Профессии, связанные с производством и обработкой металла

Первые сведения про обработку металла появились еще до нашей эры, когда люди начали изготавливать оружие, инструменты, украшения, предметы домашнего обихода и детали. Современное оборудование позволяет не только обрабатывать металл, придавать ему определенные формы, размеры, но также изменять его физико-химические свойства.

Разнообразие методов, особенности работы с материалом, постоянное усовершенствование механизмов требует подготовки квалифицированных кадров, обладающих специальными знаниями в области металлообработки. Профессии, связанные с обработкой этого прочного материала, с каждым годом становятся более востребованными. Это объясняется тем, что работа с металлом сама по себе трудоемкая, требует специальных знаний, профессиональных навыков, ответственного исполнения и квалификации.

История профессий

Использовать металлы для военных, хозяйственных и религиозных нужд люди начали предположительно в VII–VI веке до н. э. К этому времени относятся артефакты, найденные в Малой Азии. Более поздние находки сделаны на территории нынешних Египта, Китая, Сербии, Португалии, Болгарии. Сначала бытовые предметы и украшения отливались из золота, меди, олова, бронзы, со временем для изготовления оружия стали применять железо, а еще позднее появились более функциональные сплавы.

Почетными мастерами в общинах в то время считались кузнецы, работа которых ценилась даже выше деятельности лекаря. Несколько столетий – вплоть до наступления эпохи индустриализации – именно кузнечное дело было главным среди профессий, связанных с обработкой металла. По значимости с кузнецами конкурировали только литейщики, занятые в изготовлении пушек, колоколов, произведений декоративного искусства.

Со средины XVIII века начали происходить глобальные технологические трансформации, связанные с индустриальными революциями, предпосылками для которых стали различные нововведения в области металлургии: переход от древесного к коксующемуся углю в процессе выплавки свинца и меди, создание полностью металлических станков, ставших основой промышленного переворота.

Второй этап индустриализации, начавшийся в средине XIX века, уже полностью зависел от промышленной обработки металла и инноваций в этой отрасли, которые стали возможны благодаря успехам химии и физики. Именно на заводах и фабриках произошло четкое разделение труда металлурга по профессиям, требующим применения узких компетенций на каждом этапе обработки сырья, заготовок и завершенных металлических изделий.

Плавильщик

Металлы и сплавы плавит квалифицированный рабочий – плавильщик. Это профессия является основной в металлургии. Плавильщик должен знать химические процессы, проходящие в печах во время плавки и требования к ним. От всего этого зависит качество готового металла.

Плавильщик находится на рабочем месте в процессе всего времени плавки металла. Сначала он готовит плавильную печь к работе.

Плавильщик должен уметь различные параметры: например, влажность заправочной массы и скорость ее вылета. Готовит руды, концентраты к плавке тоже плавильщик, для чего он составляет различные смеси материалов (шихты) в определенных пропорциях для последующей переработки в печах.

После заправки и пуска печи плавильщик является полновластным хозяином плавки вплоть до ее окончания.

Разлив металла производится в формы – изложницы – и транспортируется для хранения.

Крепких, сильных молодых людей, любящих стихию огня, желающих создавать необходимую для людей продукцию, приглашают для получения этой профессии.

Описание и виды профессий

Работа с металлом на производстве предполагает поэтапное технологическое воздействие сначала на сырье, а затем на полуфабрикаты, детали и готовую продукцию. Каждый из этих этапов требует участия представителей нескольких специальностей.

  • Горновой. Таких рабочих еще называют «доменщиками у горна», поскольку, выплавляя из железной руды чугун, они трудятся в нижней части печи, после того как загруженное в верхний отдел сырье, пройдя через раскаленный кокс, обогатится углеродом и стечет в горн.
  • Сталевар. Профессия человека, работающего с различным сталеплавильным оборудованием (кислородными конвертерами, мартеновскими, вакуумными, электроплавильными печами) с целью получения стали из чугуна.
  • Литейщик. Так называют рабочих, занятых отливкой по конфигурации литьевой формы металлических изделий и деталей. Мастера литейного дела создают как утилитарный массовый продукт, так и художественные малотиражные произведения.
  • Термист. Работник, который подвергает металлическую деталь температурной или химической обработке с тем, чтобы придать материалу новые свойства: например, сделать тверже или пластичнее. Для этого применяются специальные печи или стенды.
  • Вальцовщик. Название профессии произошло от наименования инструмента, с помощью которого радиально деформируется листовой металл.

