Автор: ПрофГид
Режиссер – творческая профессия, востребованная в сферах теле- и киноиндустрии, а также в цирковом и эстрадном искусстве, видеоблогинге. Режиссеры несут ответственность за постановку фильма, театрального спектакля, музыкального видеоклипа и т. д. Профессия относится к категории «человек-художественный образ», ее смело могут выбирать люди, склонные к изучению русского языка, литературы, имеющие ярко выраженную харизму и творческие задатки. Кстати, в 2022 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
- Курсы
Кто такой режиссер?
Режиссер – это главный человек в любом творческом коллективе. Он работает со сценарием, подготовленным сценаристом, ему подчиняются осветители, актеры, звукорежиссеры – все участники творческой команды. Режиссерами мечтают стать многие ребята, однако успеха в этой профессии добиваются лишь единицы. Самые талантливые режиссеры заняты в съемках кинофильмов, также они могут реализовать свой потенциал в следующих сферах:
- театральные постановки;
- цирковые представления;
- анимационное и короткометражное кино;
- рекламные ролики;
- видео для влогов;
- телевизионные программы, новостные сюжеты и т. д.;
- клипмейкерство;
- компьютерные, мобильные, онлайн-игры, а также игры для приставок.
Существуют режиссеры, которые занимаются постановкой сборных и моноконцертов, различных мероприятий: свадьбы, выпускные, корпоративы и другие. Режиссер, читая сценарий или корректируя его, видит то, как в итоге будет выглядеть та или иная постановка. Он определяет типаж актеров, работает с цветовой гаммой, ракурсами – делает все, чтобы сценарий «ожил» на экране, театральной сцене, в реальной жизни.
Продюсер и режиссер: в чем разница
Начнем с продюсера. Если суммировать основные функции, то можно увидеть, что этот человек выполняет функции, связанные с подготовкой процесса съемки, финансированием проекта и его выпуском. Продюсер может иметь больше полномочий и даже выполнять значительную часть функций режиссера дорогих голливудских фильмов и решать проблемы, связанные с окупаемостью.
Режиссер фильма решает проблемы, связанные непосредственно с процессом съемок. Он определяет, как именно нужно снимать ту или иную сцену, каких актеров пригласить и куда снимать с точки зрения достижения наилучших зрелищных результатов. В компетенцию режиссера входит реализация креативной составляющей проекта, а также особенностей функциональной среды для съемок, подготовленных продюсером.
Главное различие между продюсером и режиссером заключается в задачах, которые они решают. Но в большинстве случаев это задачи аналогичных категорий, которые часто решаются одновременно и требуют активного взаимодействия людей, занимающих соответствующие ключевые позиции в процессе создания фильма.
Профессия режиссер может принести всемирную славу. Это самый важный человек на съемочной площадке. От него зависят такие аспекты, как актерская игра, тип декораций, качество фильма, правильный актерский состав, состав сценаристов, озвучка видео, спецэффекты и так далее. Режиссура означает постоянное общение со многими людьми и их руководством. Без этого профессионала невозможно получить хорошее видео или фильм.
Особенности профессии
Режиссер – это нечто большее, чем просто постановщик. Он находит общий язык с капризными актерами, способен добиться увеличения бюджета и привлечь публику с помощью нестандартной рекламы. Также он выполняет следующие виды работ:
- обеспечение беспрерывного постановочного процесса в соответствии со сроками;
- работа с новыми и старыми постановками, обновление и усовершенствование последних;
- режиссер осуществляет кастинг актеров, распределяет роли, вносит предложения по обновлению и расширению актерского состава;
- принимает участие в создании эскизов и макетов оформления будущей постановки, костюмов, декораций, спецэффектов, осуществляя постоянный контроль всех процессов;
- проводит регулярные репетиции;
- взаимодействует с персоналом, отвечающим за художественно-постановочную часть.
