Место работы, обязанности и образ жизни лесников очень сильно отличаются от повседневной суеты городских жителей. Из-за этого данная профессия окутана завесой тайны, которую мы сегодня и попытаемся приоткрыть.
Растения являются источником воздуха на планете, что обуславливает необходимость проведения ряда мероприятий по сохранению, высадке и уходу за зелеными насаждениями. К большому сожалению, уровень загрязнений окружающей среды из-за увеличения промышленных производств и небрежное отношение к природе со стороны человека ставит под угрозу сохранение чистой атмосферы. Нередкими также являются случаи возгорания лесов, незаконной вырубки деревьев или нашествия браконьеров. Поэтому сегодня очень остро стоит вопрос об охране и защите лесных хозяйств, которым занимаются лесники.
Место работы, обязанности и образ жизни лесников очень сильно отличаются от повседневной суеты городских жителей. Из-за этого данная профессия окутана завесой тайны, которую мы сегодня и попытаемся приоткрыть.
История профессии
Профессия «лесничий» существовала в странах Европы для охраны частных и казенных лесов от огня и незаконных вырубок. В России Петром I в 1722 году была учреждена Лесная стража, в которую набирали служилых людей из окрестных населенных пунктов. Позже, в 1839 году, была создана служба военизированного типа – Корпус лесничих, со временем преобразованный в гражданское ведомство.
При Советской власти в 1923 году был утвержден Лесной кодекс, которым предусматривалось создание лесного фонда государства. Для его обслуживания создавались специальные подразделения (лесничества), в которых были такие должности, как лесничий, обходчик и объездчик. Через некоторое время вместо обходчиков были введены лесники.
Описание и характеристика профессии
Современная профессия «лесничий» охватывает более широкую сферу деятельности, чем была у должности лесника. Этот сотрудник не только охраняет леса от вырубок и пожаров, он также проводит разъяснительную работу с населением, представляет государство в судебных и административных делах относительно повреждения лесов, контролирует рубки и насаждения. Лесничего не надо путать с лесоводом, который занимается исключительно воспроизведением леса: посевом семян, уходом за саженцами, пересадкой их на постоянное место.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Лесничим работают только люди со средним специальным и высшим образованием. В ссузах можно выбрать специальность «лесное и лесопарковое хозяйство».
В высших учебных заведениях страны преподают такие направления:
- «Лесное и лесопарковое хозяйство»;
- «Лесное дело»;
- «Рациональное многоцелевое использование лесов»;
- «Лесоуправление, охотничий сервис и туризм»;
- «Лесовосстановление, лесоводство и лесоустройство» и др.
Среди средних специальных учебных заведений можно отметить:
- Уфимский лесотехнический техникум;
- Тюменский лесотехнический техникум;
- Колледж Байкальского государственного университета (г. Иркутск);
- Колледж Челябинского государственного университета;
- Факультет среднего профессионального образования Уральского государственного лесотехнического университета (г. Екатеринбург).
Среди вузов, где изучается лесное дело, обратим внимание на такие заведения:
- Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова (г. Махачкала);
- Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетилова;
- Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова;
- Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова, где введено новое направление «Защита леса и охотоведение»;
- Мытищенский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана имеет специальность «Лесоустройство и лесоуправление».
В этих учебных заведениях специалисты получают ряд квалификаций: лесничий, лесовод, инспектор лесоохраны, охотовед.