  • Штамповщик.
    Специалист выполняет холодную штамповку металлических изделий на разных типах прессов (эксцентриковых, кривошипных, фрикционных). К этому же виду деятельности можно отнести всю обработку металлов давлением (ОМД) – специальность, которая, помимо штамповки, включает и другие способы воздействия на деталь: прокатку, прессование, волочение, ковку.

  • Станочник металлообработки – это общее название для представителей разных профессий: токаря, фрезеровщика, шлифовщика, сверловщика.
  • Гальваник. Рабочий, занятый нанесением на металл защитного гальванического покрытия, предотвращающего коррозийные процессы.

В большинстве перечисленных видов деятельности существует дополнительное, более дробное, разделение, требующее от работников умения специфическим способом воздействовать на определенные типы металла (например, специалисты по производству электросварных, горячекатаных или холоднокатаных труб).

Горновой доменной печи

Современная печь представляет собой сложнейший металлургический агрегат высотой в несколько десятков этажей. Ведущей профессией здесь является горновой доменной печи. Он первый, кто в доменном производстве принимает эстафету от горняков-добытчиков железной руды. Именно от его мастерства и опыта чаще всего зависят успехи или неудачи большого коллектива работников доменного цеха.

Горновые работают в составе бригады, основная цель которой состоит в том, чтобы более экономически целесообразно вести технологический процесс плавки, и своевременно выпускать чугун и шлак из доменной печи.

Требования к людям, которые хотят овладеть данной профессией, по сравнению с другими специальностями несколько повышенные. Они должны иметь хорошее здоровье и высокую надежность работы в составе бригады, поскольку

ошибка одного может стоить слишком дорого для всех тех, кто обслуживает доменную печь.

Работа горновых динамична по своему характеру, так как члены бригады постоянно перемещаются по рабочей площадке (по периметру доменной печи), ведут наблюдение через специальные смотровые глазки за ходом технологического процесса получения чугуна. Эта профессия подвластна только людям мужественным, смелым и надежным в работе.

На каких специальностях лучше учиться

Основная отраслевая специальность – «Металлургия» направления «Технологии материалов». В зависимости от профиля в учебном заведении может быть представлена более узкая специальность: «литейное производство черных и цветных металлов», «металловедение и термическая обработка металлов», «токарь» и др. Также будущие металлурги нередко учатся по специальности «машиностроение» с тем или иным уклоном: «проектирование технологических машин и комплексов», «конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и др.

Для поступления в вузы абитуриентам понадобятся результаты ЕГЭ по математике, русскому и физике. В некоторых случаях нужны будут оценки экзамена по химии или информатике. Зачисление в ссузы проходит на основе конкурса аттестатов.

Обучение на инженера-металлурга

Для получения рабочей специальности в металлургии достаточно отучиться в техникуме или пройти обучение непосредственно в цехе под руководством мастера. Специальность инженер-металлург можно получить только окончив профильный ВУЗ по специальности «Металлургия». Это позволит сразу занять на производстве ответственную должность, ускорит карьерный рост до позиции руководителя цеха или предприятия. Самыми престижными заведениями в плане выпуска инженеров-металлургов считаются Государственный горный университет Санкт-Петербурга, Технологический университет стали и сплавов Москвы, Северо-Кавказский ГТУ, Металлургический колледж Челябинска.

Лучшие вузы и ссузы для обучения

Металлообработка на производстве требует как применения труда рабочих с квалификацией, приобретенной в средних специальных учебных заведениях, так и знаний специалистов, получивших высшее образование. Среди вузов наиболее престижными в отрасли считаются:

  • московские и питерские – МГТУ им. Н. Баумана, Московский Политех, МАИ, СЗТУ и СПбПУ Петра Великого и др.;
  • региональные – СибГИУ (Новокузнецк), МГТУ им. Г. Носова (Магнитогорск), УрФУ им. Б. Ельцина (Екатеринбург), БГТУ (Брянск), ВолгГТУ (Волгоград), КНИТУ – КАИ им. А. Туполева (Казань), СФУ (Красноярск), ЮУрГУ (Челябинск), ТОГУ (Хабаровск), ВГТУ (Воронеж), НГТУ им. Р. Алексеева (Нижний Новгород), ИРНИТУ (Иркутск), ЛГТУ (Липецк) и другие.

Профильные профессии в ссузах можно получить в металлургических, станкостроительных, технических и политехнических колледжах и техникумах по всей России: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Челябинске, Самаре, Перми, Липецке, Рязани и множестве других городов.

Кому подходят


Металлургические профессии традиционно считаются физически энергозатратными – о них говорят, как о видах деятельности, требующих значительной силы и выносливости. Отчасти это так, но с течением времени производства модернизируются, и ряд процедур, ранее выполняемых вручную или посредством механического оборудования, сейчас осуществляется с помощью автоматических систем и компьютерного управления.
Аппаратчиками получения различных видов металла, операторами поста, инженерами металловедения и т. д. могут быть и женщины.

