Автор: ПрофГид
GR-менеджер (специалист по Government Relations) – человек, несущий ответственность за коммуникацию с сотрудниками органов государственной власти. Профессия новая, высокооплачиваемая. Связана с общением, умением устанавливать деловые отношения и разрешать конфликты. Кстати, в 2022 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
- Вузы
Краткое описание
Профессия появилась не так давно, но она постепенно обретает популярность. Для ведения деятельности в сфере GR требуется не только высшее образование, но и опыт работы в государственной, политической или общественной организации, составляющий 1-3 года, что зависит от условий конкретной компании. GR-менеджер продвигает интересы компании, налаживает каналы коммуникации, предоставляет руководящему составу консультации, касающиеся политических вопросов.
Из каких этапов состоит общение с клиентом?
Открытие
Представьте себе следующую ситуацию. У клиента есть явная потребность — он ищет хороший лазерный принтер, но не знает, какой выбрать. Прежде чем принять решение о покупке, он ищет информацию в Интернете.Вы управляете магазином электроники. На данный момент вы можете повлиять на его решение.
Каким образом? Создавая контент, который отвечает его потребностям. В этом случае это могут быть обзоры лучших лазерных принтеров, подбор оборудования к конкретным потребностям (например, офисный или домашний принтер) или руководство о том, как работать с определенными типами принтеров, чтобы они работали как можно дольше.
Если получатель получает ценный и полезный контент, а также связывает их с вашим брендом — это огромный плюс.
Особенности профессии
GR-менеджер чаще всего является сотрудником крупных организаций и компаний, которые заинтересованы в установлении коммуникативных, деловых связей с представителями органов государственной власти. Специалисты помогают предупредить угрозы, а также сформировать позитивное отношение к компании. Их деятельность неоценима в случае, когда необходимо выиграть крупный тендер, получить «добро» на запуск того или иного проекта, масштабировать бизнес путем открытия филиалов или производств в другом регионе. GR-менеджеры решают ряд стратегических задач, в их обязанности входят следующие работы:
- оценка и анализ текущей политической ситуации;
- предоставление консультационных услуг руководящему составу и сотрудникам компании;
- выбор людей и учреждений, с которыми необходимо налаживать контакты;
- проведение и организация встреч, переговоров, а также выставок, презентаций, конференций и иных мероприятий, имеющих деловой или информационный характер;
- продвижение интересов компании, урегулирование конфликтных и непредвиденных ситуаций, поддержание стабильности.
GR-менеджеры являются очень коммуникабельными людьми, они умеют договариваться и чутко реагируют на любые изменения текущего положения компании. Главная цель – налаживание устойчивых деловых связей, что позволяет вести открытый диалог, обеспечивать стабильность бизнеса, открывать новые пути развития, выгодные и для компании, и для государства.
Моя работа имеет смысл
Что я даю этому миру? Да, вопрос достаточно избитый, и в нем много патетики, но в той или иной форме он посещает очень многих. Деньги перестали радовать? Представляете, и такое возможно. Когда все, что ты делаешь, кажется мелким и незначительным.
Что делать?
Одна стилист всегда рекомендовала своим клиенткам отойти от зеркала на пять шагов. Хороший совет в любой ситуации.Большое видится на расстоянии. Каждый из нас выполняет работу, которая часто является лишь пазлом в одной огромной мозаике. Отойдите на пять шагов и посмотрите, действительно ли эта мозаика будет цельной и законченной, если вашего кусочка в ней не будет? Вы увидите, что нет.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Профессия молодая, поэтому в ближайшие 5-10 лет востребованность GR-менеджеров будет динамично возрастать.
- GR-менеджеры получают очень высокой оклад.
- Отличные карьерные перспективы.
- Широкий круг знакомств, возможность установить прочные деловые связи с многими людьми. Поэтому в перспективе специалист в области Government Relations может создать собственный бизнес.
- Увеличение опыта работы влечет за собой быстрый рост заработной платы. Нередко работодатели компенсируют расходы GR-менеджеров: мобильная связь, питание, транспорт и другие.
- Официальное трудоустройство.
Портрет соискателя
Большинство претендентов на должность GR-менеджера – молодые мужчины с высшим образованием. Представителей сильного пола в данном сегменте рынка труда – 79%. Молодежь в возрасте до 30 лет составляет половину соискателей. Высшее образование имеют 95% специалистов. 48% GR-менеджеров свободно владеют английским языком. 71% соискателей этой должности имеет права категории «В».