Режиссер-постановщик может принимать участие в разработке маркетинговых мероприятий, он направляет актеров и других членов творческой команды на курсы, мастер-классы, необходимые для повышения квалификации и общего профессионального уровня. Нередко он вносит корректировки в сценарий, дает советы, касающиеся оформления – несет полную ответственность за постановочный процесс. Режиссер поглощен творчеством, за финансовую сторону и маркетинг чаще всего отвечает продюсер/заказчик.
Существуют режиссеры монтажа, которые собирают отснятую пленку в единый фильм. Постановщики мероприятий взаимодействуют с частными и коммерческими клиентами, отвечая за успешное проведение праздника, презентации, театрализованного представления и т. д. Мэппинг-режиссер отвечает за создание 3D-проекций и лазерных шоу, клипмейкер – за разработку и постановку видеоклипов.
Что входит в обязанности
Ключевыми обязанностями любого режиссера можно назвать создание режиссерского сценария (адаптирование полученного сценария под собственное видение), подбор актеров и съемочной группы, руководство ими на протяжении всего процесса создания произведения.
Однако в остальном обязанности режиссеров театра и кино сильно отличаются. Если первый заканчивает свою работу после генеральной репетиции, то второй, отсняв материал, отправляется руководить его монтажом. Так из сырых отрывков он делает кино, которое должно отражать его видение картины. В ходе этой утомительной работы накладываются звук и спецэффекты, которые сейчас так много значат для популярности картины.
Что касается требований к режиссеру, то перечислим основные:
- организаторские способности;
- профильное образование;
- знание основных принципов работы в отрасли;
- понимание принципов работы камер, оборудования, программ для записи и монтажа.
Последний пункт отсылает нас к тому факту, что часто режиссерами становятся бывшие актеры или операторы, которые знают, что такое техническая подготовка к съемкам не понаслышке.
Мы собрали на нашем сайте лучшие курсы для тех, кто хочет стать режиссером. Вы можете выбрать обучающую программу по таким параметрам как стоимость, сроки обучения, наличие диплома и т.п. Также у нас можно почитать отзывы выпускников онлайн-школ.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Полноценное раскрытие творческого потенциала.
- Возможность работать с известными продюсерами, актерами и другими специалистами.
- Обретение популярности в узких или широких кругах.
- Профессия престижная, она связана с эмоциональной отдачей, но не с физической работой.
- Возможны многочисленные командировки по России и другим странам в составе творческой группы.
- Талантливые режиссеры получают премии, славу и очень высокий доход.
- Режиссер может заниматься видеоблогингом, кинокритикой, журналистикой – доступно много смежных сфер.
Минусы
- К сожалению, не все режиссеры добиваются успеха и популярности, поэтому многие выпускники профильных вузов работают в маленьких театрах, снимают короткометражки и занимаются постановкой праздников. Эта работа приносит хороший доход, но не удовлетворяет амбиции.
- Огромный конкурс в вузах, ведь на место могут претендовать более 20-25 абитуриентов.
- Высокое эмоциональное перенапряжение, возможны творческие кризисы.
- Ненормированный график работы, высокие требования, которые выдвигаются к качеству постановок.
- Длинный карьерный путь, ведь выпускники вуза могут рассчитывать лишь на должность ассистента или помощника режиссера.
Зарплатные ожидания
Начинать карьеру можно с ассистента режиссера. В зависимости от общей стоимости проекта, зарплата у ассистентов колеблется от двадцати тысяч до сорока. Режиссеры и продюсеры различных масштабных конференций и выставок, различных презентаций, рассчитанных на большое количество участников, могут получать оклад в размере от семидесяти до двухсот тысяч рублей за проект.