Лесник
Рабочее место, обязанности и образ жизни лесников сильно отличаются от повседневного шума городских жителей. По этой причине эта профессия окутана завесой секретности, которую мы постараемся раскрыть сегодня. Растения являются источником воздуха на планете, что требует ряда мер по сохранению, посадке и защите растений. К сожалению, экологический уровень из-за увеличения промышленного производства и небрежного подхода к природе человека затрудняет поддержание чистой атмосферы. Лесные пожары, нелегальная вырубка деревьев или вторжение в браконьерство также распространены. Вот почему проблема защиты и защиты лесов, с которой сталкиваются лесники, сегодня стоит очень остро. Рабочее место, обязанности и образ жизни лесников сильно отличаются от повседневного шума городских жителей. По этой причине эта профессия окутана завесой секретности, которую мы постараемся раскрыть сегодня. Что такое лесник? Согласно стереотипу, лесник — это тот, кто ходит по лесу с ружьем и живет на краю. Однако эта концепция устарела. Сегодня представители этой профессии должны обладать специальными знаниями и навыками, которые можно получить в учебном заведении. Являясь штатным работником лесничества, что подтверждается наличием документов и специальной формы, лесник выполняет обязанности по обходу и наблюдению за определенным участком лесного фонда, составляющего часть государственного имущества. Лесник — Лесная гвардия. Он тот, кто знает, какие меры следует предпринять для предотвращения опасных ситуаций и поддержания здорового состояния деревьев и других культур. История этой истории начинается в 9 веке. Именно тогда возникла необходимость защищать лес от нелегальной охоты и рубок. Ответственность за защиту лесов возложена на людей, живущих рядом с ними. Когда они служили для феодалов, которым принадлежали только лесные площади, но также поля, водоемы и пастбища, их называли представителями лесной охраны. В нашей стране лесники появились в первой половине XX века, когда был сформирован общенациональный лесной фонд, что способствовало возрождению и увеличению площади лесов. Этот фонд имел несколько подразделений, в состав которых входили лесничие, их помощники, обходчики и объездчики. Со временем почтальон сменил положение лесника. Кроме того, лесничих часто отождествляют с лесниками, хотя это две разные профессии. Лесничий играет роль лесоуправителя и ведет наблюдение за всей площадью леса. Лесники выполняют обход и защищают вверенные им участки лесных массивов и находятся в подчинении лесничих. Лесное хозяйство назначает лесной участок каждому леснику и дает ему индивидуальный паспорт, включая список земель под его контролем, строения, здания и все лесные активы. Согласно этому документу, сотрудник ежедневно выполняет лесной промысел, и в случае обнаружения любой опасности информирует руководство. Гуляя, лесник должен: выявлять мертвую древесину и деревья, поврежденные вредителями и болезнями, и принимать меры по их рубке и обработке; предупреждать и тушить пожары; предотвратить несанкционированную регистрацию; проверить охотничьи лицензии; определить участки для посадки новых деревьев; выполнять работу по дому; защищать животных от браконьеров; разъяснить общественности правила поведения в лесу; контролировать безопасность сигналов, телефонных линий и пожарных станций; сохранить контроль за соблюдением правил по выпасу животных и сенокосу. Иногда, при наличии охотничьих резерватов, лесник выполняет функции охотника. Какими личными качествами должен обладать лесник? Специфика работы лесника требует прежде всего от специалиста любви к природе. Поскольку люди в этой профессии должны иметь дело со всеми видами зеленых зон, они должны быть хорошо обучены ботанике: они могут лечить деревья, бороться с вредителями, определять их возраст и многое другое. Это полезно в лесном хозяйстве и географии, чьи знания позволяют читать и наносить на карту. Он также должен иметь хорошую память и быть осторожным. Хорошее физическое состояние и здоровье очень важны для лесника. Это связано с необходимостью преодолевать большие расстояния ежедневно и при любых погодных условиях и подготовкой к тяжелой физической работе. Любые аллергии на растения и заболевания костно-мышечной системы будут противопоказанием для работы в этом месте. Борьба с несанкционированной вырубкой и охотой требует от специалиста принципов, смелости и решимости. Преимущества лесной профессии Единение с природой для лесника — главное достоинство работы. В этой профессии есть люди, которые любят молчать и гулять под шум листьев и поющих птиц. В то же время вдали от городского смога они могут поддерживать хорошее