Привет, Гость! Предложение от «Клерка»
Онлайн-профпереподготовка «Главный бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.
Записаться
Важные личные качества
GR-менеджер – это человек, обладающий безграничными коммуникативными навыками. Для ведения успешной деятельность в рассматриваемой сфере необходимы нижеперечисленные черты характера:
- энергичность,
- дар убеждения,
- тактичность,
- стрессоустойчивость,
- осторожность в деловых вопросах,
- лидерские качества,
- самокритичность.
Специалист отличается склонностью к командной работе и управлению, дисциплинированностью, инициативностью. Обладает знаниями в области ораторского искусства, является достаточно аккуратным и психологически гибким человеком.
Определение
GR-менеджер — это, в буквальном переводе на русский язык, всего лишь сотрудник компании по работе с государственными структурами. Дело в том, что обойтись без плотных и все более активизирующихся контактов с государством ни одна компания не сможет. Одновременно приходится взаимодействовать еще и с крупными общественными организациями, с «неравнодушными людьми». Только фирма, которая будет этим заниматься постоянно и четко, сможет добиваться успехов. Просто давить и проводить свою линию «упрямым напором» давно стало невозможно.
Только четкая стратегия переговоров и умение находить компромиссы выручают. И тут не обойтись без специалистов, которые будут готовы эти самые переговоры провести. В нашей стране GR-менеджеры начали появляться не раньше середины 2000-х годов. Сколько-нибудь заметное количество их потребовалось только в начале 2010-х. Сказывались все же отличия в корпоративной культуре и во взаимодействии бизнеса с властями.
Первоначально считалось, что лучшие менеджеры такого рода — бывшие же сотрудники государственных ведомств, ведь они идеально знают, как организовано все в соответствующих сферах, к кому с какой просьбой или пожеланием нужно обращаться.
И — какова разница между реальной и формальной иерархиями в конце концов. Очень крупные фирмы могли себе позволить реальную роскошь – приглашение «менеджеров по взаимодействию» из-за рубежа.
Самостоятельная подготовка таких специалистов в нашей стране началась и вовсе не так давно. Подобные менеджеры не только сами общаются с представителями государственных органов – они способствуют эффективной организации переговоров между этими представителями и руководством компании. Во многих случаях донесение ее позиции до чиновников возможно только через специальные семинары и конференции. Все эти мероприятия приходится тщательно организовывать и учитывать в процессе огромное количество нюансов.
Успешный менеджер GR – прежде всего очень гибкий и контактный человек. Он обязан использовать все доступные средства и возможности для отстаивания интересов фирмы. Иногда приходится идти даже на переговоры в неформальной обстановке. И тут очень тонка грань, отделяющая легитимное лоббирование от коррупционных схем. Задача профессионала — добиваться поставленной цели, не переходя этой грани.
Обучение на GR-менеджера
Специалисты обязаны иметь высшее образование, в приоритете направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» (код: 38.03.04). Однако работодателей может заинтересовать GR-менеджер, который имеет юридическое или экономическое образование. Все зависит от требований конкретной компании, опыта, достижений и профессиональных знаний соискателя.
Вузы
- Факультет бизнеса «Капитаны» РЭУ им. Г.В. Плеханова Государственное и корпоративное управление
4 года300 000 ₽/год
5 бюджетных мест
- Институт экономики, управления и финансов РосНОУ Управление государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями
4 года
48 000 ₽/год
нет бюджетных мест
- Центр развития программ дополнительного и онлайн-образования ДВФУ Муниципальное управление
5 лет
85 000 ₽/год
нет бюджетных мест
- Институт социальной инженерии РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) Государственное и муниципальное управление
4 года
180 000 ₽/год
6 бюджетных мест
Какие именно предметы нужно сдавать
Направления подготовки и программы по профессии менеджера различаются довольно сильно. В одних случаях требуются хорошее знание социологии, психологии людей, сильные организаторские способности, в других — знание специфики отрасли, отличный английский и другие навыки.
Стандартный набор предметов, которые требуются для поступления:
- математика (профильный экзамен);
- русский язык;
- обществознание.