Зачастую работник на производстве в большей степени контролирует процесс, чем физически участвует в его осуществлении. А такой труд требует, в первую очередь, внимательности и дисциплинированности, то есть, умения запоминать технологический алгоритм и строго следовать протоколу исполнения, для чего нужны хорошая память и отменная реакция в условиях вынужденного отказа от стандартной процедуры. Монотонность повседневных действий «усыпляет» внимание работника и иногда становится причиной возникновения экстремальных ситуаций, поэтому очень важно уметь длительное время сохранять концентрацию.

Большинство работ в цехах – это бригадный труд, требующий умения коммуницировать с напарниками и коллегами. Навыки конструктивного общения и понимание друг друга с полуслова – важная составляющая такого рода профессий.

Кто может работать станочником

Говоря о том, чем занимается станочник не стоит забывать о том, что существуют определенные требования непосредственно к личности специалиста. Ведь не каждому стоит доверять столь точное оборудование, требующее от мастера внимания и концентрации.

Так как профессия относится к разряду тяжелых и даже вредных, то пройти медкомиссию смогут не все. В первую очередь тем, кто выберет подобную работу стоит приготовиться к многочасовому рабочему дню, когда приходится не только стоять, сколько концентрировать свое внимание.

Именно по этой причине крепкое здоровье будет входить в обязательные требования. Так, у станочника не должно быть проблем с опорно-двигательным аппаратом, органами дыхания, со зрением.

Говоря о других качествах, то стоит назвать следующие:

  • уметь концентрироваться на выполняемой работе;
  • обладать ответственностью к возложенным обязательствам;
  • высокая организованность;
  • обладать безупречным глазомером;
  • иметь хорошее чувствование пространства;
  • быть внимательным и предельно аккуратным;
  • не иметь нарушений в моторике рук;
  • быть уравновешенным и терпеливым;
  • обладать точной координацией;
  • не помешает развитое наглядно-образное мышление.

Кроме того, физическое и психическое здоровье, выносливость будет бесполезными, если не хватает интеллектуальных способностей. От специалиста требуется грамотное чтение чертежей, а значит знание точных наук обязательно.

Профессиональный станочник обязан знать такие науки как:

  1. химия;
  2. физика;
  3. математика;
  4. материаловедение.

Не имея багажа знаний будет сложно грамотно и точно выполнять поставленные задачи, связанные с получением качественных деталей.

Сколько получают

Зарплаты металлургов зависят от специализации, квалификации, должности, региона и других факторов. В сводном списке, составленном на основе открытых вакансий, можно представить следующий перечень средних по России окладов:

  • Литейщик цветных металлов, термист, прокатчик, кузнец, гальваник: 30–35 тыс. руб.
  • Сталевар, горновой, штамповщик: 35-40 тыс. руб.
  • Вальцовщик, токарь-универсал, фрезеровщик: 50–60 тыс. руб.
  • Сварщик, оператор станков по обработке металла с ЧПУ: 65–75 тыс. руб.

Перспективы профессии

Профессия металлурга достаточно консервативна в плане внедрения инноваций, практическое освоение которых зависит от экономических возможностей предприятия осуществлять капитальные вложения в производство. Однако смена технологий происходит постоянно, развитие индустрии не стоит на месте, а исследовательская деятельность особенно активно проявляет себя на пересечении сфер различных научных дисциплин. Поэтому в металлургии очень разные люди – и изобретали, и рационализаторы – найдут свое предназначение.

Личностные качества профессии станочник

Пусть профессия станочник и относится к категории рабочих, но во многом это интеллектуальный труд. Специалисту необходимо не просто по шаблонам создавать детали на станке, но и самостоятельно делать чертежи, эскизы. Для такой работы необходимо иметь хорошие знания в различных областях, а также острый глазомер, хорошую мелкую моторику, аналитический склад ума и пространственное воображение.

Но без выносливости и готовности к долгой и кропотливой работе чаще всего в неудобной позе добиться необходимого результата чаще всего невозможно.

Поэтому в перечень необходимых для работы в качестве станочника качеств следует внести:

  • внимательность;
  • ответственность;
  • аккуратность;
  • усидчивость;
  • нацеленность на результат;
  • умение нестандартно подходить к решению задач.

Технология металлообрабатывающего производства

Современные технологии и оборудование металлообрабатывающего производства – сложный многоступенчатый процесс с вовлечением десятков специалистов с разными профессиональными навыками.