здоровье. Работа предполагает работу в государственном секторе и предоставление права на социальное обеспечение. Правила предусматривают некоторые льготы для работника лесхоза и его семьи. Лесник может рассчитывать на несколько дополнительных сборов за услуги и длинные бонусы. Еще одним преимуществом является дополнительная (кроме годовой) лицензия, которая предоставляется каждые три года. Для некоторых специалистов предоставление услуг размещения имеет большое значение. Кроме того, существуют и другие государственные гарантии, которые позволяют лесникам чувствовать себя комфортно и пользоваться определенными преимуществами профессии. Недостатки приобретенного лесника Бизнес не является одной из престижных и высокооплачиваемых рабочих мест с карьерными возможностями, что делает его менее популярным среди населения. Причем зарплата лесника в российских регионах составляет всего от 8 до 18 тысяч рублей (в Москве 25-30 тысяч). Следовательно, это не должно зависеть от высокого уровня благосостояния. К дефектам также относятся существующие угрозы жизни и здоровью. В борьбе со стихийными бедствиями и вооруженными шоками возникают непредвиденные ситуации, которые могут нанести вред здоровью работника здравоохранения. Кроме того, были случаи хищных животных на охотничьих угодьях. Где взять профессионального лесника? В отличие от лесничего, которому для работы необходимо получить высшее образование, будущему леснику достаточно пройти подготовку на базе колледжа или лесохозяйственного техникума по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство. Другие варианты для этой специальности — специальное обучение, которое скоро обеспечит базовый набор необходимых знаний и навыков При желании лесники могут пройти курсы повышения квалификации, сохраняя при этом свою работу. Несмотря на то, что в этой профессии не предусмотрено карьерного роста, по окончанию ВУЗа он может переквалифицироваться в лесничего, что в некоторой степени предполагает обретение более высокой должности. Возможно обучение по специальностям «Лесное хозяйство» и «Лесное хозяйство» в вузах, например: Аграрный университет Рязанского гос. П. А. Костычев; Академия лесного хозяйства Санкт-Петербурга. Магистр естественных наук Киров; Технический университет штата Мари; Государственная лесная академия Воронежа; Российский аграрный университет Источники изображений: litsey-zhitkovichi.schools.by, opis.pro, fb.ru, webmechta.com Подпишитесь на нашу Telegram, чтобы быть в курсе важных образовательных новостей.
Профессиональные обязанности
В должностных инструкциях лесничих в соответствии с законодательством РФ прописываются такие обязанности:
- руководство работой лесничества в части производственно-хозяйственной деятельности;
- контроль над состоянием леса и рациональным использованием лесных ресурсов;
- внедрение в производство передовых технологий;
- организация узаконенных рубок, работ по лесовосстановлению, противопожарных мероприятий;
- охрана леса от самовольных вырубок, пожаров, болезней и вредителей;
- отведение лесосек и отпуск леса под рубку;
- организация работ по переработке древесины, утилизации отходов;
- обеспечение лесосеменного дела;
- составление актов о нарушениях законодательства в части лесопользования;
- накладывание штрафов за нарушения противопожарных правил;
- помощь экспедициям, выполняющим на участке различные виды работ (лесоустроительные, гидролесомелиоративные, проектно-изыскательские) и контроль над качеством их исполнения;
- руководство пожаротушением в лесных массивах;
- борьба с браконьерами;
- представительство в суде по делам о лесных пожарах и нарушениях лесопользования.
Лесники имеют право:
- патрулировать леса и предотвращать нарушения;
- проверять документы граждан на право использования и восстановления лесов;
- производить досмотр и задержание транспортных средств нарушителей;
- при введении запретов или ограничительных мер предотвращать проникновение граждан и транспорта на определенные участки;
- задерживать нарушителей и доставлять их в органы правопорядка, изымать у них транспортные средства и орудия, при помощи которых были совершены нарушения.
Сотрудникам, осуществляющим лесной надзор от имени государства, выдается специальная форма и служебное удостоверение. Они могут иметь при себе гражданское или служебное оружие, а также спецсредства. В подчинении у лесничего находятся инспектора, лесоводы и помощник.
Исторические сведения
Благодаря растительности планета получает ценный кислород, поэтому необходимо проводить комплекс мероприятий, которые помогут сохранить растения, а также увеличить их численность. Сегодня остро стоит вопрос о защите лесных территорий.
