При этом необходимо уделять внимание и деталям, которые делают игровой мир живым. На этом этапе периодически анализируются текущие результаты разработки: работающая демо-версия игры, первый уровень. Эти промежуточные результаты используются в рекламе новых игровых проектов: демо-версии публикуют на игровых сайтах.
- На четвертом этапе, который называют бета-версия, игра должна быть практически готова и полностью функционировать. Гейм-дизайнер принимает активное участие в тестировании, работает с дизайнером миссий. По результатам тестов на этом этапе в игру вносятся необходимые изменения.
- Финальный аккорд – релиз (англ. release), то есть выпуск. После создания, тестирования и отладки игры наступает долгожданное время ее выпуска. Интерес к этому событию усиленно подогревается издателем игры посредством рекламы. На этом этапе гейм-дизайнер активной работы не ведет.
- Последний этап – поддержка. Компьютерные игры, даже после тестирования и многократной отладки, часто выходят с ошибками. Разработчики оставляют возможность исправлять ошибки на выпущенных играх, устанавливая патчи (от английского слова patch – заплатка).
Что почитать: подборка полезных книг
Джесси Шелл, «Геймдизайн. Как создать игру, в которую будут играть все»
Автор делится своими секретами о том, как можно создать популярную игру. Книга описывает не только компьютерные игры. Она раскрывает психологию игрока и помогает понять механику игр.
Джейсон Шрейер «Кровь, пот и пиксели. Обратная сторона индустрии видеоигр»
Это лучшая книга об игровой индустрии, в которой собраны сотни интересных историй от создателей игр.
Дональд Норман «Дизайн привычных вещей»
Эта книга о тех вещах, которые нас окружают. Почему именно такими их создали? Это своего рода справочник дизайнерских находок и ошибок.
Михаил Кадиков «Проектирование виртуальных миров. Теория и практика дизайна уровней»
Книга знакомит с профессией дизайнера уровней. Рассказывает об особенностях проектирования виртуальных миров. Как сделать так, чтобы игрок испытывал различные эмоции и не хотел отказываться от игрового процесса? Как рассказывать историю через окружение? Ответы не только на эти вопросы можно найти в книге.
Стив Макнил «Hey! Listen! Путешествие по золотому веку видеоигр»
Книга знакомит читателя с развитием индустрии компьютерных игр и историей создания легендарных игр. Книга написана легко, даже о провалах в развитии индустрии рассказано с юмором.
Полезные лайфхаки: Как стать фронтенд разработчиком, Как стать веб-разработчиком с нуля, Как выбрать направление в программировании.
Специфика работы специалистов по созданию игр
Чтобы создать качественную современную компьютерную игру, требуется не один год упорной работы. Поэтому над созданием игр трудится одновременно несколько производственных команд, каждая из которых выполняет свои задачи. В создании компьютерной игры, кроме программиста, участвуют и представители других профессий, но программист – центральное звеном всей разработки.
Программист занимается написанием программного кода игры, с помощью которого реализуется игровая физика и искусственный интеллект игры. Программист должен иметь богатый опыт работы в области информатики и разработки.
Аниматор – это самая творческая профессия. В некоторых играх, таких как Myst, аниматор играет даже более важную роль, чем программист. Аниматор – это человек с хорошим воображением, современным мышлением и множеством идей. Графическая составляющая всегда была одним из главных критериев оценки игры. Аниматоры сегодня имеют в своем арсенале самое современное аппаратное и программное обеспечение (в частности, технологию Motion Capture), которое дает возможность записывать реальные движения человека и переносить их потом на игровых персонажей.
Композиторы, музыканты, актеры, звукорежиссеры работают над звуковым оформлением игры, пишут и исполняют музыку, читают тексты персонажей. Без достойной музыки и качественного озвучивания, как и без хорошей графики, современная игра не будет успешной. Музыкальное и звуковое сопровождение, конечно, не главное, но попробуйте поиграть в Need For Speed: Underground 2 без звуков и музыки – большая часть очарования этой игры исчезнет.
Сценарист. Сценарий игры обязательно присутствует в ролевых и приключенческих играх, а также в играх смешанных жанров. Но даже в FPS-играх требуются качественные и интересные тексты. Этим занимаются сценаристы и режиссеры.
Дизайнер игры занимается программированием игрового дизайна, уделяя особое внимание сюжетным линиям, структуре игры и правилам.
Дизайнеры уровней. После того как программисты, аниматоры, художники, музыканты выполнят основную работу по созданию персонажей игры, игровых интерьеров, звуков, в работу включаются дизайнеры уровней. Если даже игра представляет собой один большой уровень без явного разбиения на части, дизайнерам приходится немало поработать над созданием игровой вселенной.
Тестер – испытатель игры – занимается поиском различных ошибок и несоответствий в игре, анализируя детали игры. Любая игра перед выходом в свет должна быть протестирована.
Ответы на вопросы
Если не разбираюсь в геймдизайне, смогу ли этому научиться?
Программа обучения построена таким образом, что даже новичок сможет разобраться во всех тонкостях геймдизайна. Плавное погружение в тонкости работы и поддержка преподавателей и кураторов помогут быстрее освоить весь материал.
Сколько времени нужно уделять обучению в день?
Каждый студент выбирает нагрузку, исходя из своего рабочего графика и возможностей. Рекомендовано для успешного усвоения теории и отработки заданий на практике уделять обучению хотя бы 3-5 часов в неделю.
Не смогу оплатить обучение. Действует ли рассрочка?