Производство и обработка металла была и остается одной из приоритетных сфер экономики. Четкое деление по профессиям началось в середине 19-го столетия: индустриализация сопровождалась открытием заводов и фабрик, ростом спроса на узкие компетенции, в том числе на работников, которые занимались обработкой сырья, заготовок, готового металлопроката.

Что это за профессия?

Специальность «Технология металлообрабатывающего производства» (код 15.02.15) связана с разработкой процессов и программ для производства металлических деталей на автоматизированных производствах.

В сферу профессиональной деятельности также входят:

  1. Наладка и контроль за работой технологического оборудования.
  2. Эксплуатация станков ЧПУ и сборочных приспособлений, задействованных в производственном процессе.
  3. Планирование участков на машиностроительных и других предприятиях, связанных с металлообработкой, в соответствии с поставленными задачами.
  4. Диагностика неисправностей в металлорежущих машинах и другом оборудовании, выбор наиболее оптимального способа их устранения.
  5. Профилактика и ремонт станков, другого механического и автоматического оборудования в рамках профессиональной компетенции.
  6. Наладка металлорежущих станков в строгом соответствии с технической документацией.
  7. Составление заказов на материально-технические ресурсы на основе текущих потребностей.
  8. Контроль за соблюдением мер по охране труда и производственной безопасности.
  9. Анализ текущей работы и внесение предложений по ее оптимизации.

Обязанности на работе

Функции станочника зависят от типа производства (дерево- или металлообработка) и перечня технологического оборудования, имеющегося на заводе. Например, в должностные обязанности станочника деревообрабатывающих станков входит:

  • подбор сырья для обработки;
  • закрепление заготовки на рабочем столе;
  • установка и настройка режущего инструмента;
  • исполнение токарных работ по предоставленным эскизам, образцам или чертежам;
  • строгание деталей, кромок, брусков, стружки, шпона на специальных станках (кромкофуговальных, калевочных, рейсмусовых);
  • набор щитов и сшивка деталей;
  • перфорирование плит и выборка руста в них;
  • сверление отверстий и гнезд;
  • фрезерование углублений и полостей;
  • контроль качества продукции и отбраковка некондиционных элементов;
  • обслуживание и участие в ремонте аппаратуры.

Станочник по металлообработке имеет свой набор функций, среди которых нарезание резьбы различных видов, фрезерование внутренних и наружных поверхностей, шлифовка деталей с использованием охлаждающей жидкости, растачивание и сверление отверстий в твердых сплавах. Такие мастера могут изготавливать в мелкосерийном производстве предметы из камня и керамики.

В целом же, работодатели требуют таких профессиональных навыков:

  • знание основ материаловедения и механики;
  • владение на хорошем уровне черчением, тригонометрией, геометрией;
  • понимание внутреннего устройства разных станков, умение их настраивать, затачивать и обслуживать, выполнять мелкий ремонт;
  • способность пользоваться измерительными инструментами;
  • навык чтения чертежей и справочных материалов;
  • выполнение работы качественно и в соответствии с заданными параметрами.

Все эти умения можно получить в профильных ссузах.

Срок обучения

Подготовкой по специальности «Технология металлообрабатывающего производства» занимаются техникумы и колледжи. Поступление возможно на базе 9 и 11 классов.

  • на базе 9 классов – 4 года 10 месяцев;
  • на базе 11 классов – 3 года 10 месяцев.

Форма обучения – очная. Некоторые учебные заведения практикую очно-заочный формат. В этом случае длительность образовательной программы увеличивается на 2 года.

Дипломированным специалистам присваивается квалификация «Техник-технолог». Где и кем они будут работать, зависит от направления колледжа и желания выпускника.

Сферы деятельности

Область деятельности выпускников – техническая, а специализация может быть связана с:

  • машиностроением;
  • металлургией;
  • СТО и сервисными центрами;
  • АТП;
  • ремонтом и обслуживанием промышленных двигателей, сельхозтехники;
  • авиастроением;
  • ракетной промышленностью;
  • работой в проектных и исследовательских институтах.

Этот список – лишь малая часть сфер деятельности, где можно работать с дипломом технолога металлообрабатывающего производства.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • востребованность профессии;
  • достойная оплата труда;
  • творческая, интересная работа.

Минусы

  • работа в полунаклонном положении, что создаёт дополнительную нагрузку на позвоночник;
  • высокий уровень шума от наковальни, отрицательно действующий на слух;
  • повышенный уровень вибрации от молота, влияющий на суставы и связки рук, плеч;
  • высокий температурный режим в помещении. Ковочная температура должна быть 800–1200 градусов по Цельсию. В качестве топлива в кузницах применяются: древесный уголь, торф, мазут, уголь разных сортов, природный газ;
  • в целом, довольно много травмоопасных факторов, требующих особого внимания и соблюдения правил техники безопасности.