Охрана лесных хозяйств является сферой деятельности лесников. Многие не знают, какую важную роль они играют в защите деревьев и расположенных рядом с ними растений. Эта профессия берет свое начало в IX столетии. В то время люди впервые увидели вред от бесконтрольной вырубки деревьев, что сподвигло их принять специальные меры. Защищать леса было поручено всем людям, чьи дома находились непосредственно рядом с ними. Землями, водоемами, полями и пастбищами владели феодалы, поэтому тот, кто охранял эти угодья, считался лесным стражником.
В России профессия начала существовать только в XX веке. К этому времени создали фонд, который не давал площади леса уменьшиться и проводил комплекс мероприятий по его охране. В этом фонде было несколько должностей:
- лесник;
- обходчик;
- объездчик.
Последние двое выполняли роль помощников лесника. Спустя время обходчика переименовали в лесничего и все обязанности легли на его плечи. Сегодня такого работника иногда путают с лесником, но это две разные должности.
Лесничий — настоящий лесоуправитель. Его обязанность заключается в том, чтобы смотреть за всей территорией леса. Лесники находятся в подчинении у лесничих. Рядовой лесничий подчиняется главному участковому лесничему лесхоза. Последний является руководителем службы лесников, лесоводов, участковых техников.
Кому подходит
Лесник – профессия для людей, которые любят природу и заботятся о ней. Случайные люди никогда не станут работать в лесу, учитывая сложность труда и не самую высокую зарплату.
Лесничий должен обладать такими качествами, как:
- выносливость и трудолюбие;
- принципиальность и честность;
- готовность к физическим нагрузкам и работе при помощи ручного инвентаря;
- умение ориентироваться на местности;
- хорошая зрительная память.
Также специалисту-леснику не обойтись без специфических знаний, которые приобретаются во время обучения и практической деятельности:
- особенностей вверенного участка (растительных, ландшафтных, топографических);
- ряда утвержденных правил (отпуска древесины, охоты, выпаса скота, сенокошения), которые могут отличаться в разных регионах;
- ГОСТов по заготовке лекарственных растений, семенного материала, продуктов питания;
- техники пожарной безопасности и охраны труда;
- различных видов ответственности за нарушение закона;
- порядка оформления разной документации (хозяйственного и административного свойства);
- признаков наличия в лесу паразитов и болезней растений;
- свойств древесины разных деревьев.
Также леснику необходимо уметь составлять карты, читать их, сотрудничать с местными жителями в вопросах рационального лесопользования.
Лесник большое количество времени проводит на ногах на закрепленном за ним участке, нередко приходится срочно выезжать на место при каких-либо нештатных ситуациях. Не подойдет эта работа людям, которые имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, слабое зрение или слух, а также аллергические реакции на пыльцу растений.
Минусы профессии лесника — с какими недостатками можно столкнуться
Конечно, у профессии лесника есть и определенные минусы, ряд из которых точно может оказаться критичным для современного человека, особенно привыкшего к комфорту цивилизации. Поэтому каждому следует заранее ознакомиться со всеми потенциальными недостатками этой профессии, к которым относятся такие ее особенности:
- Отдаление от цивилизации. Далеко не каждый человек, привыкший к городской жизни и постоянному комфорту от цивилизации, может быть готов враз отказаться от многих преимуществ современной жизни и стать лесником. Ведь практически всегда работа в лесничестве предполагает значительное отдаление от цивилизации — как минимум от крупных городов. А в некоторых случаях — и от населенных пунктов в принципе.
- Жесткие требования к соискателям. Учитывая достаточно большой спектр задач, которые ставятся перед лесничими, а также потенциальную опасность такой работы, каждый лесник должен соответствовать определенным критериям отбора — в первую очередь в отношении своей физической формы.
- Минимальное количество общения. Значительную часть времени лесники проводят без какого-либо общения с людьми. Для некоторых подобная особенность профессии лесника считается, наоборот, плюсом, однако в большинстве своем люди испытывают дискомфорт от недостатка общения в социуме.
- Высокие сопутствующие риски. Работа лесника сопряжена с определенными рисками — как природных бедствий, так и действий диких зверей или же противоправных действий других людей. При этом леснику приходится практически всегда в чрезвычайных ситуациях полагаться только на себя и своих подчиненных или коллег, которые совсем не факт, что окажутся рядом.