Оценить средние зарплаты по этой профессии достаточно сложно. Успешные режиссеры могут получать миллионы за свои кинофильмы, а рядовые представители отрасли, занимающиеся малобюджетными картинами и постановками, могут работать действительно за копейки. В театре режиссер может получать как процент от выручки за весь спектакль, так и четко фиксированный оклад. Оклад обычно в таких случаях составляет от тридцати пяти до пятидесяти тысяч рублей в месяц. Процентная ставка может быть выгодней, однако она не обещает стабильности.
Обучение на режиссера
Получить образование можно в театральном колледже или вузе, поступить в которые абитуриент сможет после 9 и 11 класса соответственно. В колледжах реализуются следующие смежные направления подготовки:
- «Социально-культурная деятельность (по видам)» (код: 51.02.02);
- «Анимация (по видам)» (код: 55.02.02) и другие.
Колледж – отличный старт, однако для большой режиссуры необходимо высшее образование по следующим направлениям (с разными профилями подготовки):
- «Режиссура театра» (код: 52.05.02);
- «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (код: 51.03.05);
- «Режиссура кино и телевидения» (код: 55.05.01).
При поступлении в вуз нужно сдавать ЕГЭ по литературе (этот предмет требуется чаще всего), обществу или истории, а также русскому языку. Абитуриенты в обязательном порядке проходят творческое испытание и собеседование, итоги которых являются решающими для приемной комиссии. После завершения обучения можно продолжить подготовку в форме ассистентуры-стажировки, где необходимо учиться еще 2 года.
Курсы
- SkillBox
Режиссёрстарт в любое время, отсрочка платежа, помесячная оплата, чат
161 415 ₽
Смотреть курс
- Московская школа кино
Режиссура
2 года, старт 4 октября, отсрочка платежа
400 000 ₽
Смотреть курс
Вузы
- Режиссерский факультет ТИ им. Б. Щукина Режиссер драмы
4 года
26 бюджетных мест
- Факультет анимации и мультимедиа ВГИК Режиссура кино и телевидения
5 лет
322 000 ₽/год
42 бюджетных мест
- Сергиево-Посадский филиал Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова Режиссура кино и телевидения
5 лет
275 475 ₽/год
4 бюджетных мест
- Факультет информационных технологий МГППУ Режиссура кино и телевидения
5 лет
265 000 ₽/год
10 бюджетных мест
Наиболее известные вузы
Практически все российские режиссеры являются выпускниками двух известных московских вузов. Это Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) и Российская академия театрального искусства (РАТИ). Эти два вуза выпустили немало творческих и талантливых личностей. Поступить туда достаточно сложно. И скорее всего, учиться придется на платной основе. Бюджетных мест предусмотрено всего 5-8. Но перспективы, которые дают своим студентам данные учебные заведения, стоят тех денег, которые предстоит отдать за обучение. Образование и известность места, в котором оно получено, является очень важным моментом в карьере публичного человека.
Курсы
Высшая школа режиссеров и сценаристов
При образовательном учреждении функционирует большое количество долгосрочных и краткосрочных курсов, адаптированных для слушателей, имеющих разный уровень подготовки. Здесь можно узнать больше о монтаже, истории кино, искусстве операторской и сценарной работы, спецэффектах, документальном или игровом кино – доступны программы на любой вкус. Предусмотрены скидки на обучение и проживание, работает летняя киношкола.
Специальности
За последние сто лет представления о профессии несколько изменились и возникли следующие специальности:
- Режиссер-постановщик. Человек, который возглавляет съемочную группу, но администрированием как таковым не занимается. Он отвечает за все творческие процессы в кинопроизводстве и на телевидении.
- Театральный режиссер. Эту специальность стоит выделить как отдельную, поскольку в сценических искусствах своя специфика работы, и мыслит постановщик спектаклей не так, как автор кинофильмов. Тем не менее мастера из театра порой достигают больших успехов и в кино (Марк Захаров, Михаил Казаков).
- Режиссер монтажа. Специалист, который просматривает отснятый материал, выбирает вместе с постановщиком удачные дубли и занимается склейкой. Именно в монтажной рождаются фильмы и телепередачи в том виде, в каком их показывают зрителям.