Важные дисциплины

Программа подготовки студентов включает ряд важных предметов, в том числе:

  • компьютерную и инженерную графику;
  • техническую механику;
  • программирование ЧПУ для автоматизированных станков и машин;
  • прикладную механику;
  • технический аудит;
  • проектирование производственных цехов;
  • моделирование процессов;
  • инструменты и инструментальные системы;
  • управляющие программы для разных производственных процессов;
  • наладку, подналадку, ТО и контроль за работой оборудования.

Программой обучения также предусмотрены два вида практики: учебная и производственная. Производственная практика проходит в два этапа: на промышленном предприятии по профилю студента и перед защитой дипломной работы (преддипломная практика).

Медицинские противопоказания

Для допуска к профессии станочник, человек должен пройти медицинскую комиссию для того, что бы выявить, что у него отсутствуют медицинские противопоказания.

Так как это профессия, которая несёт в себе риски для здоровья и жизни сотрудника, то препятствием к допуску к работе могут быть следующие причины:

  • Расстройства психики;
  • Нарушения в работе центральной нервной системе;
  • Нарушения подвижности суставов;
  • Заболевания сердца;
  • Хронические заболевания дыхательных путей.

Компетенции специалиста

Компетенции дипломированного специалиста достаточно, чтобы:

  1. Организовать работу участка, цеха, другого структурного подразделения.
  2. Разработать и внедрить в производство технологии, связанные с изготовлением деталей и узлов для оборудования.
  3. Выполнять работу по нескольким рабочим специальностям.
  4. Определять наиболее оптимальные методы работы, оценивать их безопасность и эффективность.
  5. Оперативно решать производственные проблемы, принимать нестандартные решения.
  6. Обеспечить нормальную работу и психологический климат в коллективе, мотивировать коллег и подчиненных.
  7. Использовать необходимую инженерную документацию в работе.
  8. Составлять маршруты производственных процессов.
  9. Планировать работу, определять первоочередные задачи и добиваться их решения.

Техник – технолог доменного производства

Техник — технолог доменного производства по уровню квалификации относится к среднему звену инженерно- технических работников. Им необходимы не только технические знания, но и умение индивидуально работать с людьми, экономически выгодно вести весь технологический процесс с помощью техники.

Умственная деятельность техника-технолога доменного производства неразрывно связана с его практическими действиями. В работе ему всегда помогают такие качества, как находчивость, сообразительность, смекалка, оригинальные и оперативные решения постоянно возникающих производственных задач в течение смены. Особенностью зрительного восприятия является умение по цвету определять температуру металла, по характеру поведения искр (при выпуске плавки) – примерный химический состав чугуна и т.п.

Если говорить о других качествах личности, которые ему необходимы, то отметим следующие: выдержка, терпение, собранность и оперативность, тактичность и самообладание.

Востребованность и перспективы

Спрос на рабочие кадры превышает предложения – тенденция не меняется два десятилетия и не изменится в ближайшем будущем. Следовательно, потребность в технологах металлообработки и машиностроения никуда не денется.

Наоборот, эксперты рынка труда отмечают рост спроса на технических специалистов, что связано с расширением функциональных возможностей оборудования, внедрения инноваций в производственный процесс.

Дефицит кадров существует и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Безработица дипломированным технологам точно не грозит.

Что касается перспектив, то выпускник колледжа может работать мастером, старшим смены, начальником участка. Еще один вариант – получение высшего образования в университете, после чего сотрудник может претендовать на руководящие посты высшего звена, должности в профильных управлениях и министерствах.

Востребованные профессии

Проанализировав вакансии на рынке труда Москвы и региональных рынках России, можно выделить профессии, на которые наиболее высокий спрос. Это:

  • техник-технолог;
  • наладчик оборудования с ЧПУ;
  • технолог ОТК.

Технолог

Технолог – общее название для группы профессий, а круг должностных обязанностей зависит от сферы деятельности. Если это автомобилестроение, то техник-технолог будет отвечать за выпуск заготовок, деталей и узлов из металла, контроль их качества, организацию процесса, обслуживание станков, на которых они изготавливаются.

Специалисты подчиняются инженерам-технологам. Средняя зарплата по России составляет 50 тысяч рублей.