- Относительно невысокий уровень зарплат. Заработные платы начинающих лесников являются достаточно маленькими. Конечно, это компенсируется широким спектром дополнительных льгот и гарантий, особенно со временем при получении надбавок за выслугу лет. Однако во многих других сферах, если рассматривать профессии сугубо с точки зрения финансовой привлекательности, можно зарабатывать намного больше, чем обычно получают российские лесники.
- Сложность в трудоустройстве за пределами государственного сектора. Практически все лесники в Российской Федерации работают в государственном секторе. Конечно, определенный потенциал для трудоустройства за его пределами у лесников есть — но вместе с этим теряется и значительное количество позитивных сторон данной профессии и социальных гарантий, которые предоставляет государственная служба.
Заработная плата
Простой лесник (государственный инспектор по охране леса) зарабатывает немного, в среднем по стране от 15 до 18 тысяч рублей в месяц. Профессия лесничий оценивается ненамного выше – 23 тысячи рублей. Есть определенная градация в зависимости от региона, а также от выслуги лет, однако в целом труд работников леса оценивают невысоко, несмотря на больший объем обязанностей.
Наибольшая потребность в кадрах, естественно, наблюдается в регионах, значительная часть которых покрыта лесами: в Забайкальском, Хабаровском и Красноярском краях, в Республике Коми.
Перспективы профессии
Огромные территории в России покрыты различными видами лесов. Это не только легкие планеты, но и важная составляющая экономики страны. Сбережение и рациональное использование лесов является заданием государственной важности. Поэтому лесохозяйственные профессии всегда будут нужны на рынке труда.
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия лесник подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Сегодня я не знаю, чем каждый из вас хотел бы позаниматься. А поможет мне это узнать Радуга интересов. Предлагаю каждому выбрать ленточку того цвета, который больше нравиться. А вы знаете, что каждый выбранный вами цвет, означает вид деятельности, которым бы вы сейчас хотели заняться. Кто выбрал красный цвет тот хотел бы активно подвигаться. Кто выбрал синий цвет тот хотел бы узнать что-то новое о себе и окружающем мире. Кто выбрал желтый цвет тот хотел бы проявить свое творчество. Кто выбрал зеленый цвет тот ищет общения с друзьями. Кто выбрал оранжевый цвет хочет поиграть.Всем этим мы сегодня с вами и будем заниматься. Но для начала побеседуем. Воспитатель:Ребята,кем становятся дети, когда вырастают? (Ответы детей) Чем взрослый отличается от ребенка? (Ответы детей)Да ребята, взрослый человек по сравнению с ребенком большой, сильный, образованный, потому что много учился и прочитал много много книг. У взрослого человека есть семья, растут дети. Взрослые имеют профессию, ходят на работу и умеют делать свое дело очень хорошо.
Воспитатель:Сегодня я хочу вас познакомить с интересным человеком, у него очень редкая профессия, но чтобы узнать, кем он работает, вы должны открыть буквы зашифрованного слова. Согласны? У меня есть кубик его нужно бросить какая цифра выпадет такую букву по счету мы, и откроем, но сначала нужно выполнить правильно задание на столе с такой, же цифрой. Итак, начинаем. Кто первым бросит кубик?
Задание: Кто скорее соберет?
Цель: Выявление знаний детей о стадиях развития животных (насекомых, земноводных); развитие способностей к дифференциации на основе проведенного анализа. Обогащение и активизация словаря: личинка, куколка, икра, головастик.
Инструкция: Ребята, для выполнения этого задания, вам нужно разделится на 2 группы, каждая получает набор из карточек с изображением стадий развития животного. Вам необходимо правильно выстроить последовательную цепочку развития лягушки и бабочки.
Будьте внимательны! От этого зависит результат вашей работы!
Давайте проверим правильность выполнения задания.
(Из яичек появляются гусеница, гусеница превращается в куколку, из куколки выводится бабочка).
