Сколько сегодня получают ведущие на радио, что входит в их обязанности и как ими становятся?

Автор: ПрофГид

Радиодиджей — это ведущий радиопередачи, который общается со слушателями радиостанции в эфире и сам ставит музыку для трансляции. Кстати, в 2022 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Зарплата диджея на радио (радиодиджей) на март 2022

Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Россия 38000—150000₽

Москва 35000—80000₽

В качестве начала карьеры молодые специалисты могут пройти стажировку на одной из радиостанций. В этой профессии, как и во многих других, большим плюсом будет наличие полезных знакомств на радио. Часто радиодиджеями становятся люди других профессий, например, актеры, спортсмены, певцы. Часто еще до прихода на радиостанцию они становятся популярными, особенно если речь идет о ведущих отдельных передач.

Как устроиться работать радиоведущим

Как работать на радио, если нет опыта? И с чего начать?

  1. Найти вакансию.

Прежде, чем идти на радио и заявлять о себе, следует изучить требования к кандидатам непосредственно на сайтах с вакансиями. Так можно рационально оценить свои силы и возможности. Найти работодателя можно, например, на следующих сайтах:

  • hh.ru;
  • russia.trud.com;
  • pyairpersonalities.ru;
  • jooble.org;
  • Авито;
  • Юла.
  1. Составить резюме.

Вначале лучше определиться с теми радиостанциями, на которых было бы интересно работать. Затем, либо на сайтах с вакансиями, либо на официальных сайтах самой станции найти контакты и связаться с программным директором. Отправить заполненную анкету и голосовое резюме.

Зачем нужна демонстрационная запись? Она является основной составляющей в портфолио — лицом будущего радиоведущего. Прослушав аудио, руководитель примет решение о том, подходит ли человек под определенный формат эфира или нет.

  1. Показать себя.

Если вас пригласили на собеседование или вы общаетесь с помощниками директора по телефону, то здесь стоит показать себя во всей красе, раскрыть свои таланты.

  1. Генерировать идеи.

Творческая профессия требует «свежую кровь» и новые идеи, поэтому на собеседовании это так важно. Предложите руководству выгоду, которую станция получит, сотрудничая с вами, и докажите, что ваша идея заслуживает внимания.

Есть и другие пути, как попасть на радиостанцию. Зачастую при покупке календаря ориентируются на готовые решения. При этом этот вид полиграфической продукции можно сделать отличным персонализированным подарком коллегам или близким. Если планируется заказ календаря как сувенир, стоит ознакомиться с преимуществами выбора именно такого варианта.

Два непрямых пути

Влиться в коллектив. Начинать карьеру на радио можно и с другой вакансии:

  • менеджер отдела по рекламной деятельности;
  • можно попробовать подать заявку на должность трафик-менеджера;
  • программный продюсер;
  • новостной редактор.


Коллектив на радиостанции 87.8 FM
Варианты есть всегда. Никогда не отказывайтесь от любой возможности поработать на радио.

Сначала необходимо стать частью команды, набраться опыта, а через некоторое время обратиться к начальству с просьбой о переводе в качестве диджея.

Сделать хобби своей профессией

Среди ваших интересов путешествия или астрология? Вы увлекаетесь миром шоу-бизнеса? Замечательно! Эскпертность ценится, поэтому можно начать со своей небольшой рубрики на радио.

Составьте план передачи, и запишите выпуск. Директора ценят творческих работников, у которых всегда есть свежие и необычные идеи.

Пусть пока нет опыта — главное стремление, желание и позитивный настрой. Можно попробовать привлечь к своей программе спонсоров, тогда успех придет гораздо быстрее.

Какие требования предъявляют к кандидатам

В числе главных и неоспоримых требований к претендентам на роль диджея на радиостанции – хорошо поставленная речь, смекалка и умение работать с техникой. Остановимся на каждом варианте подробно.

Если имеются проблемы с дикцией и грамотностью речи, то, в первую очередь, следует записаться на курсы ораторского мастерства, где специалисты помогут научиться красноречию и умению себя подать.

Весомым бонусом будет умение пользоваться звукообрабатывающими и звукозаписывающими программами, профессиональной аппаратурой.

Личные качества:

  • грамотная речь;
  • быстрая реакция;
  • эрудированность;
  • остроумие;
  • позитивный настрой.

Рамки формата

Сможете ли вы на радио проявить себя лично, творчески реализоваться?