Наладчик оборудования с ЧПУ

Наладчики следят за тем, чтобы производственные станки и другие устройства с ПУ работали четко, точно, без потерь производительности. В их обязанности также входит своевременное выявление неисправностей, включая скрытые дефекты, и их устранение.

Для успешной работы наладчик должен хорошо разбираться в устройстве манипуляторов, станков, другого оборудования, уметь читать технологические карты, знать другие профессиональные нюансы. Средняя заработная плата такого специалиста – 65 тысяч рублей.

Технолог ОТК

Отдел технического контроля (ОТК) отвечает за качество выпускаемой продукции, проверку ее соответствия установленным стандартам и техническим условиям.

От работы технолога ОТК зависит количество бракованных изделий в отгружаемой партии, репутация предприятия. Ведь лояльность потребителей возможна только в том случае, если они получают продукцию высокого качества по доступным ценам. Проверка изделий проводится визуально и с использованием контрольных приборов.

Учебные заведения

Подготовкой специалистов для металлообрабатывающей отрасли занимаются:

Поволжский государственный колледж

  • Московский политехнический техникум №47 им. В.Г. Федорова;
  • Московский колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23;
  • Московский государственный образовательный комплекс;
  • Поволжский государственный колледж.

Профильные учебные заведения есть во многих других городах России.

Где учиться

Прежде чем устроиться на работу, требуется пройти обучение и получить необходимые знания. Если было твердо принято решение выбрать специальность станочника, то колледж предоставит все необходимые навыки, которые во время практики и при последующей работе станут только лучше.

Омский авиационный колледж

Хорошим вариантом для поступления является Омский авиационный колледж, выпускающий компетентных в своей сфере деятельности специалистов. В колледже обучают обслуживанию и техническому налаживанию оборудования, проверке деталей на качественность, а также их обработке. Кроме этого, будут получены и другие знания, которые помогут в дальнейшем стать профессионалом высокого класса.

Петрозаводский индустриальный колледж

Индустриальный колледж города Петрозаводск, который также проводит подготовку специалистов по данной профессии. Учебное заведение является лучшим.

За время учебы студенты получат не только теоретические, но и практические знания, которые будут закреплены на практике с учебными станками. В среднем обучение длится два года и десять месяцев, после чего есть возможность сразу же приступить к трудовой деятельности.

Презентация на тему: профессии связанные с обработкой металла

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Профессии, связанные с обработкой металла

Сталевар Токарь Фрезеровщик Слесарь по ремонту оборудования Слесарь-инструментальщик Слесарь-сантехник И другие Профессии, связанные с обработкой металла:

Сталевар Значение: тот, кто занимается выплавкой стали, сталеварением Описание деятельности Деятельность сталевара представляет собой работу с применением знаний технологического процесса выплавки различных марок стали и сплавов, устройств и правил технической эксплуатации оборудования, основ электротехники, методов интенсификации плавки, типов электродержателей и механизмов передвижения электродов, физико-химических свойств и состава шихтовых и заправочных материалов, раскислителей, легирующих добавок, а также номинальной мощности печных трансформаторов и допустимых нагрузок.

Токарь Значение: рабочий-станочник, специалист по токарному делу — обработке резанием вращающихся заготовок или вращающегося режущего инструмента, по обработке дерева, металла, пластмассы и т.д. Описание деятельности Описание деятельности К должностным обязанностям токаря относятся обработка и расточка различных материалов, в том числе нарезание резьбы, калибровка и сверление. Обработка производится на токарном станке с помощью режущих инструментов в соответствии с прилагаемыми к заготовке чертежами и документацией

Фрезеровщик Значение: cпециалист по работам на фрезерном станке Описание деятельности Фрезерование металлических (чугун, металлы и их сплавы) и неметаллических (дерево, пластмасс, эбонит и др.) изделий. Обработка поверхностей путём снятия стружки дисковыми, цилиндрическими, торцовыми, фасонными, сферическими, сфероконическими, а также концевыми фрезами различных диаметров видов и форм. Обработка заготовок с применением твёрдого сплава, рапида, металлокерамики. Фрезерование сложных деталей и инструмента по 6—7 квалитетам. Изготовление и реставрация механизмов, составляющих узлов или других конструкций к ним. Чтение чертежа и чёткая последовательность технологическому процессу в совокупности с поставленным нарядом (допуском) на изготовление деталей. Работа с мерительным инструментом (угломер, угольник, рейсмус, штангенциркуль,микрометр). Применение и правильное использование вспомогательных механизмов и средств оснастки, таких как: цанговый патрон, тиски, прижимы, делительная головка, поворотный стол, вспомогательные призмы и др. Знание инструкций по охране труда и техники безопасности на рабочем месте. Поддержание в чистоте и порядке вверенного оборудования, а также умение принять правильное решение в нестандартных ситуациях технологического процесса в ходе работы.