(Лягушка откладывает икру, из икры появляются головастики, у головастиков вырастают задние и передние лапы, затем исчезает хвост, и лягушка выходит на сушу).
Ребята, как думаете, вы справились с заданием?
Да, ребята, правильно, отлично справились!
Задание: Четвертый лишний
Цель: Формирование умения вычленять лишний объект из группы однородных объектов на основе обобщения и анализа их отличительных признаков. Обогащение и активизация словаря: белый гриб, лисички, опята, мухомор, ель, дуб, тополь, колокольчик, нарцисс
Инструкция: Для выполнения задания ребята, вам нужно разделится на 3 группы, каждая получает набор из 4 карточек с изображением растений. Вам необходимо убрать лишний предмет, объяснив причину. От того, как дружно вы будете работать, зависит успех выполнения задания. Вы готовы?
Объясни свой выбор! Ребята посмотрите, как вы думаете, они правильно выбрали?
Молодцы! Дружно работали!
Задание: Угадай кто это?
Цель: Продолжать учить узнавать и различать животных по частям тела, обращая внимание на наиболее характерные особенности внешнего вида животных и птиц (глаза); развивать способность к синтезу предметов на основе проведенного анализа. Обогащение и активизация словаря: рысь, енот, филин.
Инструкция: В этом задание ребята, вам надо угадать животное по изображению его глаз. Здесь главное проявить сообразительность и каждому постараться высказаться.
Кто еще как думает? Может кто-то думает по-другому?
Замечательно ребята! Вы такие сообразительные!
Физминутка: (Звучит запись пения птиц в лесу).
Ребята, давайте немного отдохнем. Вставайте все в круг, закрывайте глаза, представьте, что мы в лесу летом. Все дети входят в лес. Открывайте глаза. Идем тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц, перешагивая через пни, раздвигая ветки
Вдохните полной грудью свежий лесной воздух. Потянитесь к солнышку, погрейтесь под его ласковыми лучами. Идем дальше. Осторожно, не наступите на ромашки, нагнитесь понюхать цветы, присядьте, чтобы рассмотреть их. Идем дальше. Перед нами бьет родник, помойте руки в прохладной воде, встряхните их. Выходим из леса.
Воспитатель: Ребята, ответьте мне на такой вопрос: Зачем люди ходят в лес? (Ответы детей). А теперь сравните ваши ответы с изображениями на плакате.
Отдохнули? Продолжаем отгадывать слово! Кто хочет бросить кубик? (Ответы детей).
Задание: Черный ящик
Цель: Расширение знаний детей о пищевых предпочтениях животных и птиц в дикой природе; создание условий для обогащения сенсорного опыта и чувственных впечатлений детей; развитие способностей к дифференциации на основе проведенного анализа. Обогащение и активизация словаря: рябина, желудь, кора.
Инструкция: Ребята, для выполнения этого задания вам надо опустить руку в черный ящик, определить на ощупь и высказать свое мнение, что там находиться. А затем ответить на вопрос: Для какого животного в дикой природе это является пищей? Но чтобы определить, кто первый начинает, нужно каждому выбрать фишку. Для того чтобы выполнить задание нужно хорошо подумать! Ребята у кого фишка с цифрой 1, опускай руку.
Подумай, что за предмет у тебя в руке? Проверяй! Что у тебя в руке, смотри!
Умнички отгадали все предметы!
Задание: Кто где живет?
Цель: Выявление знаний детей о местах обитания животных в дикой природе (птиц, насекомых, рыб, зверей); развитие способностей группировать предметы на основе проведенного анализа. Обогащение и активизация словаря: хатка, берлога, муравейник, дупло, улей, гнездо, норка.
Инструкция: Для выполнения этого задания ребята, вам нужно разделится на 3 группы, каждая получает набор карточек с изображением животных и карточек с изображением мест их обитания в природе. Вам необходимо правильно сгруппировать картинки, чтобы каждое животное было закрыто карточкой с изображением его места обитания. От быстроты ваших действий зависит успешное выполнение задания.
Проверяйте. Кто живет? Где живет?
Хорошо поработали и успешно справились с заданием! Молодцы!