Профессиональный выбор невелик: радиостанций разговорного жанра мало, музыкальных – чуть больше. У музыкального радио – свои тонкости, у разговорной радиостанции – собственные реалии: музыка занимает здесь в среднем около десяти процентов эфира. Да еще этот формат…

Часто редакторы говорят: «Это формат!» «А это – неформат!» Как они ориентируются? Честный ответ на поставленный вопрос будет кратким. Формат определяется государственной лицензией на вещание, где ясно указано, сколько (в процентном соотношении) и каких передач должно быть в эфире конкретной радиостанции.

Впрочем, многое здесь решает главный редактор и руководство. Идея любой свежепридуманной передачи отражается в сценарной заявке, которая подается в редакцию радиопрограмм. Заявка составляется автором и разбирается на редакторском совете, а затем – либо принимается, либо отклоняется. Обычно причина отказа звучит категорично – «неформат». (Это применимо и по отношению к музыкальным произведениям, высылаемым композиторами и музыкантами в адрес радиостанции.)

«Неформат» – это не приговор, не подлежащий обжалованию. Соискателю стоит поинтересоваться у редактора: что именно входит в формат радиостанции, что могло бы заинтересовать целевую аудиторию?

Умение войти в концептуальный, временной и культурный контекст формата – самый сложный навык, который приходит только с опытом. Однако в этом может помочь предварительное продолжительное прослушивание эфира той радиостанции, для которой соискатель готовит заявку авторской передачи. Образно говоря, передача – это «продукт». Если вы предлагаете то, что отсутствует на «прилавке», вы попали в цель! По крайней мере, работодатель обратит на вас внимание!

Быстрая реакция.

Причем, не только умственная, но и мышечная. Вам придется не просто общаться с радиослушателем в эфире, но и одновременно с этим искать нужные песни (слава Богу, теперь это всё делает компьютер, но ведь и кнопки следует нажимать тоже исключительно нужные!), читать сообщения из «аськи», пришедшие смс-ки, автоматически их рассортировывать, принимать телефонные звонки, дергать «флажки» на пульте… Иной раз радиослушатели могут что-нибудь этакое брякнуть, чуть ли не выматериться — и вам придется достойно выходить из неудобного положения. Кстати, «брякнуть» можете и вы сами…

В общем, все вышеперечисленное — тот «кандидатский минимум», который потребуется любому начинающему радио-ди-джею. А вот какие первые шаги совершить, чтобы выстроить карьеру радиозвезды — об этом в следующей статье…

Теги: ди-джей, поиск работы, радиовещание, радио, работник, работа

Голос и звук

Радио – прежде всего работа со словом и звуком. И всё равно профессионалов, мастерски владеющих голосом и имеющих достаточный навык работы у студийного микрофона, даже в мегаполисах можно перечесть по пальцам. Они хорошо известны редакторам. Поэтому в эфире важно не только внимательно слушать собеседника, но и слышать собственный голос, постоянно работать над его оттенками и тембральным звучанием. Тот, кто знает силу звучания слов, фраз и значимость пауз, несомненно, преуспеет.

Но то – личная, карьерная выгода. А если говорить об общем деле, то задача состоит в том, чтобы люди как можно дольше принимали сигнал именно вашей радиостанции и постепенно переходили в группу ее постоянных слушателей. Для этого исследуется аудитория (вот и для маркетологов появилась работа) – и, соответственно, подбираются голоса ведущих и авторов.

Очевидно, что мужчины охотнее и дольше слушают в радиоэфире привлекательный женский голос, а женщины – характерный мужской. В нашем обществе, как известно, женщин больше. Соответственно, значительная часть аудитории – это, как правило, женщины, которые слушают радио в фоновом режиме. Так что мужские поставленные голоса – предпочтительней женских.


Итак, если говорить об общих способностях, то для желающего связать свою жизнь с радио необходимо обладать красивым от природы голосом. Голоса радиоведущих должны быть узнаваемы, с «изюминкой», приятного тембра. Национальные акценты и мелодики не приветствуются, поскольку требуют длительного исправления, на которое у руководства радиостанции не бывает времени и средств. Главному редактору проще пригласить в авторский состав радио выпускника Академии театрального искусства, чем переучивать молодого специалиста одной из многочисленных периферийных коммерческих школ или краткосрочных курсов радиоведущих.

Для записи небольших рекламных роликов подходят голоса ведущих эфира и штатных работников, а для литературных передач и трансляции аудиокниг предпочтительнее актеры театра и кино.