- Звукорежиссер. Отвечает за музыкально-шумовое оформление, а также запись речи актеров в кино и на ТВ. Тесно сотрудничает с композитором, в крупных проектах руководит командой операторов.
Есть в рамках профессии и более узкие специальности: режиссер анимационных фильмов, неигрового кино, эстрады, массовых представлений. В масштабных проектах постановщику часто помогает помощник. Он участвует в подборе актеров, репетирует второстепенные сцены. Несколько иная работа у ассистента режиссера – сотрудника, который исполняет мелкие поручения и решает возникающие проблемы. В этой должности часто работают студенты творческих вузов, стремящиеся подготовить почву для будущей карьеры в кино или на телевидении.
В целом работа связана одновременно с творчеством и управлением. В театре чистого искусства больше, поскольку на телевидении и в кинематографе много времени уходит на работу с техникой. Кроме того, сцена дает больше творческой свободы: в кино фантазию режиссера зачастую ограничивают продюсеры, думающие в первую очередь о финансовом успехе фильма. Поэтому люди, которых интересует искусство в чистом виде, обычно стремятся в театр.
Общие рекомендации
У резюме всегда есть конкретная цель – должность, которую вы хотите занять. Руководствуясь этим, при работе с документом нужно ответить на два основных вопроса: почему рекрутер должен выбрать именно вас, и на каких условиях вы готовы приступить к работе.
Выделиться среди соискателей поможет опыт работы, широкий список навыков и примеры профессиональных достижений. В рамках одной профессии люди могут решать совершенно разные задачи. Для того чтобы подобрать самую актуальную информацию, нужно обдумать, какие именно ключевые знания и личностные характеристики необходимы режиссеру на рассматриваемой должности.
Чем точнее вы опишите круг своих компетенций, тем выше будут шансы получить работу, которая вас устроит.
Чтобы ограничить число поступающих предложений, нужно более четко озвучить свои условия трудоустройства:
- вид занятости (основная, совместительство);
- график работы (полный, сменный, удаленный);
- готовность к переезду, командировкам;
- желаемую должность;
- уровень зарплаты.
Привлечь внимание рекрутеров поможет качественное фото. Без такого атрибута многие резюме остаются без внимания. Требования к снимку стандартные: размер 3×4, деловой стиль.
Преимущества и недостатки
К основным преимуществам профессии режиссера можно отнести:
- творческая интересная работа с возможностью самовыражения;
- взаимодействие с интересными людьми;
- возможность посещать разные страны;
- перспектива общественного признания в случае успешной профессиональной деятельности.
Недостатками являются:
- ненормированный рабочий день;
- низкая зарплата в начале карьеры;
- серьезная конкуренция;
- долгий карьерный путь.
Личные качества в резюме
Режиссер – это «дирижер» творческого коллектива, который должен обладать задатками лидера, грамотной речью, ораторским искусством, уметь мотивировать актеров к реализации задуманного сюжета. Такие качества, как коммуникабельность, способность находить общий язык, улаживать и предотвращать конфликтные ситуации являются обязательными в данной профессии. В резюме нужно привести пример нескольких личностных характеристик, которые действительно помогают вам выполнять ваши обязанности.
Наиболее подходящие можно выбрать из списка
:
- креативное мышление;
- способность предвидеть тренды в искусстве;
- внимание к деталям;
- требовательность;
- дисциплинированность;
- способность к импровизации;
- эрудированность;
- наблюдательность;
- талант руководителя;
- самостоятельность;
- ответственность;
- умение работать в команде.
При заполнении резюме старайтесь, чтобы блок не выглядел шаблонно. Будьте креативны и подберите для анкеты реальные определения, которые действительно к вам относятся.
Образец личных качеств для резюме режиссера
Ответственность | Требовательность |
Коммуникабельность | Исполнительность |
Какими личностными качествами должен обладать режиссер?