Обществознание сдают и выпускники 9 класса школ, и абитуриенты вузов. Его стоит в любом случае включить в список сдаваемых экзаменов в ближайшем будущем, вне зависимости от вуза, в который планируете поступать. Благо, обществознание — не очень сложный предмет, и подготовиться к его сдаче можно достаточно быстро. Как показывает практика, даже слабые учащиеся могут набрать проходной балл в вуз по этому предмету.
Большее внимание при подготовке стоит уделить математике и русскому языку. В вузах (например, в ИМЭС) учитывают баллы отдельно по каждому предмету
Они могут быть не очень высокими, если это коммерческий вуз, но их нужно набрать. Менеджер обязан быть грамотным и иметь математические знания.
Курсы
center-professional.ru
В институте открыта отличная программа для будущих GR-менеджеров. Обучение ведется заочно, применяются дистанционные технологии, срок курса составляет 4 месяца (540 часов), стоимость – 14 тыс. руб. В программу включены основы менеджмента, PR-технологии, этика деловых отношений и другие важные дисциплины. Выпускники получают дипломы установленного образца (документ отправляется по почте).
Должностные обязанности
В должностных инструкциях к этой специальности обычно пишут, что она подразумевает:
- защиту и продвижение общих интересов фирмы в деятельности государственных органов и муниципалитетов;
- отслеживание наиболее значимых мероприятий и событий в общественной, государственной, городской, региональной жизни, в культуре и спорте (и использование их на благо фирмы);
- отслеживание всех свежих законопроектов и их изменений, нормативно-правовых актов ведомственного и территориального уровня (с оценкой влияния их на перспективы бизнеса);
- проведение встреч и переговоров с представителями государственных структур лично;
- подготовка таких встреч для руководства компании и других ее представителей, которые будут необходимы;
- успешное разрешение кризисных ситуаций и конфликтов с государственной властью;
- максимальное ознакомление органов государства и их руководителей в особенности с деятельностью компании, с ее возможностями, достижениями и перспективными планами;
- максимальное использование легальных способов получения государственных, муниципальных и ведомственных контрактов.
Должностная инструкция
Согласно должностной инструкции, в первую очередь региональный менеджер осуществляет маркетинговую политику в своем регионе. Однако главной его задачей остаётся увеличение продаж. А это включает в себя поиск клиентов.
Ещё одна обязанность регионального менеджера – максимально полный сбор и анализ информации о конкурентах, а также покупательной способности людей, проживающих на данной территории. Также в перечень должностных обязанностей регионального менеджера входит шефство над торговыми представителями. Именно региональный менеджер ответственен за проведение различного рода семинаров и тренингов с целью повышения результативности работы всех сотрудников. Региональный менеджер причисляется к числу руководства компании. Довольно часто он находится на постоянной связи с головным офисом компании.
Одной из главных задач регионального менеджера является защита интересов закреплённого за ним филиала. Он обязан выполнять все дополнительные указания, а также координировать работу своего филиала с указаниями центрального офиса, является главным представителем своего филиала в регионе.
В заключение хочется отметить, что работа регионального менеджера заключается в реализации услуг или товара компании. Сейчас это как никогда актуально, так как современный мир буквально «пропитан» бизнесом на международном уровне.
Внедрение Government Relations в российские компании
Учитывая нынешние экономические и политические реалии в России, представители отечественного бизнеса постепенно начинают осознавать, насколько важна профессия GR-менеджер для нормального функционирования и развития компаний. В штате любого крупного предприятия критически необходимо наличие человека, способного наладить нормальные взаимоотношения с государством и адаптировать корпорацию к его действиям. Ведь сегодня успех бизнеса и возможность выживать в конкурентной среде в большей степени зависит не от размера рыночной капитализации, а от того, как органы власти относятся к той или иной компании.
Большая проблема GR в России заключается в том, что ранее в отечественных вузах не было такой профессии, поэтому найти квалифицированные кадры было довольно проблематично. Работодателям приходилось привлекать специалистов из-за рубежа. Но далеко не у всех компаний был собственный GR-менеджер. Обучение выпускников российских университетов обходилось довольно дорого и требовало большого количества времени, а на практике очень часто оказывалось контрпродуктивным. Но на сегодняшний день подготовка этих специалистов осуществляется и в нашей стране. Высшая школа экономики открыла кафедру «Теории и практики взаимодействия бизнеса и власти», на которой подготавливаются молодые кадры. Что касается старого поколения «джиарщиков», то они в основном пришли в бизнес из государственных и законодательных органов или политики.