Об оговорках, мате и табу

На радио случается очень много приколов, мало на какой работе так повеселишься. Начиная от оговорок вроде «генитальный директор» или «администруация области», заканчивая откровенно пьяными эфирами. Был ведущий, который любил основательно выпить и вести программу в таком состоянии. Как-то раз он начал в эфире знакомиться с девушками, мастурбировать с комментариями, материться. Часовой эфир закончился, и что самое интересное — об этом даже не узнали сразу. Начальство проявилось лишь пару дней спустя, когда запись попала в интернет. Мужика уволили, конечно, но и то не сразу. За оговорки и случайный мат тебя едва ли уволят — понимают, что это непреднамеренно. Сильнее всего я облажался на втором своём эфире. Это была ночная стажировка. Я написал себе текст и, пока шла песня, репетировал. Читал вслух все три минуты, до тех пор пока не пришла пора включить микрофон. И только тогда я понял, что микрофон был всё это время включён. Получилось довольно глупо. Иногда шёпот проскакивает чей-то, иногда на фоне во время звонков кто-то орёт. Бывало, программный директор приходил и говорил: «Ребята, у нас низкие рейтинги, давайте ругаться матом». Сейчас мы не можем этого делать. Это табу. Для музыкальных станций нежелательными темами остаются политика, религия, финансы, сексуальная ориентация и любимые темы господина Милонова — кальян и сифилис, аборты, трансжиры. Некоторые радиостанции этим грешат. Чаще всего срываются на темы финансов и политики. Как-то на «Европе» девочка поздравила «всех православных христиан с праздником возрождения добра и надежды». Это было по меньшей мере странно. Сейчас я работаю на радиостанции не с такими жёсткими рамками, как на многих других, нам не запрещают упоминать бренды, «которые нам не заплатили», и начальство в целом весьма лояльно. У нас было вечернее шоу, где чуваки свободно обсуждали педофилию и то, можно ли сочетать браком 12-летних, а в другой вечер могли побеседовать на тему изнасилований или расчленёнки. У этого был свой слушатель, хотя большинство звонков всё же носило весьма критичный характер. Через пару месяцев пришёл начальник и сказал, что пора, пожалуй, закругляться. Но и два месяца — это немалый срок. Как-то у нас была рубрика, спонсором которой стал секс-шоп, а темой программы была мастурбация. И мы заставили слушателей имитировать оргазм, правда, я пожалел об этом уже на втором звонке — бабы безумные звонили. Они так стонали, я реально им верил. А моя соведущая их ещё подначивала фразами типа «Давай, сожми соски посильнее! Ну же, девочка!». Жаль, тогда я был трезв. На другом эфире мы уже сами с моей напарницей перешли на тему спермы и спорили, отстирывается ли она от одежды. И на полном серьёзе обсуждали это минут пять.

0

От топота копыт пыль по полю летит

Будем считать, что будущий радиоведущий уже умеет четко произносить все звуки и выучил все нюансы произношения согласных.

Второй секрет говорящего у микрофона – это умение четко, быстро и задорно читать тексты перед микрофоном. В настоящее время существует огромное количество скороговорок, при помощи которых можно натаскать себя на чтение новостей. У ведущего новостного блока на современной радиостанции ограниченно время в эфире. Часто информационный блок не должен занимать более 3–5 минут. За такое короткое время необходимо выложить максимум полезной информации, рассказать про пробки на дорогах и сообщить о погоде на завтра.

Многие пользователи социальных сетей видели ролики, на которых учащиеся дикторских школ начинают зачитывать с серьезным видом забавный текст: «В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали…» Эту краткую повесть от А. Пантелеева знают все преподаватели по технике речи и их ученики.

Можно с уверенностью сказать, что если вы этот текст сумеете прочесть быстро и при этом ни разу не ошибетесь в произношении, то дорога на радио вам открыта.

От Лигурии до бесперспективняка

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, дорапортовывал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит-перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа – ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк – из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка не пытка.

Грамотность.

Безграмотный человек вообще — это трагедия. Безграмотный ди-джей — это катастрофа, цунами, ураган Катрина и Великий потоп. И все это в одном флаконе. Правила русского языка мы все учили в школе — кто-то усвоил школьную программу лучше, кто-то хуже. Но если при написании слова «извините» вы делаете как минимум одну ошибку — это уже определенным образом вас характеризует. Речь радиоведущего должна быть грамотной, а еще лучше — безупречной. И точка. Помните: радио — это средство массовой информации, а значит, влияет на умы и чувства. Осознавайте ответственность.