Чтобы раскрыть свой творческий потенциал и достичь успехов в карьере, режиссерам приходится много работать и прикладывать много усилий. Поэтому им очень важно быть целеустремленными, трудолюбивыми, сильными духом людьми.
- Как и в других творческих профессиях
, в своей деятельности они должны быть креативными и иметь широкий кругозор. - Высокий уровень интеллектуального развития, начитанность и образное мышление являются постоянными спутниками в работе режиссеров.
- Любознательность и стремление к саморазвитию требуются для увеличения опыта и лучшего понимания профессии.
- Поскольку люди этой профессии имеют в своем подчинении большое количество сотрудников, они должны обладать лидерскими качествами и быть коммуникабельными.
- Умение организовать работу и найти компромиссные решения в проблемных ситуациях – залог благоприятной атмосферы на рабочем месте.
- Объективность и наблюдательность также пригодятся на творческом пути, которые позволят дать правильную оценку происходящему, выбрать нужное направление.
Что должен знать и уметь?
Требования соискателей так же разнятся для отличных друг от друга отраслей искусства, однако можно выделить среди них наиболее общие и важные во всех сферах.
Итак, что же необходимо, чтобы стать режиссером?
- Готовность к ответственности. Как мы уже говорили выше, режиссер — должность руководящая огромным творческим механизмом со всеми вытекающими последствиями.
- Выработка собственного видения и стиля просто необходима даже начинающим специалистами. «Замыленный» взгляд, действия по стандартным шаблонам, ограниченное и неоригинальное мышление – вещи, несовместимые с деятельностью режиссера.
- Образованность. Для обеспечения максимальной достоверности и гармоничности изображаемых картин режиссер просто обязан обладать широкими познаниями в самых разных сферах жизни.
- Насмотренность. Знание пути своих предшественников, понимание сути творческой деятельности и наличие определенных «образцов» для подражания (или, наоборот, не подражания) является одним из обязательных условий успешной профессиональной деятельности в данной профессии.
- Коммуникабельность можно назвать одной из главных составляющих любой творческой профессии. Режиссер никогда не сможет создать качественный продукт без умения грамотно выстраивать отношения в творческой команде, плодотворно взаимодействовать и находить подход к разным людям.
- Техническая подкованность. Специалисту нужно знать все возможности различных творческих площадок, чтобы точно понимать, каких эффектов можно добиться в конкретных условиях и как использовать это во благо постановки.
- Энергичность. Для руководства любым проектом необходим огромный запас энергии, а творческая профессия требует в несколько раз больше.
- Правило три «Т». Существующая довольно формула театрального успеха «Труд + Талант + Терпение» емко повествует о том, сочетание каких качеств необходимо в данном деле. Важно наличие именно всех трех составляющих.
- Профессиональное образование. Режиссер – очень многогранная и довольно сложная специальность, которую сложно освоить без соответствующего обучения.
Кто такой режиссёр?
Режиссер-постановщик (фр. régisseur, от лат. rego управляю) — руководитель творческой группы, работающий над созданием фильма, спектакля или шоу. Кстати, в 2022 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
- Примеры компаний с вакансиями режиссера-постановщика
Как заполнить контактную информацию
В разделе необходимо указать контакты для связи. При этом лучше оставлять номера телефонов, ссылки на мессенджеры и аккаунты, которые вы чаще всего используете. Обязательно сообщите в анкете вашу электронную почту. Работодатель никогда не будет сам искать обратный адрес по входящему письму.
КОНТАКТЫ
- Телефон:
+7 - Мессенджер:
WhatsApp, Viber, Telegram
- email:
- Facebook:
/starostin_myresume/
- Skype:
Starostin_myresume
Также нужно оставить в бланке ссылку на портфолио. При отборе представителей творческих профессий рекрутеры нередко ориентируются на образцы предыдущих работ.