Конечно, можно купить онлайн-курс в рассрочку. Сделать об этом отметку при оформлении заказа.
Ступеньки карьеры и перспективы
Гейм-дизайнеры могут начать свою карьеру в любительских проектах или с позиции тестера. При приеме на работу кандидату на должность гейм-дизайнера дают тестовое задание, уникальное для каждой студии. Как правило, это часть работы, которую предстоит выполнять в дальнейшем. Для выполнения задания дается несколько дней. После успешного выполнения задания кандидат либо проходит собеседование, либо выполняет дополнительное тестовое задание.
Гейм-дизайнеру желательно иметь высшее образование – техническое в области программирования. Высоким спросом на рынке труда пользуются гейм-дизайнеры с дополнительными полезными навыками – рисования, 3D-моделирования – и знанием языков программирования и скриптов.
Знаменитые и великие разработчики компьютерных игр
Том Холл, Джон Ромеро, Пауль Джаквейс, Тим Виллитс и Ричард Бейли Грей aka Levelord, Джуд Адамсон, работавшая над эффектами в фильмах Pig in the City, Stuart Little, The Sixth Day, Cats & Dogs, Harry Potter и Scooby-Doo.
Неофициальный профессиональный праздник геймдизайнера отмечается 6 августа.
Сколько получает геймдизайнер и где найти работу?
Успешный Game Designer – это высокооплачиваемый специалист. Для новичка минимальный доход начинается от 30-40 тысяч рублей. Потолок зарплат здесь трудно определить – все зависит от опыта и знаний специалиста. Чем больше успешных проектов в портфолио – тем выше доход. В среднем доход специалиста достигает 120 тысяч рублей.
Специалист с расширенными компетенциями и опытом более 3 лет может получать от 200 тысяч рублей. А если повезет, и он найдет работу в зарубежной компании, то доход может достигать 2 тысяч евро и более.
Найти работу по специальности можно на популярном интернет-сервисе по подбору персонала hh.ru, если нужна работа в штате компании, или на биржах фриланса – российских и международных.
Инструменты
Unreal Engine. Популярный игровой движок
Git. Набор утилит, которые отслеживают и фиксируют изменения в файлах
Draw.io. Инструмент для создания блок-схем, интеллект-карт, сетевых диаграмм
Blueprints. Система визуального скриптинга
Valve Hammer Editor. Редактор уровней для работы с игровыми движками GoldSrc и Source
Perforce. Система управления версиями
Google Sheets. Электронные таблицы, аналог Microsoft Excel
Notion. Система управления задачами и проектами
Чарльз Делекторских
Fullstack-разработчик
Проще и логичнее всего начать искать работу на интернет-порталах по трудоустройству. Дополнительно можно обратить внимание на различные профильные группы в соцсетях.
Скорее всего, на первых порах новичка без опыта пригласят на работу в небольшую игровую студию. Если же человек начнет активно «прокачивать» профессиональные навыки и учить английский язык, можно рассчитывать на место у крупного работодателя – отечественного или даже зарубежного – с соответствующей зарплатой.
— Чарльз Делекторских Fullstack-разработчик
Зарплатные ориентиры
Доступно более 300 вакансий по данным портала hh.ru
Зарплата без опыта работы от 30 000 рублей
Зарплата при опыте от 1 – 3 лет до 200 000 рублей
Срок обучение от 0 уровня до первого заказа от 4 до 12 месяцев
Средняя сложность обучения
Топ-3 обучающих курса для Геймдизайнеров
- Профессия Геймдизайнер с 0 до PRO от SkillBox;
- Курс «Архитектор идей: гейм-дизайнер» от GeekBrains;
- Факультет гейм-дизайна от GeekBrains.
Не существует идеальной работы, и профессия гейм дизайнера – не исключение. Если есть желание трудиться в данной сфере, следует сначала взвесить все «за» и «против». Необходимо быть готовым к авралам, соблюдению дедлайнов и к тому, что другие сотрудники могут что-то не понять в вашем замысле. Однако все проблемы решаемы, если есть искренний интерес к играм, желание расти и развиваться. Сейчас профессия геймдизайнера очень востребована, и в новых проектах часто не хватает работников. В то же время интерес к гейм-дизайну активно растет, поэтому заказчикам постоянно нужны новые кадры.
Если вам понравилась наша статья, то делитесь ею в социальных сетях и обязательно подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить много чего интересного!
Специализации гейм-дизайнеров
Обычно в крупных фирмах имеются различные специализации по гейм-дизайну, которые по сути схожи между собой.
- Механик дизайнер – расписывает правила игры, отвечает за игровой опыт в целом.
- Дизайнер математик – тот, кто рассчитывает математический баланс, игровую экономику, возможные события и прочие математические модели.
- Дизайнер уровней (левел) – проектирует дизайн уровней, то есть ландшафт карты, на которой располагаются объекты, события на уровнях и многое другое.
- Нарративный дизайнер – создает дизайн повествовательных механик игры: пишет тексты, сценарии, а также все, что связано с персонажами, их характеристики и взаимоотношения. Он объединяет сценарий и игровой опыт вместе.
- Системный дизайнер – отвечает за баланс игровых механик, создает общие правила игры.
- Дизайнер интерфейсов – создает игровые компоненты, которые содержат информацию, легкую для понимания, использования и интерпретации игроком.
- Специалисты по монетизации.
Это основные типы специализации, но в разных проектах они могут выполняться как одним человеком, так и командой.