Радио и Интернет

Любой сотрудник радиостанции должен научиться внимательно анализировать свои и чужие передачи – как успешные, так и неудачные. Традиции старого радиотеатра никто не отменял – но где их изучить? В Интернете можно послушать многие вошедшие в историю радиовещания передачи: «Радионяня», «Севаоборот», «Полевая почта Юности», «Детский радиотеатр», «Час джаза» (с легендарным Уиллисом Коновером). Настоящими мастер-классами для ведущих стали старые радиопостановки, где звучат голоса выдающихся российских мастеров слова: Игоря Дмитриева, Олега Борисова, Андрея Ивановича Краско, Олега Табакова, Михаила Козакова…

Уйдет ли и новое радио в Интернет?

Я не стал бы сильно преувеличивать значение подкастинга, который определенными заинтересованными кругами преподносится как серьезная альтернатива традиционному радиовещанию. К плюсам подкастинга обычно относят оперативность, сведение к минимуму объема звукооператорской работы и бесцензурность. Однако именно это и является слабыми сторонами подкастинга. Оперативность зачастую подменяется желанием автора быстро понравиться аудитории, преподнося ей непроверенные факты, что дезориентирует слушателя, разрушая его доверие к СМИ. Бесцензурность трансформируется во вседозволенность и профессиональное невежество. Автор ожидает, что его подкаст вызовет быстрый, ошеломительный успех, однако это представление обманчиво: активно скачиваются подкасты известных авторов, а на шедевры новичков, у которых нет редактора, способного вывести их на высокопрофессиональный уровень, часто не обращают внимания. Как следствие, плоды трудов не оправдывают ожиданий. Так что подкастинг – это вспомогательный, но не первостепенный инструмент традиционной радиостанции. А вот быстрое распространение Интернет-радио, вещание его в каждом автомобиле даст мощный импульс для появления нишевых радиостанций, направленных на отдельные сегменты целевой аудитории.

Автор статьи: Алексей Пирогов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия работник радио подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Где можно получить профессию ведущего?

Получить профессию ведущего невозможно ни в одном ВУЗе, по той простой причине, что такого направления банально не существует. Как уже упоминалось выше ведущими становятся преимущественно профессиональные журналисты или корреспонденты, поэтому и начинать свой путь к этой профессии необходимо с поступления на специальность «Журналистика» и «Телерадиожурналистика». Эти специальности широко представлены во многих гуманитарных ВУЗах, а также в государственных специализированных институтах телевидения и радиовещания.

Если же говорить о ведущих ВУЗах, в стенах которого можно получить профессию журналиста или корреспондента, то лучшими высшими учебными заведениями в этой отрасли уже не первый год являются:

  • Московский институт телевидения и радиовещания Останкино;
  • Санкт-Петербургский Государственный университет кино и телевидения;
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;
  • Московский государственный университет печати им. И. Федорова;
  • Санкт-Петербургский государственный университет.

Государственный специализированный институт искусств

Москва

[52.05.01] Актерское искусство

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная520 290,00 ₽

Российский университет театрального искусства — ГИТИС

Москва

[52.05.01] Актерское искусство

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная290 500,00 ₽
БакалавриатЗаочная141 000,00 ₽
БакалавриатОчная279 000,00 ₽
БакалавриатЗаочная141 000,00 ₽

Школа-студия (институт) имени Вл.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова

Москва

[52.05.01] Актерское искусство

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная290 428,00 ₽

Московский городской педагогический университет

Москва

[52.05.01] Актерское искусство

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная285 300,00 ₽

Театральный институт имени Бориса Щукина

Москва

[52.05.01] Актерское искусство

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная250 000,00 ₽

Московский гуманитарный университет

Москва

[52.05.01] Актерское искусство

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная240 000,00 ₽
БакалавриатЗаочная100 000,00 ₽

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Санкт-Петербург

[52.05.01] Актерское искусство

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная230 000,00 ₽

Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей

Оренбург

[52.05.01] Актерское искусство

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная214 143,00 ₽

Хабаровский государственный институт искусств и культуры

Хабаровск

[52.05.01] Актерское искусство

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная205 800,00 ₽

Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова

Москва

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]