Перспективы и карьерный рост
Построить успешную карьеру в режиссуре — задача весьма сложная. Новичкам предстоит проделать огромный путь, «наработать имя», завоевать доверие и вызвать интерес потенциальных заказчиков. Порой на это могут уйти десятки лет. Оклад среднестатистических режиссеров в театрах, как правило, довольно скромный, а оплата труда кинорежиссера определяется в договоре с продюсером, заключить который тоже удается далеко не всем.
Однако каждый удачно реализованный проект повышает статус и известность, дает ему возможность двигаться к новым достижениям. В конце концов, ни для кого не секрет, насколько баснословными могут быть гонорары всемирно известных режиссеров.
Московский Художественный театр как колыбель русской режиссуры
К тому времени, когда появился МХТ, публика столицы уже была готова и с нетерпением ждала рождение нового храма Мельпомены. Историческая встреча Станиславского и Немировича-Данченко обозначила основополагающие идеи существования нового театра. Во время их знаменитой беседы обсуждались вопросы:
- сценической этики,
- технической стороны дела,
- организации процесса,
- репертуара,
- построения взаимоотношений в коллективе и между двумя руководителями.
По всем пунктам у них уже был особый план реформирования старого сложного сценического организма, и эти идеи не противоречили, а лишь дополняли друг друга. Двойное руководство позволило использовать организаторский талант Станиславского — ему была отдана постановочная часть, а Немирович отвечал за литературную сторону процесса. В труппу были включены Москвин, Книппер, Мейерхольд и другие актеры-любители Алексеевского кружка и выпускников Филармонического общества. Программа будущего театра у новых директоров сложилась сразу, не все удалось выполнить на первых порах, что-то далось легко, к чему-то пришлось идти долгие годы.
Идеалом была труппа без иерархии, созданная на творческом и социальном равенстве. Весь процесс подготовки и работы над пьесой в МХТ был построен иначе, чем это было принято раньше. Большое внимание уделялось подготовительному этапу постановки: прочтению пьесы, ее разбору, многократным и генеральным репетициям. Подготовительный процесс захватил и воспитание зрителя: нельзя было ходить по залу во время действия, заходить после третьего звонка, прерывать аплодисментами действие.
Немирович большое значение уделял качеству драматургии в репертуаре. Здесь не было ничего случайного, но и не существовало ограничений по стилю или тематике. Первые десять лет в репертуаре можно было проследить несколько направлений:
историко-бытовое (А. Толстой),
интуиции и чувства (Чехов),
общественно-политическое (Ибсен, Горький),
социально-бытовое (Гауптман, Л. Толстой),
фантастики, символизма (Островский, Метерлинк).
Первой была пьеса «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого. Драма соответствовала поставленным целям нового храма Мельпомены. Оба режиссера почерпнули вдохновение из гастролей труппы герцога Мейнингенского, оттуда они взяли стремление к исторической подлинности, гармонию в каждом элементе действия, тщательную проработку массовых сцен. Премьера состоялась 14 октября 1898 года. Постановка оказалась успешной, но Немирович говорил, что МХТ родился не с этой премьерой, а гораздо позже, в скромной череде рабочих будней.
В репертуаре были анонсированы следующие спектакли:
«Антигона» Софокла,
«Чайка» Чехова,
«Гедда Габлер» Ибсена,
«Венецианский купец» Шекспира,
«Потонувший колокол», «Ганнеле» Гауптмана,
«Самоуправцы» Писемского.
Именно «Чайка» ознаменовала рождение новой сценической площадки. Премьера, состоявшаяся 17 декабря 1898 года, не была шумной, зал был полупустой, но именно с этой пьесы начался успех. Эта и другие драмы Чехова: «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» в корне поменяли драматическое искусство нового века.
МХТ сразу стал модным и любимым у интеллигенции, которая увидела в его постановках свои идеалы.