Слесарь Слėсарь — (профессия) (нем. Schlosser — замочник) — специалист по ручной (без использования станков) обработке металлов, включая операции по сборке и разборке на производстве или в быту. Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике — специалист по обслуживанию и мелкому ремонту контрольно-измерительных приборов и автоматики. В его должностные обязанности входит монтаж, настройка и техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов (КИП) и устройств автоматики. Слесарь механосборочных работ — осуществляет сборку и наладку машин и механизмов из деталей. Слесарь-инструментальщик — специалист по изготовлению и ремонту штампов, прессформ, (литформ), оснастки. Автослесарь — специалист по ремонту автомобилей. Слесарь-сантехник — специалист по монтажу и обслуживанию водопроводных коммуникаций. Слесарь аварийно-восстановительных работ — специализация на аварийно-восстановительных работах. Слесарь-ремонтник — осуществляет ремонт производственного оборудования необходимого для поддержания промышленных-технических процессов либо бытовых нужд. И т. д.

Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике — профессия рабочего, который обслуживает, ремонтирует и эксплуатирует различное контрольно-измерительное оборудование и системы автоматического управления. К работе слесарем по контрольно-измерительным приборам и автоматике допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие среднее профессиональное образование или профессиональное обучение, прошедшие медицинское освидетельствование и не имеющие противопоказаний к выполнению данной работы, обучение правилам техники безопасности, профессионально-техническую подготовку, проверку знаний по правилам эксплуатации электроустановок потребителей (ПЭЭП), аттестацию по правилам, нормам и инструкциям по промышленной безопасности в аттестационной комиссии. Аттестация слесаря по КИПиА проводится один раз в год. Повторный инструктаж проводится через 6 месяцев. Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике административно подчиняется начальнику цеха, оперативно и технически — мастеру КИПиА цеха или лицу, его замещающему. Дежурный слесарь по КИПиА оперативно подчиняется мастеру производственного участка (МПУ), выполняет пусконаладочные работы строго в соответствии с инструкцией к подключаемому и обслуживаемому в дальнейшем оборудованию (контроллеры, щиты управления). В случае аварийного состояния в цехе дежурный слесарь по КИПиА действует в соответствии с распоряжением МПУ. Во время работы поддерживает связь с оперативным технологическим персоналом. О замеченных неисправностях обязан поставить в известность МПУ.

Слесарь механосборочных работ Слесарь механосборочных работ — основное действующее лицо при создании готового изделия. Он осуществляет сборку машин и механизмов из деталей, полученных с других цехов предприятия или с других предприятий. Чтобы собрать готовый механизм, надо сначала изучить чертеж, подготовить детали, затем собрать отдельные узлы, отрегулировать, то есть проверить правильность взаимодействия собранных деталей и узлов, и, наконец, провести испытание собранного изделия. Иногда подготовка деталей требует подгонки их размеров до необходимых. Слесарю-сборщику приходится при помощи специальных слесарных инструментов осуществлять доводку деталей. Подгонка деталей требует от слесаря знаний свойств металлов и сплавов, а также владения всеми видами слесарных работ, связанных с обработкой детали. Соединение деталей в узлы и в дальнейшем в конструкции происходит путем запрессовки, пайки, сварки, а также с помощью болтов, шпонок, резьбы, заклепок и других способов крепления в зависимости от собираемого механизма. Например, при сборке корпуса судна слесарю необходимо пользоваться молотками различного калибра, сварочными инструментами, а при сборке радиотехнической схемы — отвертками, паяльником, напильниками. В большинстве производств значительная часть сборочных работ совершается автоматизированным образом. Слесари высокого разряда делают статическую и динамическую регулировку сложных деталей и узлов, производят расчет зубчатых сцеплений, выявляют и устраняют дефекты сборки, участвуют в составлении паспорта на собираемые и испытываемые изделия.

Слесарь-инструментальщик Работа связана с изготовлением или ремонтом различного рода инструментов. Инструменты или приспособления, использующиеся в производстве и имеющие широкое распространение, выпускаются специализированными инструментальными заводами. Но помимо стандартного инструмента, предприятиям требуется еще и специальный инструмент, применяемый в конкретном производстве. Поэтому на предприятиях существуют специальные цехи по его изготовлению, где и работают слесари-инструментальщики. В зависимости от вида изготовляемой продукции можно выделить следующие группы слесарей-инструментальщиков: слесарь по изготовлению и ремонту обрабатывающего и измерительного инструмента, по изготовлению и ремонту приспособлений, по изготовлению и ремонту штампов для холодной и горячей штамповки, по изготовлению пресс-форм для литья под давлением. Изготовление инструмента происходит в несколько этапов. Во-первых — чтение чертежей. При чтении чертежа слесарю необходимо представить себе изделие в объеме, понять взаиморасположение всех его частей в рабочем режиме. Особую важность на этом этапе представляет учет особенностей материала, из которого будет изготавливаться инструмент. Вторым этапом в изготовлении инструмента является планирование стратегии и тактики работы: слесарь определяет для себя оптимальные способы и последовательность обработки изделия, учитывает технические характеристики, специфику выбранного пути для того, чтобы не выполнять лишней работы. Следующим этапом в работе слесаря-инструментальщика будет разметка. Необходимо перенести основные элементы чертежа на заготовку для будущего изделия. Слесарная обработка включает опиловку отверстий, вырубку углублений, шлифовку и притирку, подгонку и сборку отдельных деталей будущего изделия. Также слесарь-инструментальщик может производить доводку и сборку изделия из деталей, изготовленных на токарных и фрезерных станках. Работа слесаря-инструментальщика характеризуется комбинированием различных трудовых операций в зависимости от поставленных задач.

Функциональные обязанности кузнеца

  • ковка деталей с учетом размеров и припусков на последующую обработку;
  • протяжка и сгиб металла разных видов (квадратного, круглого, полосового);
  • сварка деталей;
  • отрубка зубилом;
  • правка вручную на плите, наковальне в холодном и горячем виде, сверяясь с шаблонами и чертежами;
  • выбор режима нагрева металла;
  • сборка рессор в комплект, подгонка листов по шаблону;
  • окончательная отделка деталей;
  • правка штампованных изделий;
  • изготовление инструментов для собственного производства.

Технология металлообрабатывающего производства

Характеристика профессиональной деятельности:

  1. Область профессиональной деятельности выпускников по направлению технология машиностроения: разработка и внедрение технологических процессов производства продукции машиностроения; организация работы структурного подразделения.
  2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: — материалы, технологические процессы, средства технологического оснащения (технологическое оборудование, инструменты, технологическая оснастка); — конструкторская и технологическая документация; — первичные трудовые коллективы.
  3. Специалист по технологии машиностроения готовится к следующим видам деятельности:
      разработка технологических процессов изготовления деталей машин;
  4. организация производственной деятельности структурного подразделения;
  5. внедрение технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля;
  6. выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

  7. Специалист по технологии машиностроения должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  8. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  9. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
  10. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  11. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
  12. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  13. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
  14. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • Специалист по технологии машиностроения должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
      Разработка технологических процессов изготовления деталей машин:

        использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей;
  • выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования;

  • составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции;
  • разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей;
  • использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
  • Организация производственной деятельности структурного подразделения:
      планировать и организовывать работу структурного подразделения;
  • руководить работой структурного подразделения;
  • анализировать процесс и результаты деятельности подразделения.
  • Внедрение технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля: — обеспечивать реализацию технологического процесса по изготовлению деталей; — проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.
  • Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих:
    • доводчик-притирщик
    • долбежник

  • заточник
  • зуборезчик
  • зубошлифовщик
  • наладчик автоматических линий и агрегатных станков
  • наладчик автоматов и полуавтоматов
  • наладчик зуборезных и резьбофрезерных станков
  • наладчик станков и манипуляторов с программным управлением
  • оператор станков с программным управлением — полировщик
  • разметчик
  • резьбофрезеровщик
    • резьбошлифовщик
    • сверловщик
    • слесарь-инструментальщик
    • слесарь механосборочных работ
    • слесарь-ремонтник
    • станочник широкого профиля
    • токарь
    • токарь-полуавтоматчик
    • токарь-расточник
    • токарь-револьверщик
    • фрезеровщик
    • шлифовщик

    По определенным направлениям в техникуме открываются курсы на 72 и 36 часов, по окончании которых выдается удостоверение.

    Востребованность и перспективы

    Технические профессии всегда были и будут популярны, ведь с развитием прогресса, расширяется и спектр действий специалистов по технологиям машиностроения. Профессия специалиста по технологиям машиностроения считается перспективной. Связано это с постоянным внедрением новых методик и появлением современных изобретений. Данные специалисты имеют массу возможностей для успешного построения карьеры и развития, что откроет перед ними новые перспективы в построении карьеры. Также наш уровень образования в технических специальностях дает возможность трудоустройства в более экономически развитых странах. Связано это и с недостатком таких кадров за рубежом.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]